ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ПЕРЕСТАЛО БЫТЬ СКУЧНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВОМ И ТРАНСФОРМИРОВАЛОСЬ В РЕСТОРАННУЮ КУХНЮ С ТРЕНДОВЫМИ ПОЗИЦИЯМИ. ПАТИМАТ ГАВИСОВА, ЗАМЕТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА НАПРАВЛЕНИЯ БАРОВ ФИНТЕС-КЛУБОВ XFIT, РАССКАЗАЛА ЖУРНАЛУ РЕСТОРАНОВЕД О БАРАХ И КАФЕ ПРИ ФИТНЕС-КЛУБАХ, ПОДХОДЕ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕНЮ И ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННЫЕ КЛИЕНТЫ ВЫБИРАЮТ ИМЕННО ИХ
Наш журнал – про ресторанный бизнес, сферу питания вне дома. Фитнес – немного иное направление, но тоже имеет отношение к сфере услуг, где решающую роль играют человеческий фактор и качество сервиса. Чего хотят ваши клиенты – посетители фитнес-клуба? Как в целом себя чувствует фитнес-индустрия в России? На каком она этапе развития?
– На сегодняшний день наблюдается рост за счёт вовлечённости населения. Согласно статистике, около 5–6 % населения России (это примерно 7–8 миллионов человек) регулярно занимаются в фитнес-клубах; 15–20% – люди, которые занимались фитнесом ранее; каждый 20-й взрослый человек страны посещает фитнес-клуб на постоянной основе, а каждый 5–6-й имел такой опыт в прошлом, что говорит о том, что фитнес стал неотъемлемой частью жизни значительной части общества. Цифра вовлёчённости населения почти как в Лондоне, хотя 5–10 лет назад показатели были более низкими.

Постоянные клиенты фитнес-клубов – только молодёжь?
– Как раз недавно обсуждали, что очень хороший прирост наблюдается со стороны старшего поколения, среди которых ещё недавно фитнес не был столь востребованным. Люди стали больше заботиться о здоровье, следить за физической формой. Раньше в основную возрастную категорию входили бывшие спортсмены, которым тяжело перестать заниматься спортом, им нужна дисциплина, плавание, бег, держать себя в тонусе. После пандемии мы отмечаем значительный прирост среди взрослого поколения и мужчин, и женщин, которые занимаются пилатесом, йогой, ходят на плавание, посещают кардиозоны. Кто-то приходит с направлением от врача-кардиолога, а кому-то важно поддерживать фигуру и организм в тонусе. Если раньше в фитнесе подавляющее большинство составляла молодёжь, то сегодня это люди среднего и старшего возраста, даже встречаются клиенты 70+, что не может не радовать! Сегодня мы можем абсолютно уверенно говорить о том, что отношение людей к здоровью меняется в лучшую сторону, вне зависимости от возраста. В информационном пространстве всё чаще говорят о повышении возраста условной молодости. Люди чувствуют себя более активными, потому что живут насыщенной, полной эмоциями жизнью, занимаются собой.
Можно ли говорить о том, что пропаганда здорового образа жизни и занятий спортом даёт свои результаты, что бесплатные спортивно-оздоровительные программы в Москве и Санкт-Петербурге подпитывают интерес к физической культуре и приводят людей в фитнес-клубы за системным подходом, за личным тренером?
– Да, безусловно. Это способствует прививанию хороших привычек, стремлению покорять спортивные высоты. Меня лично радует, что такие программы существуют. Это обогащает жизнь новыми эмоциями, общением, новыми целями. Благодаря таким мероприятиям люди в возрасте не чувствуют себя забытыми обществом, а начинают жить для себя: находят новых друзей, интересы и увлечения. К нам часто приходят люди из Центра московского долголетия, которые начали посещать спортивно-оздоровительные программы и вошли во вкус, выбирают фитнес-клубы ближе к дому, подбирают удобный для себя график, а то и личного тренера.

