Top.Mail.Ru

Free flow: возможности и сложности

24 Мая 2018

Когда в одном ресторане могут готовиться и паста, и суши, и мясо, и бургеры — при этом качественно и вкусно

Free flow: возможности и сложности

Близкой к формату быстрого питания является концепция фри фло: free flow в переводе с английского означает «свободный поток», потому что гость, свободно передвигаясь по торговому пространству заведения, сам выбирает понравившееся из широкого ассортимента блюд и быстро оплачивает заказ на кассе. Строго говоря, концепция free flow входит в формат fast casual: это нечто среднее между fast food («быстрая еда») и casual dining («повседневный обед»). Но так как мы повсеместно наблюдаем тенденцию к повышению уровня фаст-фуда, его стремлению занять более высокую нишу, в теме о быстром питании концепт фри фло нельзя обойти.

Широкий ассортимент блюд

С лёгкой руки Романа Рожниковского, открывшего в 2003 году в Москве ресторан «Грабли», и Игоря Борисычева, открывшего в том же году, одновременно с Рожниковским, в Нижнем Новгороде сеть ресторанов «Едок», концепция фри фло стала привлекать участников рынка своими возможностями и гибкостью.

В Санкт-Петербурге первым рестораном фри фло стал открытый в 2010 году на площади Восстания «Щелкунчик». Заведение на 250 посадочных мест пропускает в день от 1000 до 1800 гостей.

Одним из главных преимуществ концепта является широкий ассортимент блюд, который необходимо поддерживать весь день в полном объёме.

— В нашем меню 250–300 наименований блюд, которые, конечно, не выкладываются одновременно, а меняются ежедневно, — рассказывает Анна Никончук, управляющий ресторана «Щелкунчик».

Но в этом же состоит и одна из основных сложностей концепта: для него важна должность закупщика, поскольку в одиночку шеф-повар при всём желании физически не успеет следить и за появлением на рынке новых продуктов, и за изменением ассортимента поставщиков. В «Щелкунчике», например, работает целый закупочный цех.

Как автоматизировать и вести учёт?

Технология «Карта на входе» реализуется на базе системы r_keeper_7. Гостю выдаётся бесконтактная пластиковая карта, к которой привязывается счёт клиента. С ней он может свободно перемещаться по всем пунктам выдачи готовых блюд и самостоятельно собирать свой заказ, прикладывая карту к специальным считывателям, благодаря которым информация о набранных товарах попадает в систему автоматизации. В финальном месте оплаты кассир считывает карту посетителя, видит все совершённые покупки и производит расчёт. Для весового товара можно использовать весы с печатью штрих-кода, которые интегрированы с r_keeper. На кассе штрих-код считывается сканером, и выбранный весовой продукт также добавляется к счёту.

Модуль для офиса rk_manager помогает контролировать и корректировать работу всего комплекса, cистема StoreHouse_5 обеспечивает складской учёт.

www.ucs-spb.ru
 

Высокая скорость разработки новых блюд

Ещё одна особенность фри фло — скорость разработки новых блюд.

— Дольше чем один-два дня нам нельзя работать с новым блюдом: каждое из них должно вводиться очень быстро, — говорит Анна. — Шеф-повар поэтому его прорабатывает, тестирует, пишет калькуляционную карту и сразу же вводит в меню. Зато мы можем не переживать по поводу обновления меню, — она улыбается. — Меню обновляется фактически ежедневно, и нам не нужно ни фотографировать блюда, ни печатать новое меню: всё сразу же идёт на выкладку в зал.

Блюда, которые предлагаются гостям, достаточно простые: утром, на завтрак, — каши, омлеты; в обед — понятные салаты, супы, домашние горячие блюда; вечером добавляются какие-то пивные закуски. Дело в том, что «Щелкунчик» известен ещё и тем, что, работая в концепте фри фло, является ещё и рестораном-пивоварней: здесь варится несколько тонн пива в месяц. Поэтому вечерние гости несколько отличаются от дневных и утренних.

— Утром к нам идут на завтраки сотрудники окружающих офисов и туристы, приезжающие на Московский вокзал, — рассказывает Анна Никончук. — Днём к ним прибавляются туристы, гуляющие по Петербургу, а вечером — любители пива, которые приходят посидеть с кружкой-другой.

Средний чек здесь достаточно доступный, а любимые блюда, как говорит Анна, — домашней кухни, например, котлета с картофельным пюре.

Для концепта фри фло важна должность закупщика, поскольку в одиночку шеф-повар при всём желании физически не успеет следить и за появлением на рынке новых продуктов, и за изменением ассортимента поставщиков.

Упорядоченная структура концепта

Концепт стал привлекателен и для крупных ресторанных групп: холдинг Ginza Project, к примеру, открыл в петербургском торговом центре «Стокманн» ресторан фри фло «Обед буфет». Гость здесь может выбрать себе блюда либо самостоятельно — на станциях самообслуживания, либо подойти к любой из четырёх открытых станций, где повара готовят блюда под заказ — от шашлыков, отбивных и курицы-гриль до суши, пасты, пиццы или блинов.

В режиме самообслуживания работают станция супов, а также холодный и горячий салат-бары, где за фиксированную плату гости выбирают салаты, закуски, маринады, готовые горячие блюда, гарниры. В отличие от ресторанных блюд, готовящихся на открытых станциях, здесь всё самое простое — оливье, винегрет, «шуба», тушёное мясо, приготовленная на пару рыба и прочее.

Выбор блюд самообслуживания большой: только салатов девять видов, которые при этом в течение дня могут меняться; на станции супов — девять видов супа.

Отдельно предлагаются напитки — чай, морсы, соки, стоят витрины с донатсами и кондитерскими изделиями. Предусмотрена и витрина «с собой», где гость может выбрать упакованные в стаканы и стаканчики овощи, салаты, супы, вторые блюда. Салаты — например, тот же оливье — не заправлены: заправленный салат может стоять всего час. Поэтому заправка прилагается отдельно: её можно смешать с подготовленными ингредиентами уже непосредственно перед едой.

Наглядная и понятная навигация ведёт гостя через весь зал от салатов, закусок и горячих блюд к десертам и кассе.

— Гостю должно быть представлено большое количество блюд разных направлений, не похожих друг на друга! — убеждён Алексей Царалов, шеф-повар ресторана «Обед буфет».

Чтобы гости не путались в станциях и салат-барах, для них предусмотрена наглядная и понятная навигация, ведущая через зал от салатов к десертам и кассе.

Так как торговый центр открывается в 10.00, «Обед-буфет» тоже работает с 10.00, предлагая до 12.00 завтраки. В это время на станции супов представляются семь видов каши и два лёгких супа. Ассортимент баров самообслуживания утром также несколько меняется: здесь предлагается сыр, ветчинные рулетики, творог, сырники, запеканки — словом, самые подходящие для завтрака блюда.

Открытые станции до 12.00 в полном режиме не работают — там идёт подготовка к дневной работе, — но пришедшие на завтрак гости на одной из станций могут заказать, например, яичницу с различными топингами.

В 12.00 салат-бары буквально за пять минут перенакрываются и гости получают уже обеденные блюда.

В таком сегменте как фри фло можно работать как с люксовым продуктом, так и с более простым.
Главное, чтобы продукты были хорошего качества.

 

Большое меню влечёт за собой большое количество заготовок

— Ассортимент меню в нашем ресторане рассчитан на очень разных гостей, включая, например, вегетарианцев и сыроедов, — рассказывает Алексей Царалов. — Для них предусмотрено не только несколько вариантов овощей, в том числе в витрине «с собой», но и, к примеру, фруктовые десерты.

Средний чек составляет 400 рублей без алкоголя, но поесть, конечно, можно и дешевле, и дороже. Поэтому поток гостей в заведении крайне высок. В день в «Обеде буфете» проходит порядка 2,5 тысячи человек — только на салат-барах продаётся порядка 400 кг еды!

Большое меню в формате фри фло всегда востребовано, потому что напрямую связано с проходимостью заведения. Но большое меню влечёт за собой и большое количество заготовок, которые, как объясняет Алексей, обязательно должны быть использованы. Поэтому хотя заготовки делаются в огромном количестве, один продукт — тот же картофель или томат, яйцо или сыр — всегда идёт сразу на несколько блюд.

Большое меню влечёт за собой большое количество заготовок, которые обязательно должны быть использованы. Поэтому один продукт — картофель или томат, яйцо или сыр — должен всегда идти сразу на несколько блюд.

