Мобитраки завоевывают всё большую популярность и среди предпринимателей в сфере питания вне дома, и среди потребителей — гостей мобильных точек. Впрочем, это в равной степени относится не только к ресторанному бизнесу, но и к сезонной торговле, сфере услуг. Однако, до сих пор существует стереотип, что бизнес на колесах — это прежде всего постоянный поиск разрешенных к использованию мест и площадок, куча согласований и бюрократических преград. Так ли это, как меняется ситуация на рынке мобильного бизнеса, и что ждет предпринимателей в этой сфере?
— Фудтраки MOBITRUCK — это настоящие рестораны на колесах с профессиональным оборудованием, соответствующим требованиям всех регламентирующих документов. Компания MOBITRUCK наладила кооперацию со многими лидерами в смежных отраслях производства. За последнее время мы проделали и большую работу с органами государственной власти на федеральном, региональных и местных уровнях, что открывает очень заманчивые новые возможности для бизнеса. Наиболее успешно работа идёт в Московской области, причем — на уровне реальных решений, а не просто обсуждений и планов.
Что явилось толчком, отправной точкой этой работы? И о каких успехах идет речь?— Раньше было очень много «говорильни». Мы ходили по разным кабинетам и показывали, как и что можно сделать для реального развития мобильного бизнеса. Объясняли зачем вообще и кому он нужен. Показывали свои объекты, которые сертифицированы по СанПиНу, по ХАССПу, по другим системам оценки безопасности и качества. Ведь мобильный бизнес имеет неоспоримые преимущества не только для предпринимателей (об этом я расскажу чуть позже), но и для потребителей — жителей конкретного города или района, посетителей массовых мероприятий и праздников. Трудно гарантировать безопасность гостей, когда услуги по питанию представлены в виде переносных мангалов с использованием исходных продуктов, которые «ждут» процесса приготовления в пластиковых ведрах прямо на улице; когда кухня и зона выдачи — это палатки без систем водоснабжения и водоотвода, холодильного и прочего профессионального оборудования. Люди должны быть защищены и уверены в качестве того, что им предлагается купить и попробовать. Особенно зимой или в условиях непогоды. Порой, глядя на то, что происходит на массовых мероприятиях (даже в центре столицы), мне жалко и гостей, и работников таких точек. Ситуацию нужно менять, повышать культуру приготовления и потребления уличной еды. Но дело не только в культуре, эстетике и санитарной безопасности. Мы говорим, прежде всего, об экономике и бизнесе.
Что имеется в виду?— Мы живем в очень нестабильное время, когда происходят большие потрясения, и внешняя ситуация меняется иногда с космической скоростью. А предпринимательство даже в условиях относительной стабильности — это очень большие риски, которые иногда заканчиваются для начинающих бизнесменов потерей больших сумм денег, а то и всех сбережений, и даже жилья. Классический и уже избитый пример неудачного проекта в ресторанном бизнесе выглядит примерно так: предприниматель вложил миллионы рублей в интерьеры, системы вентиляции, кондиционирования, и прочего оборудования в арендованное помещение. После нескольких месяцев тяжелого труда и бессонных ночей открыл свой ресторан, который в итоге, как говорится, не зашёл — не привлек внимание
и кошельки потенциальных гостей. Оборота нет, но есть аренда и огромные инвестиционные затраты. В лучшем случае можно попробовать перезапустить заведение в новой концепции, в худшем — приходиться
за копейки продавать право аренды вместе с интерьерами и оборудованием или съезжать, оставив всё хозяину помещения за долги по аренде. Кстати, в последние годы таких случаев стало очень много. Мы знаем примеры, когда целые заведения продавались по цене установленного там оборудования, что было в пять-десять раз меньше вложенных средств.
В этом смысле мобильный бизнес гораздо более защищает финансовые интересы своего владельца, так как не «привязан» к конкретному адресу, а в случае, необходимости можно сменить локацию и концепцию. Мы даже иногда выкупаем обратно наши траки в случае форс-мажора у их владельцев — для других предпринимателей или для сдачи в аренду. А в последнее время помогаем перевезти фудтраки в другие страны, куда переезжают наши клиенты.
— Главный опыт в том, что появился целый комплекс полезных наработок, создана система упрощенного и более безопасного начала работы на рынке мобильной торговли и ресторанного бизнеса. Есть наше стандартное российское законодательство — 381 закон о торговле, где о мобильной торговле сказано весьма поверхностно. Например, до сих пор не прописано, что такое мобильный торговый объект: автолавка, трак и тому подобное. В Подмосковье власть смогла разглядеть и оценить все плюсы этого рынка, взвешенно и ответственно просчитать свои возможности, раскрыть перспективы: если сделать определенные шаги, то будет расти предпринимательская активность и появятся новые рабочие места, начнут развиваться смежные сферы бизнеса, повысится культура потребления и обслуживания на рынке общественного питания, торговли и услуг. И, что особенно важно, можно получить максимальный результат при минимальных государственных затратах на всё это!
