Top.Mail.Ru

Кирилл Можаров и Александр Плотников. Гость – лучший курьер

19 Сентября 2024

Как манго с перцем вызывает wow-эффект не только во рту, но и в соцсетях, и помогает развивать доставку

Кирилл Можаров и Александр Плотников. Гость – лучший курьер

Знакомясь с рестораном, эксперт легко отличит инвестиционный бизнес от дела с личным участием основателей. Однако, и в первом, и во втором случае всё направлено на рост прибыли с соблюдением стандартов обслуживания.

О том, как при открытии ресторана можно рассчитывать на устойчивое развитие - мы узнали у Кирилла Можарова и Александра Плотникова, основателей и владельцев ресторанной сети Korean Chick. Беседа проходила августовским вечером в ресторане Korean Chick в Москве на Кронштадтском бульваре.
 

В основе концепции – актуальный тренд на корейскую поп-культуру

У Вас очень атмосферное заведение. Стиль интерьера необычный, будто попадаешь в корейскую дораму. Как родилась идея такой концепции?

Кирилл:
 – Идея возникла не сразу. Мы к ней шли, тестировали различные варианты взаимодействия с нашей публикой, нащупывали целевую аудиторию. У нас до сих пор каждый день что-то меняется, совершенствуется. Развитию нет предела: мы подстраиваемся под запросы наших гостей, следим за трендами, анализируем рынок, поэтому находимся в постоянном творческом поиске. 

Александр:
– Korean Chick в первую очередь нацелен на молодежь, вовлечённую в южнокорейскую культуру. Это не только сеть ресторанов, где можно познакомиться и насладиться паназиатскими блюдами, но и пространство для самореализации и самовыражения. Кстати, в нашей сети разные форматы точек: это и рестораны с залом для обслуживания, и несколько дарк китченов. Конечно, блюда везде одинаково востребованы и вкусны.

Почему для концепции выбрали именно паназиатскую кухню, а не чисто корейское направление?

Кирилл:
– Паназиатская кухня – симбиоз лучших кулинарных традиций Японии, Кореи, Таиланда. Однако при этом неадаптированные азиатские блюда для наших гостей просто неприемлемы: они будут слишком сладкими, кислыми или острыми. К тому же в Азии есть достаточно специфические закуски, которые у нас не будут есть по этическим соображениям. Если опустить эти моменты, то паназиатская кухня – это максимализм во всем. 

У корейских поваров есть манера совмещать несовместимые ингредиенты в одном блюде. При прочтении в меню это кажется странным и непривычным, а по факту –  получается вкусно и вызывает wow-эффект. К примеру, манго с кайенским перцем, острая свинина и сладкий ананас, холодное мороженое и острые специи. Это всегда что-то нестандартное, яркое на вкус и внешний вид – то, что можно так выигрышно показать в социальных сетях, что находится в тренде и удивляет вкусовые рецепторы. Конечно, занимаясь меню, мы собирали и собираем обратную связь от гостей, регулярно и значительно адаптируя рецептуру под вкусы нашего потребителя.

В меню ресторанной сети есть стопроцентные хиты?

Кирилл:
– Безусловные лидеры продаж: курица в фирменных соусах, чикен попкорн – куриное филе в панировке и глазированное в фирменном сладко-остром соусе, все разновидности корейского корндога, а также токпокки – корейские клецки с различными соусами. За этими позициями чаще всего приходят и их чаще всего хвалят. Естественно, у нас всё меню рабочее: часто берут панчаны, салаты, вок. Фишкой наших блюд являются фирменные и классические соусы. Мы очень рады, что к нам приходят за специалитетами. К примеру, аутентичный токпокки в Москве можно попробовать только у нас. 

Мы начинали свой бизнес с того, что хотели дать гостю блюда, отвечающие корейским кулинарным традициям. Для нашего потребителя сочетание острого и сладкого – непривычно, но интересно. Гости приходят к нам за кулинарными экспериментами, впечатляются блюдами, влюбляются в них и становятся нашими постоянными гостями. Да, адаптация существенна, но она почти не затрагивает закуски. Так, наши корейские гости говорят, что кимчи и панчаны у нас в точности «как дома».

