Top.Mail.Ru

Андрей Поляшов: «Жизнь шефа – это его профессиональная реализация, гармония в семье, общение с друзьями, коллегами и любовь к жизни»

02 Октября 2024
Андрей Поляшов: «Жизнь шефа – это его профессиональная реализация, гармония в семье, общение с друзьями, коллегами и любовь к жизни»

О ключевых особенностях работы шеф-повара ресторана при отеле, необходимости делиться своим опытом с молодым поколением в беседе с ведущим рубрики «Интервью с шефом» Виктором Шабалиным рассказал Андрей Поляшов, бренд-шеф сети отелей Alean Collection в Краснодарском крае, профессионал с 27-летним опытом работы.

У каждого человека свой путь к выбору профессии. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в индустрию питания и стали поваром?

– Так получилось, что всё своё детство я провёл на кухне. Моя мама всю жизнь отработала на предприятиях питания, была завпроизводством в столовой на одном из крупнейших предприятий нашего города, заводе турбинных лопаток, где ежедневно питались до трёх тысяч человек. Мой отец начинал коком на рыболовном судне, а потом работал простым поваром в «Метрополе». Несмотря на то, что я с детства любил готовить, династию продолжил не сразу. Моя первая профессия – автослесарь, тогда отец меня отправил учиться. А вот после службы в армии я понял, что моя любовь к поварству и кулинарии меня должна кормить. И пошёл учиться на повара в лицей сервиса, который тогда находился на Наличной улице. 

Мама – заведующая производством в столовой, папа – повар в ресторане. Интересно, а была ли между ними некая конкуренция?

– Конечно, была. И когда они вдвоём дома начинали готовить, наша кухня становилась адской. Если бы тогда была передача «На ножах», она была бы о них. Но они научились разделять обязанности. Мама готовила больше, подешевле и «на дольше», а папа в основном готовил праздничные ужины.

Я правильно понимаю, что отец не видел вас в профессии повара, раз отправил учиться на автослесаря?

– В те времена у него было два автомобиля, и, наверное, он мечтал, чтобы сын приносил пользу семье, ремонтируя семейные авто. А если говорить серьёзно, шёл 1992 год, ресторанов было немного, профессия повара была ещё не настолько популярна и работали в ней чаще всего женщины.

Хорошо, вернёмся к становлению в профессии. Как складывалось ваше мировоззрение в этот период?

– Мне посчастливилось попасть на практику в гранд-отель «Европа», и все три года обучения я был неразрывно связан с этим местом. Моим первым учителем на практике был Александр Александрович Ненашев. На кухне «Европы» я увидел, как работают иностранные шеф-повара: шведы, немцы, итальянцы. Я познал их стандарты работы, чистоту, эстетику. После того как завершил обучение и получил свой первый практический опыт, я устроился на работу в ресторан «Гарсон» у француза Патрика Гранжьена. Мы вместе с Евгением Иришкиным были у истоков становления этого ресторана. Потом у меня был огромный опыт при открытии отеля «Редиссон САС», где работал француз Девид Арнуа. Там я получил фундаментальные знания построения кулинарии. В течение 12 лет, что я там работал, шеф-повара менялись каждые два года, и это были иностранцы. На дворе были двухтысячные годы, мы кормили первых лиц государств и западных компаний, которые жили в нашем отеле. После получения этого опыта я начал позиционировать себя как шеф-повар.

Сколько лет вам было тогда?

– 32 года. Я начал учиться в лицее в 1997 году, и на сегодня работаю в индустрии питания больше 25 лет. Долгое время трудился простым поваром, потом сушефом, пока не достиг уровня шеф-повара.

На каких предприятиях после «Редиссон» вы работали в качестве шеф-повара?

– После «Редиссон» мне повезло открыть сеть, где я стал идейным вдохновителем. Это сеть паназиатских бистро «Мистер Чан», потому что одним из моих учителей был специалист по паназиатской кухне Кент Ли. Это были небольшие бистро. Начали с одного, потом открыли ещё несколько предприятий, запустили франшизу, и получилась такая сеть в Петербурге, где я смог реализовать свой опыт как шеф-повар. Позже я принимал участие в запуске проекта французской кухни UnBon, где мне пригодились знания и опыт, полученные от французских шефов, а потом долгое время я работал в ресторанном холдинге «Евразия» у Алексея Васильевича Фурсова, где получил опыт управления несколькими ресторанами. Это были рестораны «Вместе». Их было четыре в нашем городе, и там моя работа шефа плавно переходила в работу бренд-шефа.

Напрашивается следующий вопрос. С таким колоссальным опытом посещала ли вас мысль найти инвестора, открыть своё предприятие и позиционировать себя уже в новой роли – роли ресторатора?

– Эта мысль давным-давно появилась в моей голове и не покидает до сих пор. Безусловно, хочется открыть своё заведение, но я понимаю: для того, чтобы быть эффективным ресторатором, нужно иметь сплочённую команду, которая сможет помочь в юридических и экономических вопросах и позволит мне заниматься творчеством на кухне. Нужны партнёры.

Сейчас не могу не задать наш традиционный вопрос. Вы, как шеф-повар, больше творец или управленец?

– В моей жизни был опыт работы бренд-шефом, и по совместительству я каждое лето уезжал в Крым работать в отеле «Ялта-Интурист», где у меня в подчинении было около двухсот поваров и где мы ежедневно кормили до трёх тысяч туристов. Вот там нужно было быть управленцем. Творчество – это важная составляющая, но без знания системы управления людьми и процессами, творчество не может быть реализовано. Если же говорить в процентном соотношении, я на 60 % управленец, а на 40 % творец. Любой повар, каким бы он ни был профессионалом, если не умеет управлять производством, то у него ничего не получится.

Помимо работы в отеле «Ялта-Интурист», в каких гостиничных комплексах вы совершенствовали свой управленческий опыт?
 
– Я работал в отеле Riviera Sunrise Resort & SPA 4* в Алуште и в гранд-отеле METROPOL 5* в Краснодарском крае. Сейчас тружусь в сети отелей ALEAN FAMILY RESORTS, тоже Краснодарский край. Я хотел бы пояснить, что работать бренд-шефом в отелях без управленческого опыта невозможно, но и о творческой составляющей забывать нельзя, потому что бренд-шеф должен разрабатывать и внедрять в меню новые блюда во всех ресторанах гостиничного комплекса.

В чём различия работы шеф-повара в ресторане и отеле?

– В первую очередь это совершенно разный функционал. В отеле есть определённая многозадачность: банкетная служба, Room service, завтраки, шведская линия, a-la Cart, мастер-классы, званые ужины, сезонность, но не в плане продуктов, а в плане персонала. В низкий сезон часть персонала приходится сокращать, а в высокий, наоборот, искать, набирать и сплачивать. Отель – это большое количество департаментов, с которыми необходимо наладить коммуникацию. В самостоятельном ресторане все процессы протекают гораздо интенсивнее и быстрее. Там всего одна служба, которая заточена на индивидуального гостя.

Получается, что начинающему повару лучше всего нарабатывать опыт в отеле?

– На мой взгляд, мир гастрономии изменился. Когда я начинал свою трудовую деятельность, отель был своеобразной кузницей кадров, где можно получить опыт работы с иностранными шефами. Сейчас всё изменилось. Сейчас наши русские шефы задают тон. Мы все знаем, что Санкт-Петербург – кулинарная столица России, которая славится своими шеф-поварами, а они работают в ресторанах. Работа поваром в отеле сегодня является дополнением к номерному фонду, и не более.

Как вы думаете, такое изменение справедливо?

– Нет. Мы же знаем много примеров зарубежных отелей, где работают «звёздные» повара и к ним с удовольствием приходят гости. Именно в ресторан при отеле. Для меня большая загадка, почему наши люди (не гости отеля) боятся идти на ужин в ресторан при гостинице. Возможно, это связано с многозадачностью шефа гостиничного ресторана. Он просто теряет фокус на гастрономию. Ему некогда ей заниматься.

Говоря о сезонной работе персонала, как думаете, в чём заключается сложность подбора кадров, например, в Крыму?

– Первое: очень слабая школа в плане обучения студентов в местных колледжах; второе: резкий переход от низкого сезона к высокому, когда приезжают повара из разных регионов и у шефа очень мало времени для подготовки команды, то есть набрал персонал – и сразу нужно работать. 
 
Да, есть над чем задуматься, но вернёмся к вашим учителям. Кого ещё считаете своими наставниками в профессии?

– Повторюсь, это Александр Александрович Ненашев, именно он сформировал моё отношение к профессии. Как я уже сказал, были и французы, и немцы, и американцы, и тайцы, но Александр Александрович стоит особняком в этом списке. Я учился также у испанцев в Баскском кулинарном институте, где познакомился с системой подготовки поваров и шеф-поваров и их отношением к гастрономии.

Есть отличия в системе обучения у нас и у них?

– Безусловно. Они где-то в космосе. В первую очередь с точки зрения философии гастрономии, но мы хорошие ученики. У нас есть именитые шеф-повара, но это капля в море. Нам нужны фундаментальные изменения в системе профессионального образования. Нам нужно на стадии обучения в колледжах открывать новых звёздочек, которые станут основой нашей гастрономии в будущем. Нам нужно поставить эту работу на конвейер в масштабах страны.

 

Новые звёздочки в силу возраста, амбиций и юношеского максимализма могут не до конца понимать, что в ресторане надо работать, а не «звездеть» и противостоять шефу и коллегам. Как донести начинающим поварам все эти нюансы?

– Здесь должна быть правильная философия в обучении ребят. Они должны понимать, что путь становления профессионала достаточно длинный. Наша профессия прекрасна, но при этом сложна. Ребят нужно готовить не только технологически, но и физически, и морально. Они должны понимать, с чем столкнутся. Ребята должны знать, что им придётся научиться совмещать творчество с рутиной, где есть объёмы выпускаемой продукции, экономика, командообразование, санитария и вкус. Преподаватели и мастера должны не только вести теоретические и практические занятия, они должны стать для студентов проводниками во взрослую профессиональную жизнь. Они должны не только научить готовить, творить, но и воспитывать в ребятах моральные и волевые качества, которые позволят им преодолевать жизненные препятствия и видеть мир реальным, а не таким радужным, как многие себе представляют. Сегодня в нашей профессии можно развиваться по разным направлениям: вести мастер-классы, свои каналы в социальных сетях и на различных платформах, заниматься кейтерингом, выступать в роли консультанта по креативному развитию, в роли мастеров и преподавателей. Направлений много, но без опыта работы, без профессиональных знаний не справиться.

В мире существует множество кулинарных школ, которые основываются на исторических традициях гастрономии тех или иных стран. В нашем городе есть проект Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга «Петербургская кухня». Как вы считаете, нужна ли в нашем городе своя кулинарная школа, которая будет сохранять кулинарные традиции?

– Санкт-Петербург – уникальный город. Наша культура, архитектура, пригороды влияют на мировоззрение человека и воспитывают его. Мы – кулинарная столица, потому что наши шефы, находясь в этой атмосфере, невольно впитывают её. Она проникает в каждую клеточку. Мы видим эту красоту и создаем её, но уже в своих ресторанах, своих блюдах. Создание такой школы для молодых дарований будет самым цельным воспитанием, когда они будут понимать, что Санкт-Петербург не только самый красивый город, но и великая кулинарная школа, сохраняющая свои традиции. Эта школа должна стать образцом, так как в ней необходимо будет совмещать вековые кулинарные рецепты петербургской кухни и техники мировой кулинарии, но со своей душой и культурой.

Нужно ли приглашать в эту школу в качестве преподавателей шеф-поваров старшего поколения, чьи имена звучали в 90-х и начале 2000-х, а сейчас они находятся в тени?

– Конечно. С возрастом приходит мудрость и понимание ценности культуры, в которой ты живешь. Молодые шефы сейчас пытаются быть в тренде, в креативе, а петербургская кухня – это истоки. Старшее поколение шефов было воспитано на базовых классических техниках, у них есть чему поучиться. Вот это соединение классики и современности и должно стать основой петербургской кулинарной школы, которая, я надеюсь, скоро появится в нашем городе.

Вы для себя уже определили дальнейшее развитие с учётом возраста?

– Да, безусловно, я себе задаю этот вопрос. Я подготовил много сушефов и шефов и склоняюсь развиваться именно в направлении обучения молодых ребят. Нужно передавать свой опыт, свои знания и умения следующему поколению поваров. Они должны понимать, в какой физической форме надо себя держать, как развивать вкус и креатив, как вести свои социальные сети. Я сам постоянно учусь, езжу на разные фестивали, слежу за современными техниками и стараюсь внедрять их в своё меню.

2024-й в России объявлен Годом семьи. Работа шеф-повара заключается в постоянном присутствии на работе, но вы, например, многодетный отец. Как удаётся совмещать одно с другим?

– Когда я был начинающим поваром, постоянно находился на работе. Мне нужно было получать знания, нарабатывать опыт, и моя жена это понимала. Со временем пришло понимание, что нужна гармония. Для любого человека важно, кто стоит за его спиной, кто его поддерживает, а это семья. Сейчас я чётко формулирую свою позицию работодателям – в выходные дня я с семьёй. Для того чтобы это было возможным, важно подготовить команду так, чтобы она в моё отсутствие на работе функционировала, как будто я нахожусь на своём месте. Как мне кажется, у меня это получается. Нужно самому себе отдавать отчёт в том, что для тебя значит семья, работа, хобби и друзья. Когда ты находишь этот баланс, получаешь от жизни вдохновение.
 

Другие статьи
Смотреть все

17 декабря в Москве состоялась презентация нового формата отраслевых мероприятий — Coffee Tea Cacao & HOREC...

В ресторанном и гостиничном бизнесе работают с людьми, поэтому любая ошибка управляющего грозит потерей репутации, не...

Пока гости наслаждаются ужинами в любимых местах, в ресторанной индустрии идёт своя, невидимая большинству, работа. Р...

Вице-президент ФРиО по корпоративному и социальному питанию. Руководитель общественного питания и туристических услуг ООО «Энергоатоминвест» АО «Концерн Росэнергоатом» Госкорпорации «Росатом»
Руководитель проекта по продажам в канале HoReCa компании «Перспектива»
Коммерческий директор компании «Перспектива»
Заметитель директора направления баров финтес-клубов xfit
Бартендер, ресторатор, совладелец бара El Copitas, сооснователь и идеолог ресторанной группы Follow the Rabbits, а также таких проектов, как Paloma Cantina, Tagliatella Caffe, Sangre Fresca, Nola, «Пища династии Минь».
Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Вверх