Как это возможно?— Дело в том, что, как правило, бизнес запускается на свои сбережения (часто последние) или кредитные деньги. Важно стартовать быстро и без проволочек. Если начинающий бизнесмен будет несколько месяцев ходить по разным кабинетам и бесконечно что-то согласовать, он потеряет не только время и деньги, но и веру в успех. Главное – упрощение процедур, при соблюдении законодательства. Что и было сделано Правительством Московской области.
Во-первых, оцифровали все процедуры согласований и получений разрешений. Сделали интерактивную карту точек, доступных к размещению мобитраков. Смогли создать онлайн-механизм подачи самого заявления на аренду земельного участка под установку мобильного торгового объекта. Далее «подтянули» финансирование. Ранее, например, субсидии были только на технологическое оборудование, но не включали в себя сам мобильный торговый объект. Теперь финансовые инструменты доступны для приобретения готового бизнеса целиком. Следующее, что было сделано – возможность кредитного микрофинансирования от Московской области, где мы сами выступаем гарантом сделки. К нам обращаются предпринимали, входящие в список МСП (малого и среднего предпринимательства), подают определенный пакет документов и получают до 5 млн. рублей субсидированного кредита на 3 года под 7,5%. Такая опция доступна даже для новых компаний под залог того самого трака, который мы производим для конкретного заказчика. При наличии региональной программы размещения мобильных торговых объектов бизнес начинает работать и приносить прибыль практически сразу. Это очень хорошо, и это положительно влияет на предпринимательскую среду: появляются новые субъекты МСП, и они со всех сторон защищены.
Какие конкретно возможности для размещения мобильного бизнеса предоставляет Московская область?— Самое главное то, что выделили достаточное количество мест - в области сейчас их общее количество достигло 3 300. Уже заключено 445 договоров, создаются новые рабочие места – по скромным оценкам их уже порядка 4 000, и это очень положительное явление. При этом, на проделанную работу не потрачены государственные деньги. Кредит берет предприниматель и выплачивает его сам. Нет прямых дотаций, грантов, безвозмездной помощи. Использованы только инструменты бизнеса и механизмы создания благоприятных условий для его развития.
На какие планы и проекты вдохновляет этот опыт?— Вдохновляет на разработку и запуск новых форматов мобильного бизнеса. Сегодня у нас есть не только фудтраки. Есть МПВЗ – мобильные пункты выдачи заказов. Недавно заключили первый договор на такой проект. Так же показали это Правительству Подмосковья — ожидаем, что в ближайшее время будет предоставлено достаточно мест под МПВЗ. Это хорошая история для локаций, где нет подходящих помещений, а спрос на подобную услугу есть. Например, в коттеджных поселках. Наши мобильные объекты могут быть состыкованы, и внутренняя площадь в этом случае достигнет размеров в 40 и даже 60 квадратных метров. В этом тоже перспективы развития.
Мы единственные производители в РФ полноценных тяжёлых домов на колёсах. На основе нашего «Дома на колёсах» сейчас разработан целый отель на колёсах — эдакий «MOBITRUCK City», который интегрирован с другими нашими решениями (мобильные бани, офисы, фудтраки, генераторные и т. д.). Это первый мобильный отельный комплекс, способный «следовать» за сезоном, и у которого не будет «простоев».
Но самое главное — мы растим своих предпринимателей, создавая для них безопасные и надежные схемы рентабельного предпринимательства, предоставляя новые возможности и открывая перспективы. А это уже не просто бизнес, а долгосрочное взаимовыгодное и честное партнерство, которое приносит гораздо больше, чем просто сиюминутная прибыль.
КРЕДИТНЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ФОНДА
www.mofmicro.ru/programs/foodtruck/
Рынок фудтраков в России на протяжении нескольких лет показывает стабильный рост и завоевывает доверие предпринимател...
Каждый шеф-повар в разные периоды профессиональной карьеры мечтает о независимом собственном кулинарном пространстве,...
2 декабря в Moscow Marriott Imperial Plaza состоится седьмой Форум лидеров фуд-индустрии, который проходит под эгидой...
С 30 октября по 1 ноября в Екатеринбурге успешно прошли выставки InterFood Ural и FoodTech Ural, объединившие свыше 9...