Top.Mail.Ru
AVITO

Технологическое проектирование – фундамент строительства бизнеса в сфере HoReCa

06 Мая 2019
Технологическое проектирование – фундамент строительства бизнеса в сфере HoReCa

С чего начинается успешный ресторанный бизнес? Не с PR-фейков и не с ностальгических воспоминаний бабушкиного погребка на летнем отдыхе в деревне. Ресторанный проект начинается с чётких параметров выстраивания его эффективности, где одним из ключевых маркеров и основ всего является хорошо продуманное и правильно организованное, технологичное производство собственных блюд и напитков. Это и есть основной актив предприятия общественного питания.

Мировые идеологи бизнеса HoReCa давно уже не ставят перед заведениями задач во что бы то ни стало создать непревзойдённый продукт или непревзойдённый сервис. В этом смысле чаще всего ресторану нужно лишь сделать нечто продуктивное, с одной стороны, и в рамках запланированного бюджета — с другой! То есть — произвести качественный и конкуретноспособный продукт. А уже потом в дело включаются мастера выстраивания уникальных торговых предложений, которые отлично понимают, что кто и почему должен купить ваш товар. И лучше, если купят его с удовольствием и не один раз!

В основе всегда проект

В основе производства в ресторанном бизнесе всегда будут проектирование и оборудование. Поэтому цель условного мозгового штурма на первом этапе состоит из понятных задач, а именно:

 сформировать предварительный облик будущего проекта;

 ответственно подойти к формированию проектной документации, в рамках технологического проектирования и создания уникального дизайн-проекта;

 произвести целевое комплексное оснащение предприятия общественного питания, с использованием эффективных технологий, инвентаря, эффектной посуды, усиливающей концепцию, со всеми атрибутами современного взгляда на формирование инфраструктурных пространств.

Но всё это не делается в произвольной форме. У лидеров бизнеса HoReCa, существуют уже годами сформированные подходы и методы к рынку предоставления услуг в общественном питании. Они понятны и ориентируются не на эмоции, а на прогнозируемые финансовые показатели. При этом, если спросить начинающего ресторатора о его воображаемом проекте, то первое, что он ответит, — это направление кухни. Мол, я открою ресторан французской, итальянской, русской и т. д. кухни. И сразу же спросит: а какой именно лучше открыть? Профессионал же, в первую очередь, подумает о том, где и какое помещение есть в распоряжении, какова ставка аренды. И, исходя из этого, он предложит оптимальные характеристики проекта:

— концепцию предоставления услуги питания;

— технологию производства блюд и напитков собственного производства;

— сервисную модель, предоставления услуг питания.

При этом технология и сервисная модель, как правило, сочетаются с бизнес-стратегией, которая отвечает, собственно, на главный вопрос: а как именно мы планируем зарабатывать в сфере общественного питания.

В процессе целевого технологического проектирования предприятия, которое сочетается с конкретным помещением, формируется не просто милое пространство, а именно правильное предприятие общественного питания. А эта работа, имеет смысл, когда есть правильное понимание целей и задач предприятия общественного питания. Ассортимент, формы и методы хранения сырья или полуфабрикатов, целевые группы клиентов и их потребности, подготовительные процессы и оптимальные формы тепловой обработки в процессе приготовления… Эти понятия очень важны и, зачастую, во многом индивидуальны.

Существует два глобальных контура, из-за чего профессионалы занимаются технологическим проектированием очень тщательно и основательно: законодательный и управленческий.

Законодательный контур

Государство Российское, имеет особое отношение к виду деятельности «общественное питание».

Разрешительный порядок начала деятельности по оказанию услуг общепита с 1 июля 2009 года заменен на уведомительный (294‑ФЗ от 26.12.2008). Правила предоставления такого уведомления отражены в Постановлении Правительства РФ № 584 от 16.07.2009 г., в соответствии с которым Роспотребнадзор (ранее — «СЭС») стал уполномоченным органом по приему уведомлений от предприятий общепита.

Уведомлением предприятия подтверждают соответствие своих зданий, территорий, помещений, оборудования, персонала и т. д. обязательным требованиям, установленным правовыми актами. А это значит, что фактически уведомительный порядок не даёт никаких послаблений в соблюдении всех законодательных норм: при проектировании помещений санитарные требования должны неукоснительно соблюдаться, иначе велика вероятность штрафов и возможного приостановления деятельности.

Управленческий контур

Основные нагрузки на проект в ресторанном бизнесе — аренда и фонд оплаты труда привлеченного персонала. Планировочные и конструктивные решения зданий предприятий общественного питания должны обеспечивать возможность организации различных форм обслуживания посетителей. Любая сервисная и технологическая модель предоставления услуг — чётко ложиться на определённое помещение, и ориентирована на минимизацию производственных площадей (а следовательно, арендной нагрузки), и на повышение эффективности использования персонала (а следовательно, фонда оплаты труда). То есть хороший концептуальный специалист в ресторанном бизнесе должен зайти в пространство любого архитектурного контура и через десять минут сказать, что именно в этом здании (помещении) должно быть!

