В последний год много говорится о подъёме ресторанного рынка, приводятся в пример данные оборота — и он действительно растёт; показываются графики объёма продаж (растущие!) — и в то же время, не умолкая, звучат возгласы о падении среднего чека, об отказе гостей посещать дорогие рестораны, о повышении интереса к демократичным заведениям. Буквально вчера в Москве завершилась Международная выставка индустрии быстрого питания IFFF-2014, где прошёл Международный бизнес-форум, на котором обсуждалось развитие рынка.
Александр Романенко, генеральный директор IndexBox Marketing, рассказал на нём о своём видении состояния и перспектив развития индустрии фаст-фуда в России. Оно не сказать чтобы трагической, но и сугубо оптимистичным его назвать нельзя. Александр приводит в пример главную цифру: 1 триллион 130 миллиардов рублей — таков в 2013-м году был объём рынка общественного питания в России. Откуда он такой взялся и что с ним происходит сейчас? На оба эти вопроса у Александра есть ответы.
— В прошлом году множество людей тратили больше, чем зарабатывали, — говорит он. — Рост кредитов в 2012-м году составил 39% (а за год до этого — 30%), и люди жили на те деньги, которые получили в долг. Кроме того, доходы населения расти перестали. Те 3,3%, которые считаются статистическим ростом, на деле ростом не являются: рубль падает, а вслед за ним — и платежеспособность населения. Уже сегодня экономисты прогнозируют рост цен на еду на 10–15%.
Конкуренция за потребителя на рынке общественного питания сегодня возросла, и рестораторы стремятся оптимизировать маркетинговую деятельность. Более того, сегодня мы видим конкуренцию за ресурсы — аренду, персонал, оборотные средства, — а это уже является признаком перегрева отрасли. Рестораторы отказываются от непрофильных активов; обновляют концепции своих заведений, меню и дизайн; развивают собственные производственные базы — инвестируют в производство и логистику.
— Поэтому хотя оборот вроде бы действительно увеличивается, рост рынка на самом деле замедляется, — говорит Александр. — В 2011-м году он составил 116%, в 2012-м — 112, в 2013-м — всего 104%.
Это не кризис, этого не надо бояться, но это то, что нужно учитывать в своих расчётах при открытии новых заведений, советует Александр Романенко.