А что происходит с экономикой? Мы наблюдаем рост открытий новых фитнес-клубов. Получается, что растут издержки, которые предвещают повышение цен на услуги. Насколько стремительно происходит рост цен?
– На фоне инфляции цены не могут не расти, но рост этот сдержанный. Конкуренция очень высокая. Растёт количество более доступных фитнес-клубов, спортивных точек, которые предлагают разные услуги для аудитории, живущей в данной локации. Есть небольшие студии с тренажёрными залами, но без бассейна или без какой-то определённой услуги. Но важно понимать, что начинающие могут выбирать места подешевле, поближе, где есть интересная им услуга, т.к. они пока только «пробуют». В дальнейшем же их потребности растут, хочется персонального подхода, личного тренера. Посетители фитнес-залов из новичков превращаются в уверенных пользователей, начинают разбираться в качестве тренажёров и услуг, и рано или поздно приходят в фитнес-клуб такого уровня, как наши полноформатные клубы.
Что касается экономики, то ни для кого не секрет, что последние несколько лет достаточно непростые в этом смысле. Это касается и крупного бизнеса, и потребителя. Но мы до последнего стараемся удерживать цены на тренировки, абонементы и другие опции по фитнес-меню, делать плавные переходы, чтобы для клиента это было не критично. Рост цен в нашем случае – это, скорее, вынужденная мера, чтобы не терять качество услуг, не экономить на профессиональных сотрудниках.

Современным клиентам важна возможность выбора. Открываются разные форматы фитнес-клубов. И в фитнес-индустрии, как и в сфере питания вне дома, сейчас происходит сегментирование по форматам. Малый бизнес тоже находит своего потребителя. Многие не оказывают комплексные услуги, а предоставляют что-то одно: открываются студии пилатеса, йоги, танца. И не каждая услуга может быть востребована в том или ином районе. К примеру, инструкторы по танцам создают групповые программы под конкретные запросы группы, проводят занятия в комфортное для них время, потому что ритмы жизни у всех разные. Персональные тренировки в таких студиях могут быть редкой услугой из-за невостребованности. В любом случае потребитель ценит разнообразие, сервис и предоставляемый ему выбор.
В наших полноформатных клубах достаточно много экспертов среди тренеров, которые разрабатывают авторские программы, проводят обучение для нового поколения тренеров, проводят лекции и семинары. Даже те сотрудники, которые ушли в самореализацию, став блогерами или уйдя полностью в сферу обучения, используют эти знания для себя. Это говорит о том, что компания даёт сильную обучающую базу, основу для развития спортивной личности, которая несёт это в массы.
Современный фитнес – это индивидуальный подход к каждому клиенту, где фитнес-тренер – это специалист широкого профиля, со знанием всех физиологических процессов организма. Кроме того, тренер – это буквально наставник. Чтобы был результат, важен индивидуальный подход. Спросите у тех, кто добился поставленных некогда целей, для них тренер – это учитель, психолог, друг, который работает не по общей методике, а выявляет уникальность каждого пришедшего к нему и, исходя из его индивидуальности, строит процесс, учитывает все особенности, и физические, и эмоциональные.

Давайте поговорим об инфраструктуре в фитнес-клубах, в частности о зонах питания. Как это организовано у вас?
– Зона кафе или бара – это фактически обязательное условие для каждого полноформатного клуба, где клиенты могут отдохнуть, выпить чай, кофе, перекусить или полноценно поесть. Мы, со своей стороны, стараемся предоставить эту услугу в лучшей форме.

Понятно, что организация бара в фитнес-клубе – задача сложная, инфраструктурная. Многие фитнес-клубы сталкиваются с этой проблемой, потому что не знают, как организовать, обустроить бар правильно, как им управлять. Как бы вы порекомендовали решать эту задачу?
– Многие отдают эту задачу в субаренду, но это представляет сложность с точки зрения управления, потому что бар – это услуга, которую предоставляет непосредственно клуб. В глазах потребителя клуб и бар – это единое целое, и всё, что происходит в рамках этого заведения, влияет на репутацию фитнес-клуба. Поэтому я всегда за то, чтобы развивать собственную услугу. В сферу фитнеса я пришла 10 лет назад как рядовой сотрудник в один из наших баров. Я застала времена консервативного меню, когда полезное питание базировалось на пресных блюдах на пару, без вкуса, без специй, без радости. Потом пошла тенденция не употреблять в пищу молочные продукты, затем вошло в моду безглютеновое питание. Но в какойто момент, опираясь на опыт, и не только свой, мы вывели для себя определённое правило: мы не решаем за людей, что им есть! В наше время почти каждый знает, что ограничения чаще всего ведут к срыву, а пресная еда вгоняет в тоску, потому всё хорошо в меру (если нет противопоказаний). Вот и у нас в меню есть практически всё. В целом не важно, что человек съел – кусочек курочки с салатом или бургер с картошкой, главное, чтобы количество калорий, которое он употребил, не выходило за пределы допустимой для него нормы.

Очень нравится ваш подход к питанию и формированию позиций в меню кафе при фитнес-клубах.
– Человек должен ответственно подходить к своему здоровью, выбору и рекомендациям специалистов, нести ответственность за себя. История про то, что полезная еда – путь к стройности, не работает. Это всё ложные ожидания. Путь к стройности – это труд, самодисциплина и работа над собой.

Были времена, когда в зонах бара при фитнес-клубах стояли банки с протеиновым питанием, на основе которых делали коктейли, потом были смузи, овощные соки.
– На самом деле протеиновые коктейли – неотъемлемая часть питания для тех, кто набирает белок, как и пищевые добавки, БАДы, витамины для людей, страдающих дефицитом каких-либо элементов. При высокой физической нагрузке и, соответственно, высокой потребности продуктами это восполнить практически невозможно. Опять же, если человек усиленно занимается, то ему обязательно нужны вспомогательные продукты, чтобы организм справлялся с нагрузкой правильно и без потерь. И здесь только соками не обойтись. Это важно понимать.
В формировании меню участвуют звёздные шефы и здравый смысл. У нас были коллаборации с шеф-поварами. Одна из последних – совместный проект с именитым бренд-шефом Сергеем Сущенко. Он создал для нас меню «Амарион» с амарантом – высокобелковым полезным продуктом, который сегодня считается суперфудом. Наше меню обновляется регулярно. С утра мы предлагаем полноценные завтраки. Фактически основное меню в наших клубах не уступает городским кафе.
Мы постепенно отошли от консервативного фитнес-меню, потому что на опыте поняли, что люди любят есть вкусно, пусть даже в малых количествах. Сегодня даже эксперты говорят о том, что можно всё, но в меру. Поэтому мы следуем трендам современного рынка потребления. Гость получает всё в одном месте. Мы предоставляем этот сервис, экономим время и повышаем клиентскую лояльность, что немаловажно для развития бизнеса.

Что касается ассортимента напитков для фитнес-клуба, вы, наверное, ищете правильный баланс вкуса, пользы и натуральности?
– Входящих предложений всегда немало. Прежде чем заводить продукт в барное меню, мы советуемся с коллегами, изучаем состав, спрашиваем мнение штатных диетологов, стараемся, чтобы наши гости пили не только полезные, натуральные, но и вкусные напитки. В ассортименте бара сегодня есть обычная питьевая вода, щелочная, а также газированные и функциональные напитки, в составе которых витамины, минералы, биологически активные добавки.
Недавно в наших барах появился новый бренд функциональных напитков, поставляемых нашим партнёром – компанией «Перспектива». Это полезные напитки Be:nova с востребованным функционалом и богатым составом. Витамины, минералы и растительные экстракты, входящие в их состав – всё на пользу здоровью современного поколения. В нашем ассортименте 4 ярких вкуса этого напитка с различным функционалом:
Функциональные напитки – мировой развивающийся тренд, и потому они сразу полюбились нашим клиентам.

