• Мы:

Русский шеф-повар «Гранд Отеля Европа»

Русский шеф-повар «Гранд Отеля Европа»

Анатолий Иванов – из числа профессионалов, что ценят постоянство и стабильность. Именно этой особенностью характера во многом объясняется тот факт, что кулинар работает в «Гранд Отеле Европа» уже около 20 лет. За это время Анатолий прошел практически все ступеньки поварской карьеры, начиная от начальника смены и заканчивая должностью шеф-повара ресторанной службы 5-тизвездочного отеля. В истории отеля это первый прецедент, когда такой высокий пост занял русский специалист.

Анатолий Иванов родился в 1967 году. Среднее специальное образование получил в кулинарном техникуме. Первым местом работы кулинара стал плавучий отель «Олимпия» в Петербурге, принадлежащий шведской компании. Поскольку последняя готовила сотрудников специально к открытию «Гранд Отеля Европа», в 1991 году Анатолий получает должность начальника смены нового отеля, отвечающего за работу холодного цеха ресторанов, расположенных на первом этаже отеля.

В 1995 году Анатолий Иванов делает перерыв на год, устраиваясь на это время работать на круизный лайнер американской компании, совершающий путешествия по Карибскому бассейну. В 1997 году, вернувшись после стажировки, молодой повар получает повышение и приступает к работе в должности младшего су-шефа. Год спустя Иванов становится су-шефом, а в 2002 – executive су-шефом ресторанной службы отеля. В марте 2009 года Анатолий Иванов возглавил кухню «Гранд Отеля Европа», став первым русским шеф-поваром в истории отеля.

Анатолий Иванов является членом Гильдии гастрономов. В качестве посла русской кухни участвовал во многих кулинарных фестивалях в отелях Тайланда, Греции, Турции, США. Выступал консультантом отеля Ciragan Palace Kempinski (Стамбул, Турция) по открытию реплики ресторана «Икорный бар» «Гранд Отеля Европа».

- Анатолий, вы первый русский шеф-повар, возглавивший кухню «Европы». Страшно было брать на себя такую ответственность?

- Нет, потому что технически и морально я был к этому готов. Перед этим я уже долгое время работал в должности заместителя директора производства ресторанов, поэтому все карты были у меня на руках. Кстати, не могу сказать, что когда находился на второй позиции, ответственность была намного меньше.

- Сколько человек сегодня в вашем подчинении?

- Порядка 77 человек, плюс около 25 практикантов ежемесячно. Производство достаточно большое, рассчитанное на работу как на территории отеля, так и за его пределами. Отдельная команда сориентирована на обслуживание выездных мероприятий.

- Насколько знаю, в отелях иностранных брендов принято, что шеф-поваром выступает иностранный кулинар, а его заместителем – русский.

- Да, но, на мой взгляд, это не всегда оправдано. Я считаю, что в отдельных гостиничных ресторанах с национальной кухней могут руководить иностранные специалисты, а вот заниматься административной работой, планированием, логистикой должен русский. Бюрократизм, который процветал в России долгое время, требовал от нас, чтобы мы тщательно разбирались в законах. Плюс к этому, складывается более стройная система: русский шеф, иностранные специалисты, су-шефы, и далее - русские шефы. То есть возможность давления на персонал - как на иностранный, так и на русский - отсутствует. Кстати, у нас кухню ресторана «Росси» возглавляет итальянский кулинар, в «Чопстик» за меню отвечает китаец.

- Чтобы возглавлять ресторанный комплекс отеля высокого класса, наверное, надо быть гиперорганизованным человеком.

- Бесспорно. У меня даже одно время была кличка «мойдодыр», потому что я терпеть не могу беспорядок на кухне.

- Анатолий, а как вы пришли в поварское дело? Это был осмысленный выбор?

- Скорее, вынужденная мера. Тогда, в 1988 году я вернулся из армии, нужно было зарабатывать на жизнь, воспитывать маленькую дочь. К моему счастью, мне удалось устроиться в плавучий отель «Олимпия» на Васильевском острове, который принадлежал совместному российско-шведскому предприятию. Одной из задач этого отеля была подготовка персонала к открытию гостиницы «Европейская», как раньше назывался наш отель.

- В первое время было трудно?