Впрочем, и ассортиментный ряд продуктов нужно держать достаточно широким. Одного риса для блюд «Обеда буфета» поставляется несколько видов — на суши, на вок, на плов и смесь трёх видов риса — бурого, шлифованного и чёрного — на гарниры.

— У нас и пасты несколько видов, и круп очень много — ячневая, перловая, манная, булгур, кус-кус, овсянки два вида, гречневые, рисовые хлопья и прочее, — улыбается Царалов.

В таком сегменте как фри фло, считает шеф-повар, можно работать как с люксовым продуктом, так и с более простым: главное, чтобы продукты были хорошего качества.

И так как точное количество необходимых блюд при открытии заведения рассчитать сложно, лучше предусмотреть процент их списания, который поначалу может быть достаточно высоким. Потом списания придут в норму.

Точное количество необходимых блюд при открытии заведения рассчитать сложно, лучше предусмотреть процент их списания, который поначалу может быть достаточно высоким. Потом списания придут в норму.

Чем лучше подготовишься к работе с людьми и блюдами, тем меньше возникнет проблем

Важная необходимость — отслеживать моду на какое-либо гастрономическое направление.

— Мы следим за всеми тенденциями! — говорит Алексей. — У нас можно найти витграс сок, смузи- и йогуртовые боулы, детокс-напитки, смузи, различную эко-продукцию — семена чиа, чай матча, различные гранолы, порошок асаи, спирулину и много другое. У нас даже есть своя коробка SUPERFOODIES by OBED BUFET, где мы собрали все полезные продукты, которые пригодятся в повседневной жизни, в здоровом питании и приготовлении любимых блюд.

Важная необходимость — отслеживать моду на какое-либо гастрономическое направление. Сегодня в тренде азиатская кухня — и на станции суши и вока к услугам гостя «Обеда буфета» представлен целый конструктор: гость сам может выбрать ингредиент и заказать его повару для приготовления блюда: креветки, курица, говядина, свинина; рис, лапша яичная, пшеничная, гречневая, даже бататная и киноа.

Алексей уверен, что в одном ресторане могут готовиться и паста, и суши, и мясо, и бургеры — при этом качественно и вкусно. Но в заведении для этого должны быть узкоспециализированные сотрудники разных направлений, отвечающие только за свой ассортимент блюд.

Так как готовых блюд много и располагаются они в открытом доступе, персоналу, прежде всего, нужно заботиться о том, чтобы они имели очень презентабельный внешний вид, выглядели красиво и вкусно.

Каждое блюдо гостю должно быть удобно взять: для этого под рукой должны лежать и лопатка, и ложка, и, может быть, вилка. А чтобы он не задумывался, какой кусок ему взять, повара в «Обеде буфете» нарезают салаты, запеканки и прочее на порции заранее.

— Если какое-то блюдо заканчивается, мы не можем допустить, чтобы гость видел пустое место: нам нужно его очень быстро заполнить, — рассказывает Алексей Царалов. — Поэтому все ингредиенты блюд мы подготавливаем заранее: уже зная наш оборот, мы делаем определённое количество заготовок и потом быстро собираем из них любое блюдо.

Видя, что какой-то салат либо гарнир заканчивается, менеджер зала передаёт заказ на кухню, где повара тут же начинают готовить свежую порцию, которую выносят взамен заканчивающейся: на всё про всё уходит максимум 15 минут.

Такая технология работы возникла в этом ресторане не за день, но сегодня весь персонал — порядка 70 человек, работающих днём, — чётко понимает свою роль в общем процессе. Есть ещё ночная смена, гораздо меньшая по численности, — она делает свежие заготовки на день.

Есть одно блюдо, требующее особого внимания, — это суп на самообслуживании. После первых пяти человек, которые подошли к кастрюле с супом, в ней остаётся только бульон. «Который нужно срочно вернуть на кухню и заново заправить!» — подчёркивает Царалов.

Так как готовых блюд много и располагаются они в открытом доступе, персоналу, прежде всего, нужно заботиться о том, чтобы они имели очень презентабельный внешний вид, выглядели красиво и вкусно.

Персонал — это живой организм, в котором все сотрудники связаны друг с другом

Поэтому крайне важно в заведении фри фло правильно выстроить работу с персоналом.

В дневной смене «Обеда буфета» работают около 40 поваров, часть из которых стоит в зале — и в этом тоже проявляется специфика концепта.

Открытая кухня предполагает людей в красивой форме, улыбающихся и умеющих — не боящихся! — говорить с гостями. Чистота там должна поддерживаться постоянно — это должно стать привычкой.

Повара в зале готовят непосредственно на глазах у гостей и общаются с ними, остальные обеспечивают работу салат-баров и частично — работу тех, кто в зале: это можно назвать рабочим конвейером.

— У нас каждый работает на своём месте, помогая при этом в работе кому-то ещё, — объясняет Алексей. — К примеру, сушист на станции делает суши, но часть овощной нарезки ему готовит холодный цех. Пиццайоло занимается пиццей, а начинку ему тоже делают в холодном цеху. При этом сушисты и пиццайоло могут для холодного цеха делать, к примеру, какие-то заправки. Наш персонал — это живой организм, в котором все сотрудники связаны друг с другом и при необходимости могут друг друга даже заменить.

При этом несколько опытных поваров-универсалов могут работать на любых станциях и в любых цехах.

Именно поэтому повара всегда понимают работу администратора зала и трений «зал / кухня» в форматах фри фло фактически не бывает.

Специфика концепции free flow 
— широкий ассортимент блюд;
— быстрое введение в меню новых блюд;
— большое количество заготовок;
— упорядоченная структура концепта;
— построение работы сотрудников как единого организма;
— высокая скорость обслуживания;
— крайне внимательная работа с гостями;
— очень быстрое реагирование на любую внештатную ситуациию.

Высокая скорость обслуживания

— У нас всё собирается и готовится очень быстро — за 5–8 минут, — говорит шеф-повар. — Единственное, что мы не можем ускорить, — эта работу мангала: шашлык готовится 12–15 минут. И это самое долгое поэтому блюдо в приготовлении!

Для ускорения обслуживания введена система быстрого чека: на каждой станции гостю дают карточку, куда занесена информация о весовых и штучных блюдах. Кассиру остаётся лишь взвесить то, что гость взял из салат-баров, и приложить к валидатору карточки, выданные ему на открытых станциях.

Это очень помогает работе кассира в пиковые часы — во время завтраков, обедов и ужинов, то есть фактически постоянно.

Выбирая формат фри-фло, нужно быть готовым внимательно работать с гостями

— Пару лет назад нам пришлось расшириться — открыть ещё один зал, где разместился бар самообслуживания с алкоголем, — улыбается Алексей.

Открытая кухня предполагает людей в красивой форме, улыбающихся и умеющих — не боящихся! — говорить с гостями. Чистота там должна поддерживаться постоянно — это должно стать привычкой.

Бар работает по системе штрих-кода: гость сначала оплачивает напиток, а потом сам наливает его из крана. Кранов более 30-ти — с вином, пивом, сидром.

Целевая аудитория ресторана разнообразна: это и офисные работники, и студенты, и пожилые люди.

— У нас и деловые встречи происходят, и молодёжные тусовки, и туристы заходят.

Поэтому, выбирая формат фри фло, нужно быть готовым очень внимательно работать с гостями. Ведь все люди разные: один аккуратен, другой не очень, и всем нужно помогать. Потому что, как объясняет Царалов, один разбитый стакан у салат-бара обходится заведению гораздо дороже стоимости самого стакана: чтобы битое стекло ни в коем случае не попалось гостю, списывается сразу более 30 килограммов готовой продукции.

— Происходит это потому, что один лист на выкладке помещает порядка семи килограммов салата, а когда разбивается стакан, радиус разлёта осколков может достигать полутора метров, и стёкла, соответственно, могут попасть сразу на несколько листов, — говорит Царалов. — Обезопасить себя здесь нужно максимально — чтобы ни один стеклянный кусочек не попался гостю в тарелке. И на служебное питание это уже не может пойти по той же причине! Поэтому мы обычно списываем сразу весь салат-бар.

Фотографии предоставлены PR-службами заведений

Другие статьи
Смотреть все

Рост ресторанов быстрого обслуживания обеспечили далеко не только сетевые рестораны: на рынке появляется всё больше п...

Ресторанный бизнес ежедневно сталкивается вызовами — ужесточение законодательства, растущие затраты и дефицит к...

Сеть кофеен Skuratov Coffee, в которую входят 64 заведения в 7 городах России, оцифровала процессы работы своих завед...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх