Среди различных источников ощутимой прибыли для ресторана банкеты, пожалуй, уверенно занимают одно из первых мест. Правда, постоянно зарабатывать на этом деньги могут лишь заведения, где все продумано и сделано правильно. Свои рекомендации, проверенные на личном опыте, дали наши эксперты: Андрей Власов, шеф-повар ресторана «Русская рюмочная №1», Илья Еремин, шеф-повар кейтеринговой компании «Идеальный Фуршет», рестораторы Сергей Малаховский (ресторан «Ребра House») и Евгений Никифоров (кафе «Кайzen»).
Как привлечь потенциальных гостей?
Сегодня в витрине практически каждого кафе и ресторана можно увидеть слова «Свадьбы, юбилеи, банкеты, семейные торжества!». Но вот насколько действенна такая реклама?
— По моим подсчетам, 97% клиентов заходят с вопросами о банкете, увидев наружную рекламу (на улице установили конструкцию, на которой написано, что мы проводим банкеты от 990 рублей на человека), — рассказывает Евгений Никифоров. — Еще 3% — это сарафанное радио и работа с теми, кто уже был гостем нашего кафе.
В свою очередь, Илья Еремин уверен, что раскрутить такую услугу как проведение банкета можно главным образом за счет сарафанного радио.
— Важно также качество блюд и уровень сервиса, — считает он.
Кроме того, по мнению Евгения Никифорова, необходимо заранее готовить будущих гостей к сезону банкетов.
— Крупные компании так и поступают, — говорит ресторатор. — У них сидят люди и обзванивают потенциальных клиентов и тех, кто раньше уже приходил. Мы это делаем в октябре, готовясь, например, к новогодним праздникам.
Правда, для того, чтобы проводить подобные кампании, нужно обладать соответствующей информацией.
— Для этого у любого заведения вне зависимости от количества посадочных мест должны быть свои наработки, база контактов, — уверен Евгений Никифоров. — Она собирается в основном благодаря личному общению с гостями. В то же время, когда есть желание ее расширить, можно пригласить известного ведущего, у которого, как правило, есть своя база контактов. Не секрет, что люди сами ищут таких профессионалов для организации праздника. И если мы говорим о банкетном ресторане, то в этом случае клиенты заведению гарантированы. Ведь если востребованный ведущий «привязан» к какому-то банкетному залу, то заказы будут обязательно. Так что, условно, популярный тамада — это лучший канал рекламы и маркетинга, ведь он постоянно себя продвигает различными способами, в том числе и в соцсетях.
Несколько иной подход предлагает Сергей Малаховский:
— Я привлекаю гостей тем, что использую интернет-каналы — выкладываю меню в соцсети. Люди видят и понимают: они получат рыбный и мясной стол, закуски, горячее и фрукты.
Как продать банкет?
Для того чтобы человек остановил свой выбор именно на вашем заведении, он должен увидеть несколько вариантов банкетного меню. Такого мнения придерживается Евгений Никифоров.
— У меня, например, их пять — от 990 до 2,5 тысячи рублей, — поясняет он. — Когда ко мне заходят с вопросом о банкете, показываю сразу пять разных вариантов. Сразу предлагаю тот, что за 2500 рублей. У человека шок, даже несмотря на то, что в таком меню очень много позиций — понадобится часов пять-шесть, чтобы все это съесть. Потом говорю, что есть и банкет за 990 рублей на персону. Меню простое, позиций в нем мало. Психологический эффект достигнут. Естественно, заказчику не очень хочется выбирать такой вариант. И понятно, что после этого я предлагаю другой — за 1300 рублей. Он по наполнению лучше, чем самый доступный по деньгам. И тут клиент понимает: можно выбрать меню за 1500 или 1700 рублей. Разница-то не очень большая.
Так что сначала нужно оглушить ценой, потом предложить совсем облегченный вариант, а уж затем человек сам (!) найдет золотую середину. Да, и меню за 990 рублей, и за 2500 соответствуют цене по наполнению. Просто себестоимость у них разная. Например, за 990 рублей предлагаем на горячее белую рыбу или курицу в беконе, на гриле. Да, все красиво и вкусно, но это по-прежнему куриная грудка, а не стейк из свинины или семги, которые есть в других вариантах меню. Они соседствуют с уткой и бараньим окороком на закуску. Это блюдо и подается соответствующим образом, разрезается порционно.
Илья Еремин, основываясь на собственном опыте, полагает, что в идеале принимать заказ по банкету должен лично шеф-повар, дабы обсудить с клиентом все нюансы.
— Причина проста: шеф-повар лучше любого банкет-менеджера может объяснить гостю любые тонкости приготовления и подачи блюд, — поясняет наш эксперт.
А вот Андрей Власов уверен: 50% успеха — в первом впечатлении.
