Top.Mail.Ru

Дмитрий Грозный: «И чтобы хвалить, и чтобы критиковать, нужно определённое мужество»

28 Мая 2019
Дмитрий Грозный:  «И чтобы хвалить, и чтобы критиковать, нужно определённое мужество»

О ресторанной критике в России ведётся множество дискуссий: что это такое, зачем? И вообще есть ли она? В Санкт-Петербурге живёт и работает Дмитрий Грозный, который с 2007 года регулярно, каждую неделю пишет ресторанную критику. Этот человек — признанный ресторанный критик, и мы говорим с ним о том, для кого он пишет свои статьи, зачем ресторатору нужна критика и чем ресторан похож на космический аппарат.

Быть ресторанным критиком — это значит идти по тонкой линии 

— Дмитрий, писать критику и оставаться при этом в хороших отношениях с рестораторами очень сложно. Для этого надо обладать знаниями на уровне профессионала рынка и отменным чувством слога — чтобы писать ярко, будучи интересным очень широкому кругу читательской аудитории, и, одновременно, конструктивно, оставаясь уважаемым людьми, которые работают в ресторанах. Ведь, как ни крути, ваша главная задача — увеличивать число подписчиков…

— И для того, чтобы хвалить, и, чтобы ругать, нужно определённое мужество. Понятно, что не стоит впадать в крайности. Неумеренное критиканство так же неуместно, как сладостные восторги. Вообще, во всём очень важна интонация. И само собой, разумеется, в определённый момент нужно уметь забыть о своих личных пристрастиях или «непристрастиях» — так же, как и о своих взаимоотношениях с данным конкретным ресторатором или шефом. Знаком ты с ними или не знаком — дело 25‑е или 225‑е. Потому что самое главное — это твой читатель. И если ты ему соврёшь один раз, то он тебе больше никогда не поверит, да и читать не станет. А для кого тогда ты будешь заниматься своим делом?

— Но вы на стороне читателя или ресторатора?

— Я всегда на стороне читателя, который в эти рестораны придёт или не придёт после того, как пробежит глазами твою заметку. Причём давно известно, что никакого значения не имеет, «ругательная» эта заметка или нет. После критики, напротив, у многих возникает горячее желание проверить, так ли всё на самом деле. Эту мысль подтверждает и знаменитая история с разгромной рецензией на лондонский ресторан Аркадия Новикова, в который гости пошли как раз после публикации.

Итак, с читателем нужно быть правдивым — и это не подвергается сомнению. Но при этом я отлично знаю, как непрост ресторанный бизнес. И ко всем предпринимателям отношусь с огромным уважением — как к людям, которые рискнули деньгами, чтобы что-то построить для всех нас. Настоящих предпринимателей в России и так мало, их пора вносить в Красную книгу. Поэтому я всегда на стороне ресторатора. Легче всего придираться к мелочам, раздуваясь при этом от собственного величия. Я же стараюсь говорить о каких-то существенных вещах, о которых не сказать невозможно.

Вообще, быть ресторанным критиком (в скобках замечу, что сам себя я так не называю, но смирился, что так делают довольно много людей) — это значит идти по тонкой линии, с одной стороны которой читатель, с другой — ресторатор. К предпринимателям ты относишься уважительно, поэтому не смешиваешь их с чем-то непотребным, но всё же стараешься аккуратно показать им — и читателям! — что именно они не учли, в чём, возможно, промахнулись и где ещё можно сделать этот бизнес лучше.


Дмитрий является первым лауреатом премии Where To Eat в номинации «Ресторанный критик года»
 

Журналист не рубль, всем нравиться не может 

— Однако наверняка не все рестораторы адекватны критике. И даже когда порой просят «сказать всю правду», вряд ли ожидают, что правда может быть столь болезненной.

— И это абсолютно нормально: ты упирался, ты что-то делал в течение долгих месяцев, а тут пришёл некто «очень умный» и пишет про твоё детище всякие гадости. А что делать — вот такая у нас «собачья работа»… Журналист — он ведь не рубль. Нравиться всем ты не можешь. Я всегда прихожу как обычный посетитель и стараюсь понять объективную картину. Ну да, иногда узнают. Да, иногда ко мне может подойти либо владелец, либо управляющий, либо шеф-повар, чтобы узнать моё мнение. Но ведь кухня от этого другой тут же не станет. И сервис не сможет мгновенно измениться кардинально.

— И вы пишете то, что видите — вернее, то, что едите. А люди уже рассержены! Как справляетесь?

— Отлично помню, что когда моя колонка только начала выходить, появились комментарии: «Кто этот человек? И почему он это пишет?». Очень важно не зацикливаться на негативе. Ты работаешь, и результаты твоей работы вызывают какой-то отклик. Хуже было бы, если бы никто её не замечал, если бы она оставляла всех равнодушными. Так что отклик — это прекрасно! Но на некоторые вещи нужно уметь не обращать внимания. Иначе ты эту свою работу не сможешь делать. Здесь главное — уметь отличать, когда тебя хотят просто ужалить, сказать неприятное, или говорят конструктивно, указывают на какие-то вещи, где ты, возможно, действительно неправ. Да, все ошибаются, и я тоже, и если тебе указали на промашку, важно сказать человеку «Спасибо».