Вы сказали, что в компании уже 10 лет. До этого у вас был опыт работы в фитнесе?
– В фитнесе – нет. Я пришла в ресторанную сферу, как и многие, в юном возрасте, пока училась (менеджер антикризисного управления), получала опыт и росла в разных, крупных компаниях Москвы, а закончив учебу, так и осталась в этой сфере, что тоже не редкость, на этом поприще (улыбается). А вот уже в фитнес я пришла неожиданно даже для себя самой. Когда получила предложение, изначально даже не рассматривала его всерьёз, т.к. была заложником стереотипов, что здесь не может быть полноценной кухни, а значит, и интересной работы. Но, как показала жизнь, я ошибалась.

ПАТИМАТ ГАВИСОВА
заместитель директора по направлению бары в фитнес-клубах XFIT
У вас был опыт работы и в ресторанном бизнесе, и уже 10 лет развиваетесь в фитнес-индустрии. В чём сходство и различие этих бизнес-сфер?
– Несмотря на то что мы даём достойную услугу на уровне классического ресторана, мы – не отдельное заведение, которое может принимать решения и легко менять стратегии. Кафе при фитнес-клубе – это дополнительная услуга основного направления, а не самостоятельный вид бизнеса. Мы учитываем запросы потребителя, который является клиентом фитнеса, а не гостем ресторана. Мы зависим от посещаемости самого клуба, например, тогда как отдельно стоящее кафе понимает и прогнозирует свою посещаемость – ну, это как минимум. А сходства в первую очередь заключаются в технологиях приготовления, подходе к организации производственных процессов, формировании бюджета и его адаптации, повышении профессионализма сотрудников, их знаний и улучшении качества сервиса в целом. Как и традиционные рестораны, мы учитываем современные тренды, ищем баланс вкуса и качества, стараемся чувствовать изменения поведения нашего потребителя. У нас также есть площадки на сервисе «Яндекс Еда», где достаточно приличный объём заказов.
Как по-вашему, что будет происходить в ближайшем будущем в фитнес-индустрии и в сфере питания вне дома?
– Уверена, что бизнес будет расцветать, фитнес – развиваться, возможно, появятся новые направления и ресторанные форматы, которые можно будет адаптировать под концепцию фитнес-клуба. Понимаете, фитнес – это очень увлекательный процесс с точки зрения обновления организма. К примеру, я хожу на пилатес, и мне нравится осознавать свой крепкий кор, держать осанку естественно и непринуждённо. Когда человек занимается спортом, у него развивается самодисциплина, хорошие правильные привычки, и всё это формирует отношение к жизни. Многие компании оплачивают фитнес своим сотрудникам для того, чтобы помочь им, в том числе, с дисциплиной, развить самоорганизацию. Человек, который занимается спортом – здоров физически и психологически, потому что при физических нагрузках, как минимум исчезают признаки депрессии, апатии. Человек становится стрессоустойчивым, жизнерадостным и энергичным, а значит, успешным, и несёт это окружающим. Представляете, каким будет общество, если каждый станет так заботиться о себе!
Беседовала Лилиана Бергер
www.xfit.ru
105062, Москва,
ул. Жуковского, 14
8 800 333 52 52
1 декабря в Moscow Marriott Imperial Plaza состоялся восьмой Форум лидеров фуд-индустрии, который проходит под эгидой...
С 7 по 12 июня 2026 года на Курорте Красная Поляна 960 пройдет 11-й Gastreet International Restaurant Show. Свое втор...
27 ноября 2025 года в Санкт-Петербурге состоялось открытие пространства, посвященного русской кухне, а также кух...