Банкет нужен сегодня
Сергей Малаховский упомянул интересный современный тренд: гости заказывают банкет впритык по времени. Они не боятся, что не будет места. Знают: можно найти в случае чего другой ресторан. Иногда звонят в среду и бронируют зал под торжество на вечер пятницы. Логика такая: в среду вносим предоплату, сразу же будут сделаны необходимые закупки и уже в пятницу все подадут в свежайшем виде. Сейчас редко приходят заранее, недели за две, чтобы обсудить меню. С кризисом гости стали умнее, сосредоточеннее.
— Необходимо правильно встретить гостя, чтобы человек почувствовал, что в нем заинтересованы, угостить его, дать возможность попробовать блюда, предложить какой-нибудь бонус, например, Welcome от ресторана на банкет, — советует он.
Сергей Малаховский согласился поделиться своими секретами, которые касаются техники продаж:
— Банкетный менеджер в моем ресторане, разговаривая с потенциальным заказчиком, не навязывает самое дорогое меню, а предлагает бюджетный, без изысков, вариант за 1200 рублей на человека, — говорит он. — Клиент изучает предложение, в котором все красиво и вкусно, только нет красной икры, палтуса, лосося, семги с можжевеловым посолом. Но, наблюдая за реакцией гостя, рассказывает о том, чем бюджетный вариант отличается от того, который будет побогаче, попутно объясняя, почему второй вариант дороже. Важно обратиться к логике гостя, аргументировать цену стоимостью продуктов — того же палтуса или красной икры. И в этот момент заказчики уже сами начинают задумываться, и в результате они без нажима со стороны администратора выбирают более дорогое меню. Если же гости в «пограничном состоянии», тогда менеджер вызывает меня и я предлагаю в качестве бонуса за более дорогой выбор подать, например, рыбу, приготовленную по уникальному авторскому рецепту с эксклюзивной подачей в зал с участием шеф-повара…
К тому же, как показывает практика последних двух лет, люди на банкетах куда охотнее платят за знакомые блюда. Раньше я как истинный шеф-повар делал фантазийное банкетное меню. Хотелось удивить гостей, подарить им феерию. Рыбу фаршировал особым способом, окорок телячий вывозил в зал лично, придумывал разные салаты — с раковыми шейками, с закопченной уткой. Однако сегодня, когда бюджеты на банкеты сократились и они ограничены, гости хотят, не выходя за рамки, вкусно поесть, провести время в комфортных условиях и при этом не ошибиться с кухней. Иными словами, предпочитают заказывать
узнаваемые блюда. Сейчас люди за свои деньги не стремятся экспериментировать, желая сделать все как дома, но в ресторане.
Что касается стоимости банкетного меню, то сейчас у меня есть три варианта: 1000, 1200 и 1700 рублей на человека.
Какое заведение может принимать банкеты?
Евгений Никифоров не сомневается: организовывать и проводить торжества способно любое кафе или ресторан, вне зависимости от формата или площади зала.
— Важно, чтобы правильно работала кухня, — рекомендует он. — Конечно, в высокий сезон не всегда удается принимать банкеты, если зал небольшой.
Конечно, в таких случаях, по его словам, приходится выбирать, что выгоднее, а порой и закрывать заведение, если оно того стоит.
— Не бойтесь потерять постоянных клиентов, если решили закрыть зал, — говорит он. — Все прекрасно понимают, что это бизнес. А в некоторых случаях закрытие зала под мероприятие играет на руку заведению. Возникает эффект недоступности, что только подогревает любопытство и хочется узнать, что же это за заведение такое, в которое просто так не попадешь.
А вот что сказал по этому поводу Илья Еремин:
— Прежде всего, для организации и проведения банкета в ресторане нужны сотрудники, у которых уже есть соответствующий опыт, — считает он. — Работа команды должна быть слаженной. Для начала лучше пригласить стороннего специалиста для того, чтобы он прописал алгоритм работы. Это особенно важно, если раньше проведением банкетов в ресторане никто не занимался.
А так банкеты можно организовывать где угодно. Как показывает практика, можно проводить банкеты даже в лесу, готовя блюда на костре. Иногда бывает так, что есть только нож, разделочная доска, меню и персонал. А дальше действуешь по ситуации. Если чего-то по факту не оказывается, всегда реально найти выход из положения.
В свою очередь, Андрей Власов считает: для организации и проведения банкета на достойном уровне необходимо достаточное количество оборудования и расходных материалов.
— Еще очень важна команда, которая включает в себя грамотный и профессиональный управленческий состав, — считает он. — Я имею в виду шеф-повара, су-шефа, банкетного менеджера и менеджера ресторана.
По мнению Сергея Малаховского, банкет может провести абсолютно любое, даже самое хипстерское, заведение.
— Я это понял, когда, общаясь с представителями крупной корпорации, услышал вопрос: «Чем вы нас можете удивить?» История закончилась тем, что я им, молодым ребятам, не жившим во времена СССР, накрыл банкет в советской стилистике: столы застелил газетой, выставил уже открытые, но аккуратно обработанные консервные банки, сделал бутерброды, приготовил язык с хреном по рецепту той поры, было жаркое, напитки разливались в граненую посуду. Гости были в восторге!
Да, на самом банкете я практически ничего не заработал, потому что дополнительные расходы оказались высокими, но зато подобный опыт позволяет провести фактически любой банкет, в любой стилистике. К тому же это шикарный информационный повод, работающий на имидж ресторана и его услуг.
Кстати, в итоге однажды сделали банкет в собачьем стиле, центральным персонажем которого стал взрослый, одетый во фрак и с бабочкой дог, которого собравшиеся не воспринимали как члена семьи.
Что такое правильное обслуживание на банкете?
Сервис, как не трудно догадаться, должен быть высокого уровня. Как этого добиться? Рецепт прост: чем меньше человек официант одновременно обслуживает, тем качественнее сервис, ведь гостям уделяется больше внимания.
— Высший пилотаж — когда официанта не видно, а он все делает: и посуду убирает, и блюда подает, и напитки разливает, — говорит Евгений Никифоров. — Вот почему когда мы проводим банкеты, то один официант обслуживает десять человек. Часто это один стол. Тогда сервис действительно будет на высоком уровне.
По мнению Ильи Еремина, главное в организации банкета — четкое соблюдение тайминга.
— Если в ресторане при обычном обслуживании еще можно ненадолго задержать блюдо, то на банкете все должно быть четко, — считает он. — Ведь банкет проводится по особым случаям, а потому он должен проходить идеально и ошибки не допустимы.
Для того чтобы обслуживание было на уровне, не обойтись без банкетного оснащения.
— На мой взгляд, для проведения торжества необходимо оборудование для специальных блюд, для подачи и разделки блюда при гостях, — говорит Андрей Власов. — К таковому относятся, например, подогреваемый разделочный стол для мяса, тележка для вывоза торта и т. д.
Какие ошибки допускаются в заведениях при организации банкета?
Отвечая на этот вопрос, Евгений Никифоров рассказал, что видел банкеты на сто человек, которые обслуживались всего двумя официантами.
— В итоге получается не банкет, а настоящий кошмар, — говорит он. — Ведь нужно понимать: один официант должен обслуживать максимум 20 гостей. Это предел!
Порой в ресторанах случаются и трагикомические банкетные истории. Так, в одном из заведений менеджер банкета продал заказчикам шикарный торт, а в день торжества кондитер и шеф-повар уехали на романтический уикенд, оставив гостей без десерта.
Андрей Власов в свою очередь отмечает:
— Порой пытаются принять в банкетном зале (в ресторане) количество гостей, значительно превышающее комфортные рамки проведения мероприятия. При этом забывают, что должно быть место и для столов, и для танцев, и для развлекательной программы.
А Илья Еремин вспоминает, что сталкивался с нехваткой оборудования для приготовления блюд по меню, в частности, холодильного оборудования.
— Порой заказы принимаются без предварительного согласования с шеф-поваром, — рассказывает он. — А в итоге возникают ситуации, из которых потом нужно выпутываться.
Сергей Малаховский назвал сразу несколько серьезных промахов при проведении банкетов:
— Первая ошибка — в том, что к столу подается не горячий хлеб, а между тем, он на банкете главный агент влияния. Лучше, если гостям предлагается хлеб свежий, с хрустящей корочкой, который выпекается в ресторане, но можно подать к столу и тот же «Дарницкий» и нарезной батон. Правда, советую их предварительно оживить в печи. Это раскрывает душу гостя.
Вторая ошибка — использование в смешанных салатах майонеза малой жирности. Не стоит полагать, что легкий майонез лучше для гостей, которые, вроде бы, не будут чувствовать тяжести съеденного. Но при этом повара забывают важную деталь: если салат заправить майонезом 30%-ой жирности, он течет. Такое блюдо надо есть в течение получаса. А банкет длится несколько часов. Если на столе остался вкусный салат, он не удержит водянистые компоненты. Поэтому правильно использовать майонезы с жирностью 67–75%.
Третья ошибка — «тяжелое» меню. Нельзя банкетное меню составлять так, чтобы в нем было 2 кг еды. У гостя возникает ощущение, что он переплатил за еду, которая к тому же заветрилась. Да, она может быть тысячу раз вкусной. Однако осадок в душе гостя остается, а еще хуже, если появляется мысль, что его обманули. Вот почему у меня все варианты меню сформированы на 1 кг 100 г и 2 литра напитков. Этого достаточно. И желудок справится.