 

Для меню важней не сезоны года, а сезоны дорам 

В Ваших заведениях есть сезонные предложения?

Кирилл:
– От сезона зависят запросы гостя. Летом заказывают холодные супы, лёгкие салаты и закуски, а в холодное время года – горячие, сытные, плотные блюда.

Сезонных предложений как таковых у нас нет, но есть ивент-меню, которое меняется со своей периодичностью. К примеру, мы выбираем какую-то трендовую историю в корейской культуре и делаем под неё несколько блюд. И вводим эти позиции в меню на определенный период. 

По сезону у нас идут только напитки, а основное меню – вне сезона. Гости любят наше меню, заказывают и едят всё, независимо от того, какая температура за окном.

Пример ивент-меню
К выходу корейского анимационного фильма «Мир в моей голове» в Korean Chick:
– Токпокки с жареным сыром Тофу «Клетка Юми»
– Баббл-ти «Всплеск эмоций» с тропическими фруктами и джус-боллами
– Нежнейший десерт моти: «Любовь» – со вкусом «Сникерс», «Писатель» – со вкусом чёрной смородины

Расскажите о мероприятиях, которые вы проводите в вашей сети.

Кирилл:
– У нас проходят ивенты, посвященные дорамам, анимэ, праздникам, К-рор танцам, приглашаем сюда кавер-группы. Создаём мероприятия, которые мы можем организовать в наших масштабах: костюмированные представления, художественные конкурсы по направлению корейской культуры, мастер-классы, клуб по изучению корейского языка и т.д. Нам нравится, что молодые люди здесь общаются, знакомятся, поддерживают контакты по интересам, развиваются и самовыражаются. Молодёжи надо давать возможность раскрывать потенциал, свои таланты, творчески расти.

Разрисованные стены в кафе – дело рук наших гостей. Мы объявляли художественный конкурс, по итогам которого его победительницы создали уникальное оформление заведения.

Помимо конкурсов гости приносят нам поделки, созданные своими руками, которые мы выставляем в гостевом зале, публикуем в социальных сетях. С некоторыми гостями мы уже сотрудничаем на коммерческой основе. 

Гость – лучший курьер

Как у вас организована доставка?

Александр:
– Изначально мы не планировали развивать доставку. Потом нам показали на практике, что это жизненной необходимо. А дальше столкнулись с новыми препятствиями. Агрегаторы доставки постоянно меняют свои алгоритмы и тарифы. Если вчера доставка в соседний дом стоила 300 рублей, то сегодня - уже 3000 рублей. К примеру, на Бауманской доставка заказа дальностью в 1,5 км от кафе стоила дешевле на такси бизнес-класса, нежели пешим курьером.

Сегодня пользуемся услугами агрегаторов, привлекаем сторонние курьерские службы. Так или иначе, хороших ответственных курьеров тоже не хватает.

 

Все ли блюда из меню можно заказать через доставку?

Александр:
– На доставку можно заказать всё, кроме горячих и холодных напитков. Конечно, гость должен понимать, что блюдо в доставке может немного отличаться от того, которое ему подадут в зале. Некоторые продукты имеют свойство при охлаждении набирать влагу. Всё зависит от времени доставки. Допустим, сыр в горячем корндоге хорошо растягивается. При охлаждении такого эффекта уже не будет. Подобные нюансы от нас не зависят. Это свойство продукта.

Какой процент гостей предпочитает есть в заведении, а какой – заказывать еду на дом?

Кирилл:
– Практически одинаково. По ценам доставка и кафе не отличаются. Единственное, что при заказе курьером идёт расход на доставку с нашей стороны. С другой стороны, у нас количество посадочных мест ограничено. Поэтому, возможно, экономически целесообразнее отдать 20 заказов на доставку курьером, чем посадить 6 человек на 6 часов в кафе, а остальным отказать в обслуживании из-за отсутствия свободных столиков. Сложная математика. 

Здесь самая лучшая схема – это самовывоз: пришел, заказал, забрал и ушёл есть домой, в парк или в другое место. Это наш идеальный, любимый и маржинальный сценарий: при самовывозе мы в виде скидки отдаём гостю деньги, которые бы потратили на доставку.

Каналы онлайн-продаж: разные, но только свои

Откуда приходят заказы? Какими сервисами и инструментами пользуетесь?

Кирилл:
– У нас есть телефоны, мобильное приложение, сайт и мини-приложение в Телеграм от tgEDA. Мы поддерживаем все удобные нашим гостям способы заказа еды. Конечно, наша публика почти не пользуется для этого телефонными звонками. «Поколению комфорта» проще оформить заказ в приложении или в Телеграм. Меньше слов и телодвижений, всё делается в один клик. Если бы было можно отправлять месседжи силой мысли, то и действующие сегодня инструменты для оформления заказа им были бы не нужны (смеётся). 

Инструменты меняются в зависимости от внешних факторов, времени. Если раньше Телеграм был простым мессенджером для общения, то сейчас он переродился в платформу для рекламы и бизнеса, которым пользуются практически все.

Как вы стали сотрудничать с сервисом tgEDA?

Александр:
– Мы стали жертвой холодного звонка (смеётся). А если серьёзно, то мы всегда открыты к диалогу, что-то ищем и пробуем. Нам подробно рассказали о сервисе, его возможностях и мы решили попробовать поработать с ним. 

Честно признаться, сначала мы отнеслись к этому инструменту скептически и внедрили мини-приложение в Телеграм только на одной точке. Сервис показал свою работоспособность, оказался удобным, максимально эффективным, к нам начали оттуда приходить заказы, плюс, мы узнали, что вся наша аудитория «сидит в телеге». Получив достойную обратную связь от гостей в виде заказов, мы решили масштабировать сервис на всю сеть. Мини-приложение от tgEDA стало нашим дополнительным каналом продаж.

Кирилл:
– У нас были и другие опасения относительно сервиса. Мы полагали, что наша аудитория просто перейдет из мобильного приложения в Телеграм и мы не получим новую аудиторию. Однако, после тестирования и анализа поняли, что tgEDA привел к нам новую аудиторию, что этот сервис экономически эффективен и удобен для пользователя. Он генерирует новые заказы, аудиторию, актуален для молодёжи, помогает формировать базу, с которой мы можем взаимодействовать. Имея контакты гостя, мы можем предложить ему дополнительные активности, поздравить его с днём рождения, активировать его желание на повторные покупки, мотивировать его поучаствовать в промо-акции и т.д.

Увидеть картину эффективности позволяет статистика. К примеру, через сайт мы получаем около 1% заказов, с его мобильной версии – 9%, а через приложение и мини-приложение в Телеграм – 90%.

 

Застрявший танкер подтолкнул к собственной фабрике-кухне

Паназиатская кухня стоит на двух столпах – свежий продукт, яркий соус. Что касается соусов – вы сотрудничаете с корейскими поставщиками или готовите их самостоятельно?

Александр:
– Всё, что есть в нашем меню, мы готовим самостоятельно: полуфабрикаты, фирменные соусы, рисовые колбаски токпокки. Полуфабрикаты мы производим на собственной фабрике-кухне. Мы решили готовить их в одном месте, чтобы во всех заведениях сети были стабильные вкус и качество, а продукт был безопасным. 

Своя фабрика-кухня даёт нам широкие возможности и преимущества по корректировке органолептических характеристик под запросы гостей, быстрый вывод новинок.

Крайне важно, что мы не зависим от иностранных поставщиков. Часть соусов мы привозили из Кореи, пока танкер-контейнеровоз Ever Given не застрял в Суэцком канале. На нём была и наша продукция. Когда половина меню встала «в стоп» из-за отсутствия полуфабрикатов, мы решили организовать собственную фабрику-кухню. Получается, что нет худа без добра: проблема с танкером помогла нам с развитием.

В начале лета нынешнего года многие ресторанные сети повысили цены на 10-12%. Этот тренд коснулся ваших ресторанов?

Александр:
– Летом мы подняли цены только в агрегаторах. Что касается заказов на вынос, зала и собственной доставки, то цены остались неизменными.

Колебание цен на рынке из-за валютных курсов на нас почти не сказывается. Понятно, что цены постепенно растут, но продукты, из которых мы готовим, не дорожают в разы. Это выливается в минимальные проценты роста цен в меню, которые на фоне общей инфляции для гостя практически незаметны. 

Благодаря фабрике-кухне мы достигаем стабильности в качестве, во вкусе, в безопасности и цене, что гость ценит. Мы не боимся прописывать цены в меню и фиксировать их надолго. На некоторые позиции мы не меняли цены уже целый год. 
Мы уже выяснили, что фабрика кухня экономически целесообразна. А какие ещё проблемы закрывает собственное производство?

Кирилл:
– Не нужно держать большое количество поваров на каждой точке, чтобы готовить всё из-под ножа. Это и сокращает фонд оплаты труда, и отчасти решает кадровую проблему, которая сейчас стоит очень остро. Плюс не нужно закупать много оборудования. В заведениях мы доготавливаем продукт, чем экономим время на приготовление и сокращаем время отдачи. Готовить с нуля до конечного продукта – это долгий трудоёмкий процесс. Не всегда есть квалифицированный персонал, который будет на всех точках делать одинаково вкусно и качественно.

Также мы можем увеличить пространство для гостей, сократив площадь кухни. Так что фабрика-кухня позволяет улучшать качество вкуса, сервиса, скорость доставки.

Мы подошли к тому, что готовы развиваться по франшизе. И фабрика-кухня в этом направлении может защитить нас от недобросовестных партнёров: все ключевые компоненты блюд завязаны на ней, без них концепция работать не будет.

Ситуация на рынке с кадрами стоит остро. На вашей фабрике-кухне больше идёт упор на автоматизацию, или всё же преобладает ручной труд?

Александр:
– У нас 50/50, без человеческих рук работать пока не научились. В любом случае нужны квалифицированные сотрудники, контроль за техникой, дегустации полуфабрикатов. Автоматизация же здорово облегчает производственные процессы. Допустим, тестомес вымешивает тесто в разы эффективнее и качественнее человеческих рук. 

В истории вашего бизнеса было столько поворотных моментов. Как вы с этим управляетесь?

Кирилл:
– С момента открытия и до сегодняшнего дня мы внесли очень много перемен и в концепцию, и в меню, и в бизнес-процессы. Открытие первого заведения произошло за день до локдауна. Мы открылись 27 марта 2020 года, поработали один день, а 28 числа благополучно закрылись. Та концепция, которая планировалась изначально, в один день стала неактуальной. Главной целью было выжить. Потом произошла эта история с танкером и все соусы, технологии и калькуляционные карты в миг стали нерабочими. Бизнес штормит постоянно. Это новая «нормальность», в которой нас выручает умение быстро перестраиваться, проявлять гибкость и находчивость и, конечно, обратная связь наших отзывчивых и верных гостей.

Общалась Лилиана Бергер

Другие статьи
Смотреть все

17 декабря в Москве состоялась презентация нового формата отраслевых мероприятий — Coffee Tea Cacao & HOREC...

В ресторанном и гостиничном бизнесе работают с людьми, поэтому любая ошибка управляющего грозит потерей репутации, не...

Пока гости наслаждаются ужинами в любимых местах, в ресторанной индустрии идёт своя, невидимая большинству, работа. Р...

Вице-президент ФРиО по корпоративному и социальному питанию. Руководитель общественного питания и туристических услуг ООО «Энергоатоминвест» АО «Концерн Росэнергоатом» Госкорпорации «Росатом»
Руководитель проекта по продажам в канале HoReCa компании «Перспектива»
Коммерческий директор компании «Перспектива»
Заметитель директора направления баров финтес-клубов xfit
Бартендер, ресторатор, совладелец бара El Copitas, сооснователь и идеолог ресторанной группы Follow the Rabbits, а также таких проектов, как Paloma Cantina, Tagliatella Caffe, Sangre Fresca, Nola, «Пища династии Минь».
Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Вверх