Top.Mail.Ru

Иностранный турист: как сделать его гостем и всегда ли это нужно?

21 Марта 2018

Одна из важных частей экономики ресторана — туристы, которых пока можно назвать сезонным явлением. В Петербург они стремятся попасть именно летом, но правительство города ставит сегодня цель приёма туристов круглогодично. Однако у работы с иностранными гостями есть множество особенностей, и ресторатору и управляющему уже при открытии заведения нужно понять, следует им специально привлекать иностранных туристов или пустить дело на самотёк, сосредоточившись на местных гостях.

Ёмкость рынка 

Потенциал туристического рынка России, а особенно Петербурга огромен. По данным Всемирной туристической организации ООН (UNWTO), наша страна принимает каждый год 22–23 млн иностранных туристов: мы находимся в десятке самых посещаемых туристических стран мира.

По сообщению председателя Комитета по развитию туризма Петербурга Андрея Мушкарёва, город на Неве в прошлом году посетили около 7,5 млн человек и иностранных, и российских туристов (в 2015–2016 годах — 6,5 и 6,9 млн туристов соответственно). А Петербург может, как посчитали в Комитете, принимать до 18 млн туристов круглогодично.

Этому способствуют и проведение множества мероприятий, в том числе международных. Летом 2017 года Петербург принимает чемпионат мира по футболу, а на 2019 год уже намечено проведение в Северной столице России 23 сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации ООН (UNWTO): ожидается, что в город приедут не менее 6 тысяч членов этой организации. Кстати, в Европе Генеральная ассамблея UNWTO не проводилась с 1989 года, и за заявку Санкт-Петербурга в прошлом году проголосовали все европейские страны без исключения.

До 18 миллионов туристов может принимать Санкт-Петербург в течение всего года. Это более чем в три раза превышает число его жителей!

Рестораны для местных 

Однако всем ли заведениям нужно сосредоточить внимание на туристическом рынке? Мало того, что работа с туристами, особенно иностранными, имеет свою специфику, этот поток очень сложно совмещать с постоянными гостями, которым вовсе не нравится, что то заведение, куда они привыкли заходить на обед или ужин, внезапно кардинально меняет атмосферу, на достаточно долгое время превращаясь в «птичий рынок» с галдящим, глядящим, фотографирующим — словом, неугомонным людом.

— Мы изначально рассматривали наши заведения как рестораны для местной публики, — говорит петербургский ресторатор Николай Митчин (большой материал о его заведениях «Пиво сегодня — гастрономический продукт» читайте на стр. 56 нашего журнала). — Конечно, мы с радостью принимаем туристов и в пивном ресторане Beer Family, и в ресторане «новой» русской кухни с крафтовым пивом «Иван да Марья» — благо, они оба расположены на Невском проспекте, и туристы в них заходят, просто гуляя. Но специально для привлечения этой категории гостей мы ничего не делаем: всё же мы работаем для местной аудитории и хотим именно с ней развивать пивную культуру в нашем городе.

Туристический поток достаточно сложно совмещать с постоянными гостями, которым вовсе не нравится, что то заведение, куда они привыкли заходить на обед или ужин, внезапно кардинально меняет атмосферу.
 

Такой же выбор делают достаточно многие рестораны, предпочитая не смешивать потоки гостей. Впрочем, как указывает Николай Митчин, это не означает отсутствия иностранного гостя в заведении в принципе: туристы всё равно заходят, и управляющему нужно предусмотреть правильную политику работы с ними.

Выбор работы с туристами оправдан, когда ресторан находится в историческом месте и представляет русскую кухню, крайне популярную у иностранцев, или расположен на пути туристических магистралей.

Специфика работы с иностранными туристами 

Ресторан Stroganoff Steak House, на протяжении уже десять лет располагающийся в одном из исторических зданий Санкт-Петербурга рядом с Исаакиевским собором, давно привлекателен для туристов своим неизменно качественным предложением. Тем не менее его руководство продолжает вкладывать средства в работу с туристическими группами, выделив для этого специальный отдел по работе с контрагентами.

— Мы участвуем во всевозможных мероприятиях, размещаем рекламу, — рассказывает управляющий ресторана Кирилл Левый. — Тесно работаем с крупными туристическими фирмами, с консьержами и гидами (в том числе частными), с ресторанными службами. Платим им проценты за то, что они приводят к нам гостей. В конце года мы обязательно благодарим все эти подразделения: устраиваем для них корпоративы, дарим подарки и благодарим лично каждого человека, который сотрудничал с нами в прошлом году в надежде, что он будет сотрудничать и дальше.

Выбор работы с туристами оправдан, когда ресторан находится в историческом месте и представляет русскую кухню, крайне популярную у иностранных туристов, или расположен на пути туристических магистралей.
 

В результате в Stroganoff Steak House в сезон иностранные гости составляют порядка 70% всех гостей. Поэтому для работы в этом заведении необходимо знать международный язык, и одним из критериев при приёмке персонала на работу является знание иностранного языка.

— Помимо этого, мы ребят дополнительно обучаем английскому языку — освежаем, совершенствуем их знания, — нанимая преподавателя, — говорит Кирилл. — Мне кажется, сейчас уже всем понятно, что вкладываться в персонал обязательно нужно, потому что без развития персонала не будет развития ресторана.

Кроме этого, для работы с иностранными туристами необходимо предусмотреть меню хотя бы на английском языке. Которого сегодня в Петербурге может быть и недостаточно.

Три главных кита работы в ресторане с иностранными туристами 

— работа с туристическими фирмами, консьержами и гидами, с ресторанными службами;
— работа с персоналом по обучению иностранному языку;
— работа с меню по переводу его на английский (а если возможно, то и на китайский) языки; введение фотоменю.

 

— У нас очень большой поток туристов, среди которых много китайцев, — рассказывает Игорь Пращенко, основатель холдинга White Group (все рестораны и кафе-кондитерские FermA и ресторан на воде «Чайка»). — Но объяснять им по-английски очень сложно: контакта не получается. Поэтому мы одни из первых в городе ввели меню на китайском языке — именно для китайских туристов. И теперь у нас триязычное меню — на русском, английском и китайском. А в преддверии всех спортивных мероприятий, которые Петербург планирует проводить этим летом, мы ввели ещё и фотоменю.

Другие статьи
Смотреть все

С 30 октября по 1 ноября в Екатеринбурге успешно прошли выставки InterFood Ural и FoodTech Ural, объединившие свыше 9...

В рамках Форума «Дни ритейла в Беломорье» (Архангельск, 21 -23 ноября) пройдёт экспертная сессия по теме ...

С 12 по 14 ноября 2024 года Санкт-Петербург стал центром пищевой индустрии, приняв одну из самых ожидаемых выставок г...

Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
бренд-шеф ресторана Savoy
Вверх