Top.Mail.Ru

Рафаэль Хабиров: Мобильные форматы в действии

20 Июня 2023

Новые возможности и реальный опыт успешных проектов на примере Московской области: места для установки, льготы, субсидии и многое другое

Рафаэль Хабиров: Мобильные форматы в действии

Мобитраки завоевывают всё большую популярность и среди предпринимателей в сфере питания вне дома, и среди потребителей — гостей мобильных точек. Впрочем, это в равной степени относится не только к ресторанному бизнесу, но и к сезонной торговле, сфере услуг. Однако, до сих пор существует стереотип, что бизнес на колесах — это прежде всего постоянный поиск разрешенных к использованию мест и площадок, куча согласований и бюрократических преград. Так ли это, как меняется ситуация на рынке мобильного бизнеса, и что ждет предпринимателей в этой сфере?

Наш гость — Рафаэль Хабиров, основатель компании MOBITRUCK, которая производит популярные в России и за рубежом модели мобитраков и трейлеров, полностью оборудованных для ведения мобильного бизнеса, — на реальных проектах и примерах показывает существенные позитивные изменения и новые возможности для мобильного бизнеса.
Одним из основных рынков для компании MOBITRUCK, как и раньше, остается сфера питания вне дома?

— Фудтраки MOBITRUCK — это настоящие рестораны на колесах с профессиональным оборудованием, соответствующим требованиям всех регламентирующих документов. Компания MOBITRUCK наладила кооперацию со многими лидерами в смежных отраслях производства. За последнее время мы проделали и большую работу с органами государственной власти на федеральном, региональных и местных уровнях, что открывает очень заманчивые новые возможности для бизнеса. Наиболее успешно работа идёт в Московской области, причем — на уровне реальных решений, а не просто обсуждений и планов.

Что явилось толчком, отправной точкой этой работы? И о каких успехах идет речь?

— Раньше было очень много «говорильни». Мы ходили по разным кабинетам и показывали, как и что можно сделать для реального развития мобильного бизнеса. Объясняли зачем вообще и кому он нужен. Показывали свои объекты, которые сертифицированы по СанПиНу, по ХАССПу, по другим системам оценки безопасности и качества. Ведь мобильный бизнес имеет неоспоримые преимущества не только для предпринимателей (об этом я расскажу чуть позже), но и для потребителей — жителей конкретного города или района, посетителей массовых мероприятий и праздников. Трудно гарантировать безопасность гостей, когда услуги по питанию представлены в виде переносных мангалов с использованием исходных продуктов, которые «ждут» процесса приготовления в пластиковых ведрах прямо на улице; когда кухня и зона выдачи — это палатки без систем водоснабжения и водоотвода, холодильного и прочего профессионального оборудования. Люди должны быть защищены и уверены в качестве того, что им предлагается купить и попробовать. Особенно зимой или в условиях непогоды. Порой, глядя на то, что происходит на массовых мероприятиях (даже в центре столицы), мне жалко и гостей, и работников таких точек. Ситуацию нужно менять, повышать культуру приготовления и потребления уличной еды. Но дело не только в культуре, эстетике и санитарной безопасности. Мы говорим, прежде всего, об экономике и бизнесе.

Что имеется в виду?

— Мы живем в очень нестабильное время, когда происходят большие потрясения, и внешняя ситуация меняется иногда с космической скоростью. А предпринимательство даже в условиях относительной стабильности — это очень большие риски, которые иногда заканчиваются для начинающих бизнесменов потерей больших сумм денег, а то и всех сбережений, и даже жилья. Классический и уже избитый пример неудачного проекта в ресторанном бизнесе выглядит примерно так: предприниматель вложил миллионы рублей в интерьеры, системы вентиляции, кондиционирования, и прочего оборудования в арендованное помещение. После нескольких месяцев тяжелого труда и бессонных ночей открыл свой ресторан, который в итоге, как говорится, не зашёл — не привлек внимание

и кошельки потенциальных гостей. Оборота нет, но есть аренда и огромные инвестиционные затраты. В лучшем случае можно попробовать перезапустить заведение в новой концепции, в худшем — приходиться

за копейки продавать право аренды вместе с интерьерами и оборудованием или съезжать, оставив всё хозяину помещения за долги по аренде. Кстати, в последние годы таких случаев стало очень много. Мы знаем примеры, когда целые заведения продавались по цене установленного там оборудования, что было в пять-десять раз меньше вложенных средств.

В этом смысле мобильный бизнес гораздо более защищает финансовые интересы своего владельца, так как не «привязан» к конкретному адресу, а в случае, необходимости можно сменить локацию и концепцию. Мы даже иногда выкупаем обратно наши траки в случае форс-мажора у их владельцев — для других предпринимателей или для сдачи в аренду. А в последнее время помогаем перевезти фудтраки в другие страны, куда переезжают наши клиенты.   

 


ВЛАДИСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ МУРАШОВ,
Министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области
После введения услуги «Предоставление права на размещение МТО» нам стали часто задавать вопрос: почему мобильными форматами торговли занимается региональный Минсельхозпрод?
Если охватить всю цепочку от фермерских хозяйств, до подмосковного потребителя, то самым простым и эффективным способом взаимодействия как раз окажется формат мобильных торговых объектов. Во-первых, это максимально безопасный вход в бизнес: не снять в аренду магазин или открыть ресторан на арендованной площади и надеяться на удачу, а установить передвижной торговый объект - тележки, фудтраки и автолавки, которые помогут найти оптимальную локацию и своего клиента.
Они потому и на колёсах, что могут быть легко передислоцированы, в случае если бизнес не заладится. Хорошим бонусом и источником заработка дополнительных средств является то, что МТО - отличный инструмент для проведения праздников, где качественно и безопасно могут поесть гости.
Сейчас на карте региона доступно более 3 тысяч точек размещения МТО.
Очевидно, что спустя год после запуска услуги «Предоставление права на размещение МТО» в Подмосковье мы отмечаем значительный рост интереса предпринимателей в данном сегменте. Они видят перспективу направления, а те, что уже начали работу, продолжают развиваться и укрупняться за счёт заключения всё новых и новых договоров по услуге.
Две основные задачи, которые решает наша инициатива - комфорт жителей и поддержка бизнеса, а тут и новые рабочие места, и доступность качественной фермерской продукции, кулинарии, блюд ресторанного уровня. Немаловажным видим то, что к столу наших жителей доставляется максимально свежая продукция наших фермерских хозяйств, они же в свою очередь, получают тот самый "сбыт" закрывая одну из насущных проблем.
Таким образом для гостей и жителей Московской области становится доступен широкий ассортимент продукции и гастрономии. А предпринимателям открывается возможность начать свое дело в один клик.

Давайте всё же поговорим об организации и ведении мобильного бизнеса в нашей стране. В частности, в чем опыт и новые возможности, о котором можно рассказать на примере Московской области?

— Главный опыт в том, что появился целый комплекс полезных наработок, создана система упрощенного и более безопасного начала работы на рынке мобильной торговли и ресторанного бизнеса. Есть наше стандартное российское законодательство — 381 закон о торговле, где о мобильной торговле сказано весьма поверхностно. Например, до сих пор не прописано, что такое мобильный торговый объект: автолавка, трак и тому подобное. В Подмосковье власть смогла разглядеть и оценить все плюсы этого рынка, взвешенно и ответственно просчитать свои возможности, раскрыть перспективы: если сделать определенные шаги, то будет расти предпринимательская активность и появятся новые рабочие места, начнут развиваться смежные сферы бизнеса, повысится культура потребления и обслуживания на рынке общественного питания, торговли и услуг. И, что особенно важно, можно получить максимальный результат при минимальных государственных затратах на всё это!

Как это возможно?

— Дело в том, что, как правило, бизнес запускается на свои сбережения (часто последние) или кредитные деньги. Важно стартовать быстро и без проволочек. Если начинающий бизнесмен будет несколько месяцев ходить по разным кабинетам и бесконечно что-то согласовать, он потеряет не только время и деньги, но и веру в успех. Главное – упрощение процедур, при соблюдении законодательства. Что и было сделано Правительством Московской области.

Во-первых, оцифровали все процедуры согласований и получений разрешений. Сделали интерактивную карту точек, доступных к размещению мобитраков. Смогли создать онлайн-механизм подачи самого заявления на аренду земельного участка под установку мобильного торгового объекта. Далее «подтянули» финансирование. Ранее, например, субсидии были только на технологическое оборудование, но не включали в себя сам мобильный торговый объект. Теперь финансовые инструменты доступны для приобретения готового бизнеса целиком. Следующее, что было сделано – возможность кредитного микрофинансирования от Московской области, где мы сами выступаем гарантом сделки. К нам обращаются предпринимали, входящие в список МСП (малого и среднего предпринимательства), подают определенный пакет документов и получают до 5 млн. рублей субсидированного кредита на 3 года под 7,5%. Такая опция доступна даже для новых компаний под залог того самого трака, который мы производим для конкретного заказчика. При наличии региональной программы размещения мобильных торговых объектов бизнес начинает работать и приносить прибыль практически сразу. Это очень хорошо, и это положительно влияет на предпринимательскую среду: появляются новые субъекты МСП, и они со всех сторон защищены.

Какие конкретно возможности для размещения мобильного бизнеса предоставляет Московская область?

— Самое главное то, что выделили достаточное количество мест - в области сейчас их общее количество достигло 3 300. Уже заключено 445 договоров, создаются новые рабочие места – по скромным оценкам их уже порядка 4 000, и это очень положительное явление. При этом, на проделанную работу не потрачены государственные деньги. Кредит берет предприниматель и выплачивает его сам. Нет прямых дотаций, грантов, безвозмездной помощи. Использованы только инструменты бизнеса и механизмы создания благоприятных условий для его развития.

На какие планы и проекты вдохновляет этот опыт?

— Вдохновляет на разработку и запуск новых форматов мобильного бизнеса. Сегодня у нас есть не только фудтраки. Есть МПВЗ – мобильные пункты выдачи заказов. Недавно заключили первый договор на такой проект. Так же показали это Правительству Подмосковья — ожидаем, что в ближайшее время будет предоставлено достаточно мест под МПВЗ. Это хорошая история для локаций, где нет подходящих помещений, а спрос на подобную услугу есть. Например, в коттеджных поселках. Наши мобильные объекты могут быть состыкованы, и внутренняя площадь в этом случае достигнет размеров в 40 и даже 60 квадратных метров. В этом тоже перспективы развития.

Мы единственные производители в РФ полноценных тяжёлых домов на колёсах. На основе нашего «Дома на колёсах» сейчас разработан целый отель на колёсах — эдакий «MOBITRUCK City», который интегрирован с другими нашими решениями (мобильные бани, офисы, фудтраки, генераторные и т. д.). Это первый мобильный отельный комплекс, способный «следовать» за сезоном, и у которого не будет «простоев».

Но самое главное — мы растим своих предпринимателей, создавая для них безопасные и надежные схемы рентабельного предпринимательства, предоставляя новые возможности и открывая перспективы. А это уже не просто бизнес, а долгосрочное взаимовыгодное и честное партнерство, которое приносит гораздо больше, чем просто сиюминутная прибыль.


КИРИЛЛ БОРИСОВИЧ ГРИГОРЬЕВ,
заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области
СТРАНУ КОРМИТ ЦИФРОВОЙ ЧЕЛОВЕК
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области регулирует все уровни отношений в своей сфере, что называется «от поля до прилавка». Это орган власти, действующий по принципу вертикально-интегрированной структуры. Московская область - крупнейший регион, но также мы регион-лидер, по многим направлениям задающий стандарты качества работы и управленческих решений для всей страны. Например, мы инициируем, разрабатываем и внедряем цифровые сервисы и платформы для сельхозтоваропроизводителей, дистрибьютеров и потребителей.
В прошлом году мы первые в стране запустили цифровые услуги «Предоставление права на размещение МТО» и «Включение мест под размещение МТО». Суть заключается в том, что мы дали бизнесу комфортные условия для реализации продукта через МТО. Упростили порядок предоставления мест размещения и сократили сроки рассмотрения заявок с 70 до 7 дней - в десять раз! Стоит сказать, что Московская область - первый регион в России, сокративший срок выдачи разрешения на всю мобильную торговлю. Этим опытом мы готовы делиться с коллегами. Уже в этом году мы оптимизировали процесс выдачи разрешений на размещения летних веранд. В результате сегодня получить разрешение для размещения сезонного кафе можно онлайн на Госуслугах за 2 часа, вместо 30 дней «на бумаге», как было прежде. И, кстати, в этом мы вновь первые в РФ. Это нам позволило уже к 10 апреля выйти на показатели прошлого года по количеству веранд.
А к 15 мая цифра будет уже на 50% выше прошлогодней. Так что и бизнесу, и нашим жителям этим летом будет комфортнее.
Помощь бизнесу – общая задача для всех, ее ставит нам Губернатор. Чтобы исполнить его поручение системно и эффективно, все больше наших инициатив реализовано в цифровой среде. Можно сказать, что мы наблюдаем переход от Homo Sapiens к Homo Deus и дальше к Homo Digital.

КРЕДИТНЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ФОНДА
www.mofmicro.ru/programs/foodtruck/

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Рынок фудтраков в России на протяжении нескольких лет показывает стабильный рост и завоевывает доверие предпринимател...

Другие статьи
Смотреть все

Каждый шеф-повар в разные периоды профессиональной карьеры мечтает о независимом собственном кулинарном пространстве,...

2 декабря в Moscow Marriott Imperial Plaza состоится седьмой Форум лидеров фуд-индустрии, который проходит под эгидой...

С 30 октября по 1 ноября в Екатеринбурге успешно прошли выставки InterFood Ural и FoodTech Ural, объединившие свыше 9...

Шеф-повар в отеле Four Seasons Hotel Moscow
Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
Вверх