- Когда пришел к шведам, я был полным нулем. Огромное количество специй, которые я обнаружил на кухне, привело меня в полное замешательство. Вообще мы не были готовы к такой работе – тыкались, как слепые котята. Помню случаи, когда ребята ели нечищеных креветок целиком, потому что до того даже не видели этого продукта. Вообще в то время было много забавного. На корабле была траповая система – крутые спуски и подъемы. Сколько раз повара кувыркались с подносами, тарелками. Но я очень благодарен шведской компании, потому что именно персонал, обученный в процессе работы «Олимпии», потом попал в «Гранд Отель Европа», причем сразу на руководящие должности. Поначалу я отвечал за работу холодного цеха на первом этаже отеля, который обслуживал рестораны «Росси», «Садко», террасы и рум-сервис, и в моем подчинении было 8 человек.

- В какой-то момент вы оставили отель ради зарубежной стажировки.

- В 1995 году я впервые попал на работу за границу. Я устроился на круизный корабль, который совершал одно- и двухнедельные путешествия по Карибскому бассейну. Это была работа тяжелая и в физическом, и в моральном плане. Большое число клиентов на корабле, обслуживание нескольких приемов: от завтрака до позднего ужина. Мы обеспечивали очень разнообразное меню – от голландской кухни до кухни острова Барбадос, использовали много фруктов, овощей, морепродуктов.

- Знаю, что повара «Европы» нередко обслуживают VIP-приемы. Есть ли мероприятие, которое для вас, как для кулинара, является наиболее памятным?

- Думаю, это торжественный ужин для королевы Елизаветы II в Мариинском дворце во время ее визита в Петербург в 1993 году. Обед в русском стиле тогда готовили около 10 поваров под руководством нашего шефа Тони Бумана. В качестве стартера мы подавали борщ и горячий сбитень, потом были Беф Строганов и кулебяка. Помню, что все это было очень волнительно и было много суматохи.

- Анатолий, а вы сами, как кулинар, с какими продуктами любите работать больше?

- Люблю работать с морепродуктами: они проще в приготовлении и удобнее с точки зрения организации презентабельной подачи. Обратите внимание, что на поварских конкурсах сегодня многие участники предпочитают морепродукты мясу.

- Знаю, что за время работы в «Европе» у вас было много учеников. Успехами кого из них вы гордитесь больше всего?

- Я хочу отметить двух людей – Руслана Бурмистрова и Юрия Николаева. Один из них сегодня является директором ресторанной службы отелей Marriott International в Петербурге, другой – возглавляет кухню Renaissance St. Petersburg Baltic Hotel той же компании. Интересно, что оба попали на работу в «Гранд Отель Европа», что называется, перекантоваться, не собираясь посвящать себя поварскому делу. И в какой-то момент поняли свое призвание. На самом деле, когда я начинал работать в «Европе», конкуренции между ресторанами в городе практически не было, и начинающие повара стремились попасть к нам в отель, чтобы получить хорошую школу. Сегодня многие из этих людей работают шеф-поварами лучших ресторанов и отелей города.

- Была уверена, что вы также назовете победителя российского отборочного тура последнего конкурса «Золотой Бокюз» Алексея Костичкина.

- Про Лешу Костичкина и говорить не надо. Я отношусь к нему с большим уважением. Мы до сих пор работаем вместе. В свои 29 лет он является моим су-шефом и занимается кухней ресторанов «Европа», «Икорный бар» и кафе «Мезонин».

- С такими заместителями вам должно быть не трудно управлять ресторанной службой.

- Да, с командой мне повезло: в ней есть Олег Черемушкин, шеф банкетной службы, Сергей Андреев, занимающийся нашими рестораном и кафе в здании Филармонии напротив отеля, шеф-кондитер Люба Максимова. Все эти люди на своих местах: их достаточно только сориентировать и все будет сделано. Даже если завтра мне нужно будет уехать на пару месяцев, я знаю, что все будет крутиться в мое отсутствие. Мне кажется, основная работа шефа в этом и заключается – дать своим заместителям поработать самостоятельно.

- А что является самым трудным в вашей работе?

- Определенные нюансы связаны с неординарностью наших гостей и срочностью: особенно, когда речь идет о приеме на правительственном уровне. Здесь-то и приходится проявлять максимальную гибкость. Кстати, могу привести такой пример. Некоторое время назад кафе «Мезонин» с изменением меню перешло в режим работы ресторана. При этом площадь кухни осталась прежней и число персонала не увеличилось. Можете представить, какая организация должна быть на кухне, чтобы успешно решать новые задачи прежними ресурсами!

- Изюминка вашей ресторанной коллекции – «Европа», заведение, которое несколько раз называли «Лучшим рестораном Петербурга» среди ресторанов высокого класса. В чем причина такой высокой оценки?

- Наверное, все-таки люди. Там работает хорошая команда молодых поваров, которые в течение нескольких лет находились под патронажем бывшего французского шефа Яна Бернара и Алексея Костичкина. Если говорить о сервисе в самом ресторане, здесь ведущую роль, безусловно, играет метрдотель Дима Захарченко. Когда сидишь в ресторане Европа, прямо мурашки по телу от того, как тебя принимают и обслуживают. Причем не обязательно находиться на ужине – достаточно посетить бранч. Это очень приятно, и это является нашей гордостью.

- Подборка ресторанных концепций отеля сегодня спланирована оптимально?

- Думаю, да. У нас есть восточный ресторан «Чопстик» с китайской кухней. Есть русский ресторан «Икорный бар», который любят как наши соотечественники, так и иностранцы. И есть «Мезонин» - ресторан формата fine dining – для деловых встреч. Еще один – «Росси» - ресторан здоровой итальянской кухни.

- Анатолий, в ближайшее время вы планируете какие-то изменения в работе ресторанного комплекса?

- Сейчас в разработке проект, задачей которого будет объединить залы двух ресторанов в один большой около 300 квадратных метров с несколькими станциями для приготовления основных блюд и кондитерских изделий непосредственно в торговом зале. Также здесь будет открытая кухня за стеклом. Мне очень нравится этот проект. Думаю, и поварам интереснее, когда приготовление блюд происходи на глазах у клиента и есть прямой контакт.

- Значит, два меню будут предлагаться в одном зале?

- Мы планируем 4 разных меню: итальянское, китайское, возможно, грузинское и еще одно. Два новых направления пока в процессе доработки.

- Анатолий, вам доводится бывать в других ресторанах? Есть заведения, где вы достаточно высоко оцениваете работу коллег?

- Раньше удавалось ходить чаще, о чем жена мне периодически напоминает. Кстати, до рождения ребенка она работала официанткой и тоже с интересом оценивает новые места. Конечно, есть у нас любимые ресторанчики. Это культовые «Гинза», «Терраса» и «Золотая Орда» в пригороде по нижней трассе. И как ни странно, такое небольшое заведение, как «Александра» рядом с «Золотой Ордой». Исключительный сервис, атмосфера и кухня. И это при том что место не самое удачное, да и название ни о чем не говорит.

- Знаю, что «Гранд Отель Европа» не только занимается кейтерингом, но с некоторых пор предлагает такую необычную услугу, как «повар напрокат».

- Да, практика показывает, что у наших постоянных клиентов не всегда есть время и желание заниматься меню при организации частных или деловых мероприятий. Тут и возникает тема «повар напрокат». Прежде, чем ехать, мы, естественно, оцениваем санитарные условия, оснащение кухни, определяем число поваров, если одному человеку не справиться. Кстати, наш предыдущий шеф-повар Доминик Фершо сам пару раз обслуживал такие мероприятия.

- Если заказ будет на вас, поедете?

- Нет проблем, возьму пару человек и поеду. Мне это даже будет в удовольствие.

Другие статьи
Смотреть все

Статья из дайджеста публикаций в журнале «РесторановедЪ». Не случайно название басни Ивана Андреевича Крылова обыгран...

Некоторые повара говорят, что не работают, а занимаются любимым делом. Большинство же жалуется, что у них всё плохо: ...

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

NEMOX Russia - представительство итальянского завода, производителя профессионального оборудования для сегмента H...
Автоматизация ресторанного бизнеса
Группа компаний «СофтБаланс» была основана в 1993 году. Наша деятельность направлена, прежде всего, н...

Санкт-Петербургская школа сомелье (WineJet до 2017 года)

темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Публикации компаний
Вверх