Чего не должно быть на банкете
— На банкете не должно быть плохих продуктов, — считает Евгений Никифоров. — Нельзя прогонять через банкет некачественные блюда в попытке сэкономить. Кроме того, недопустим недовес. И в этом смысле важен жесткий контроль. Мы все блюда, будь то салаты или горячее, отдаем через весы. Даже когда я лично не контролирую процесс.
Илья Еремин, в свою очередь, констатирует: во время банкетов в некоторых заведениях не соблюдается тайм-лист.
— Сначала подаются холодные блюда, через десять минут отдается закуска, а еще через пять — горячее, на подготовку которого, допустим, требуется полчаса, — поясняет он. — Почему так происходит? Потому что отсутствует обратная связь кухней.
А вот Сергей Малаховский предложил посмотреть на этот вопрос через призму сервиса:
— Не нужно уделять гостям чрезмерного внимания. Да, официанты должны подать хлеб, холодные блюда, спросить, когда подавать салаты, такие, как, например, цезарь. Не надо выставлять нестойкие блюда в запаре в начале банкета. Они быстро обветриваются. Такую ошибку тоже совершают.
Да, в начале банкета важно, чтобы официанты никуда не уходили, но далее по ходу торжества нужна просто четкость. Не надо следить за гостями, отнимать у них тарелки, на которой человек еще ест, не надо менять тарелки без конца. Это раздражает и стало более распространено и заметно потому, что теперь в заведениях запрещено курить. Что получается? Гость положил, допустим, закуску, вышел покурить, вернулся — а перед ним чистая тарелка. Еще хуже, когда человек возвращается в момент смены тарелки и вообще ее не обнаруживает.
И еще категорически не должно быть остывшего горячего.
Как сформировать положительный имидж заведения
Для того чтобы создать у гостей ощущение праздника на банкете, важна каждая мелочь, в том числе сервировка стола. Не менее значимы посуда и столовые приборы, по словам наших экспертов, они должны быть под стать моменту.
— Если мероприятие проводится на высшем уровне, то, на мой взгляд, нужен фарфор и соответствующие скатерти, а также предметы сервировки, — рекомендует Андрей Власов. — А вот что касается мебели, то все зависит от требований заказчика. Стулья и столы могут быть складные.
Сергей Малаховский отметил другие важные детали:
— Мечта о халяве будет у нашего человека всегда, — говорит он. — Поэтому считаю, что на банкете должен быть неоговоренный бонус. Торт дарить не обязательно. Но нарвать летних цветов, тех же ромашек, либо купить других цветов и ими украсить стол несложно. А еще когда принимаю банкет, пытаюсь выяснить, по какому он поводу, в частности, для того, чтобы узнать любимый цвет заказчика, и потом покупаю такие салфетки. Вроде бы мелочь — а человеку приятно.
Когда речь идет об имидже, вспоминается давно известная прописная истина, говорящая о том, что бизнес делают люди. Именно поэтому важность кадрового вопроса сложно переоценить.
— Все сотрудники должны быть заинтересованы в том, чтобы гости остались довольны, — считает Евгений Никифоров. — Для этого нужна команда, работающая на результат. Чтобы ее собрать, в заведении, в частности, должна существовать четкая, понятная система премирования персонала. Если она работает, каждый сотрудник будет заинтересован в том, чтобы банкет прошел хорошо.
Кроме того, есть принцип, позволяющий зарабатывать. Он, по словам Евгения Никифорова, формулируется очень просто: нельзя жадничать!
— Мы, например, хлеб не продаем, — объясняет он. Как не берем денег за разбитую во время банкета посуду. И это тоже работает на положительный имидж заведения. Как и то, что мы разрешаем гостям на банкеты весь алкоголь и напитки приносить с собой. Это тоже повышает лояльность гостя. А зарабатываем на еде. Поверьте, мне гораздо выгоднее продать порцию пельменей, чем две порции водки.
Вместо заключения, или Что в сухом остатке?
Ни для кого не секрет, что в нынешней экономической ситуации бюджеты на корпоративные, да и семейные торжества уменьшились, но, по мнению наших экспертов, банкеты как услуга по-прежнему востребованы. А значит, они могут принести прибыль заведению вне зависимости от его формата. Главное — не допускать ошибок и организовать все правильно.
Алексей Журавлев
С 7 по 10 октября в Москве состоится Международная выставка PIR Expo 2019.
Летняя профориентационная школа с изучением английского языка от института гостеприимства и кулинарного искусства SWI...
11-12 апреля 2019 года в пятый раз состоится HoReCa Ural. Forum – образовательный проект, посвященный индустрии...