Техническое оснащение предприятий питания должно основываться на повсеместном внедрении в проекты современного высокопроизводительного технологического оборудования, которое оптимизирует процессы приготовления и реализации блюд и напитков, повышает продуктивность использования наемного персонала. Это, в свою очередь, достигается поточными метода создания эргономичных зон хранения, приготовления, функциональных схем реализации готовой продукции. Немаловажным фактором является и пищевая безопасность. Понятно, что получить репутацию места, после которого болит живот — никто не хочет.

Главные показатели — эффективность и развитие

В конечном итоге, эти — два упомянутых нами контура, – способствуют повышению экономической эффективности проектов и повышению их репутации. Но настройки этой системы очень тонкие, и требуют большого и, что самое главное, позитивного опыта. Посетители ресторанов в цивилизованном мире всё реже выбирают грязные подвалы «авторской кухни».

Различные конфигурации современного взгляда на оптимизацию бизнеса тоже учитываются в технологическом проектировании. «Коекакеры» взахлёб думают о внешних атрибутах имиджа и зачастую, полностью игнорируют стратегические принципы устойчивости бизнеса.

Немаловажной частью бизнес-планирования, является учёт возможных точек роста и развития. Так, выводя на рынок свой новый проект HoReCa, идеолог не должен забывать о точках возможного роста. Необходимо планировать и максимальную нагрузку на производственные площади, и эффективно предоставлять услуги разного формата, допуская, что со временем могут появиться такие опции, как доставка, еда ссобой, ресторан выездного обслуживания и другие.

Отдельное упражнение — это сетевое строительство. В этой работе принципиально разделять общее, или «кустовое» производство и точки реализации этой сети. По сути дела, на принципе разделения торговых и производственных площадей базируется работа всех крупнейших сетей. И это особый и сложный жанр. Нужно знать бизнес изнутри, или, как минимум, иметь инсайдерскую информацию.

О чем нужно знать заранее

Говоря о старте нового проекта HoReCa сегодня, в условиях повышенной конкуренции и экономической неопределённости, мы должны чётко понимать, что новый стартап скорее нужен собственнику бизнеса, чем потенциальным посетителям его проекта. Ожидаемых премьер почти нет. Поэтому готовить премьеру — нужно тщательно.

На птицефабрике счастье цыплёнка со временем нарастает, так как добрые и сердечные люди кормят его бесплатно едой и заботятся о нём. Но, увы, это происходит лишь до момента забоя птицы. Поэтому, инвестиции в ресторанный проект — это не этап сладких предвкушений и торжественных ожиданий, а этап кропотливой работы над фундаментом бизнеса. При чётком понимании ответов на вопросы: «что делаем?» и «для кого делаем?» А технологический проект отвечает на вопрос, как делаем. В противном случае, грёзы об увлекательности ресторанного бизнеса, могут закончиться горьким разочарованием. Без чёткого понимания параметров технологического проектирования — целостность концепции нового ресторана не получается.

К сожалению, количество нарушений, выявляемых при проверках ресторанов, и количество штрафов, после этих проверок — возрастает с каждым годом.

К топ‑3 нарушений санитарных требований, как правило, относятся следущие типовые ошибки:

 Не соблюдаются требования к размещению предприятий питания в жилых зданиях, что приводит к многочисленным жалобам жильцов на ухудшающиеся условия проживания (шум, запахи).

 Не соблюдаются объёмно-планировочные и конструкторские решения помещений, предусматривающие последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.

 Набор и площадь помещений не соответствует технологическому процессу, мощности и вида предприятия (работают на сырье, но нет овощного и мясного цехов и т. п.).

Производственные помещения предприятий общественного питания включают различные цеха по выработке полуфабрикатов, а также изготовлению блюд, кулинарных и кондитерских изделий. Обострение конкуренции на рынке, возросший потребительский спрос, сокращение норм прибыли диктуют необходимость усовершенствования не только организации работы самих цехов, но и внедрения новых технологий с использованием нового типа оборудования.

И все эти данные учитывают в своей работе компании-лидеры, профессионально занимающиеся формированием проектной документации.

Другие статьи
Смотреть все

Когда на кухне ресторана или кафе готовят блюда на открытом огне, владельцу заведения придется решать такие проблемы ...

Это те самые технологические решения, которые уже меняют ваш бизнес и задают новые стандарты для всей индустрии.

8 августа 2025 года компания «РЕАЛ» отмечает свой 32-й День рождения! 

ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Шеф-повар ресторана при бутик-апарт-отеле «Окно»
Основательница московской сети кафе CofeFest
Вверх