Мировые дипломатические отношения вещь весьма хрупкая.
Даже обычная выставка гастрономических достижений, оказывается, может навредить отношениям между двумя странами. Организаторы выставки Anuga 2011 (она пройдет в октябре в немецком Кельне) запретили французским производителям привезти на кулинарный смотр знаменитый деликатес - фуа-гра. Мотивировка – насильственное откармливание уток и гусей ради приготовления блюда - слишком жестокая процедура.
Французы, естественно, пришли в ярость. Причем непонятно, что больше взбесило производителей: то ли потакание организаторов обществам по защите прав животных, то ли лицемерие - немцы сами потребляют более 170 тонн этого деликатеса в год (стоит, правда, отметить, что производить в Германии продукт нельзя, а есть – можно).
В итоге в дело вмешивается министр внешней торговли Франции, Пьер Лелуш. Он вызывает немецкого посла и с его помощью настойчиво советует правительству Германии «оказать более действенное влияние на организаторов выставки и заставить их соблюдать европейские законы. Это просто смешно. Этот запрет может иметь далеко идущие последствия», - заявил министр.
Французские производители заявляют, что их продукция – самая гуманная в мире, а защитники прав животных говорят о нарушении европейского законодательства (по данным последних, лишь 10% хозяйств выращивают птиц в клетках, где они могут полностью расправить свои крылья).
Последнее слово, впрочем, осталось за французами. »Запрещать фуа-гра на немецкой выставке - это то же самое, как если бы немецкие сосиски попали под запрет во Франции», - заявили производители деликатеса.
Какой бы анекдотичной ни показалась ситуация, проблемы вокруг фуа-гра возникают не в первый раз. В США даже продается книга-исследование на эту тему (ее объем – 368 страниц – позволяет предположить, что дебаты идут вечно). Именно в Соединенных Штатах, кстати, вопрос о гуманности блюда вызывает наибольшие споры.
Известному ресторатору, Литнону Хопкинсу, даже пришлось написать статью на тему того, почему меню его заведений деликатес не покинет. Смысл в следующем: компания привержена употреблению продуктов, производство которых исключает любые формы насилия, потому поставщики тщательно отбираются. Однако это не помогло – у ресторанов Хопкинса периодически появляются активисты с транспарантами.
И потому, похоже, что конфликт в обозримом будущем вряд ли разрешится – это вообще больше похоже на кризис ради кризиса, в котором утиная печень предмет политического торга.