Наша справка

Согласно канонической версии, предложение заняться ресторанной критикой Дмитрий получил, проходя курс лечения в Мариинской больнице Санкт-Петербурга от язвенной болезни. В результате свою первую ресторанную рецензию он написал для газеты «Деловой Петербург» в 1998 году. Потом переехал в Москву, где стал главным редактором журнала «Ресторатор». Там, в частности, впервые в России подготовили рейтинги богатейших отечественных рестораторов и крупнейших ресторанных компаний по оборотам, а также энциклопедию «Кто есть кто в ресторанном бизнесе».
После возвращения в Петербург стал исполнительным редактором газеты «Деловой Петербург», входящей на тот момент в крупнейший шведский медиа-концерн Bonnier. С тех пор гастрономия по всем формальным признакам является его хобби. С 2007 года Дмитрий ведёт еженедельную пятничную ресторанную колонку, известную под брендом «Грозный обзор».
К Петербургскому международному экономическому форуму он в течение пяти лет готовил проект «Обеденная карта. 33 ресторана для голодных акул бизнеса».
Дмитрий — колумнист и эксперт печатных и интернет-изданий о ресторанах. Он является первым лауреатом премии Where To Eat в номинации «Ресторанный критик года», экспертом и членом жюри международных и российских гастрономических и ресторанных премий и рейтингов, автором серии интервью с великими шефами — Аленом Дюкассом, Пьером Ганьером, Мишелем Бра, Мауро Колагреко и другими.
Сегодня Дмитрий Грозный — ресторанный критик, признанный и уважаемый и читателями, и рестораторами и, кстати, очень скромный человек, — является главным редактором интернет-портала, посвященного розничной торговле и ресторанному бизнесу.

Самое главное — это насмотренность и «напробованность» 

— Ровно то же самое можно посоветовать и рестораторам, и шеф-поварам: научитесь отличать, когда просто пишут, условно говоря, «абы чего», а где есть некий конструктив. Но для этого нужно сначала научиться быть придирчивым и критичным к самому себе… А у критика, как ни крути, должны быть некие знания, а не просто «моё мнение».

— Человек, который занимается ресторанной критикой — впрочем, как и любой другой, театральной, музыкальной или, например, арт-критикой, — конечно, должен однажды набраться наглости, чтобы высказывать своё мнение. Оно может быть с чьей-то точки зрения неправильным, но это именно твоё мнение, основанное на твоих представлениях о прекрасном и, да, на твоих знаниях.

Безусловно, у тебя должны быть эти знания. Самое главное в этой профессии, если это можно назвать профессией, — это насмотренность и «напробованность». Если ты попробовал это блюдо в самых разных местах, городах, странах, в самое разное время года и, может быть, у одного и того же повара, но в разном его настроении, ты уже на автомате чувствуешь разницу. Кроме того, важна такая штука, как независимость в суждениях. Конечно, очень лестно, если перед тобой расстелили красную ковровую дорожку, а навстречу вышел шеф с хлебом-солью, который ещё и подробно рассказал о тонкостях приготовления каждого блюда. Но после этого довольно трудно понять, какой набор ощущений получит в ресторане обычный гость. Поэтому я пишу рецензии не после пресс-ланчей, а когда сам зашёл на ужин и сам за него заплатил. И, наконец, ресторанная колонка — это не сухой оценочный лист: она должна быть яркой и интересной. Нельзя быть равнодушным. Нужны эмоции!

Я пишу рецензии не после пресс-ланчей, а когда сам зашёл на ужин и сам за него заплатил.

Критик — это обратная связь для ресторана 

— Дмитрий, и всё же. Я понимаю интерес к ресторанной критике читателя. А зачем это ресторатору, шеф-повару — которые, как ни крути, должны быть профессионалами рынка? Если они не профессионалы, они всё равно ничему не научатся, а только обидятся, а рынок их и так наверняка выдавит. Если профессионалы, они, по идее, и без вас должны понимать свои недостатки…

— В своё время я получил специальность под названием «инженер по системам управления космических аппаратов». И с тех пор хорошо помню: чтобы космический аппарат не сошёл с орбиты, а работал в нормальном режиме годами — столько, сколько ему положено, — в системе управления спутником должна функционировать обратная связь. Если какие-то внешние условия изменились, а система управления не получила об этом информацию, то космический аппарат, скорее всего, через неделю или через месяц сойдёт с орбиты и грохнется, дай Бог, где-нибудь в Тихом океане. А если обратная связь есть, то аппарат будет жить. Ненавижу пафос, но критик, журналист или обозреватель — называйте, как угодно, — по идее, выполняет для ресторана примерно ту же самую задачу.


 Дмитрий брал интервью у очень многих мировых знаменитостей.  На фото он с Аленом Дюкассом 

— Дмитрий, у вас две дочери: они также растут гурманами и будущими ресторанными критиками?

— Когда такой вопрос задают детям артистов или певцов, то всякий раз слышишь: «Боже упаси, только не это, нужно что-нибудь нормальное, надёжное…» (улыбается — ред.). И ведь всё равно чада никого не слушают и выходят на сцену. Я, зная, что по статистике 146% ресторанных критиков страдают какими-то профзаболеваниями и всякий раз, садясь за стол, хватают не только ложку, но и таблетки тоже, конечно, могу сколько угодно причитать: «Ни в коем разе!». Но разве это имеет значение? Ведь главное — «наши дети будут лучше, чем мы!» 

Беседовала Светлана Куликова 

Фотографии предоставлены Дмитрием Грозным

Другие статьи
Смотреть все

Анна Антонова, кандидат технических наук, преподаватель магистерских программ «Сервис» и «Управлени...

Как вовремя распознать анти-шефа, пока он не развалил кухню вашего ресторана.

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх