Top.Mail.Ru

«Ресторанную школу» артисту нужно испытать на себе

24 Октября 2022
«Ресторанную школу» артисту нужно испытать на себе
Надежда Полтавченко, директор и художественный руководитель театра «Морошка»

Балерина, актриса и театральный продюсер Надежда Полтавченко родилась в Ленинграде. В ее многогранной творческой биографии 15 лет работы в качестве артистки и солистки балета в ведущих петербургских труппах. В 2009 году Надежда основала и возглавила Санкт-Петербургский театр песни и танца «Морошка», который известен не только своими сценическими постановками, но и блестящими выступлениями на различных мероприятиях и праздниках. Об особенностях этой составляющей деятельности творческого коллектива мы и поговорили с Надеждой Полтавченко. 

Концертное сопровождение мероприятий, торжественных приемов, фуршетов и банкетов нынче в тренде. Это модно, показывает уровень и престиж события, в подобных программах принимают участие именитые артисты совершенно разных жанров и направлений. Так было всегда или это веяние нового времени?

– Как говорится: «Хлеба и зрелищ!». Эта традиция была известна еще в Древней Греции, да что там Греция, древнейшие племена собирались у костра – ели и совершали ритуальные танцы и песни. Поэтому, довольно естественно, что, когда мы говорим не просто о походе в ресторан, а, допустим, о мероприятии, артисты являются неотъемлемой его частью. Действительно, жанры и направления множатся, потому что каждому надо свое. В древние времена, наверное, было меньше выбора. А вот качество исполнения шоу уже действительно отвечает за престиж и показывает уровень. И еще одну параллель я бы провела: есть рестораны, куда мы приходим провести вечер – нам важна атмосфера, интерьер, подача блюд, качество, я бы сказала искусство приготовления и нам это важно. А есть заведения, куда мы забегаем на 20 минут пообедать. Так же и с артистами: есть те, кто работает для фона, а есть те, кто работает на принципиально другом уровне. Это не хорошо и не плохо, это разные задачи. Вот наш театр очень много труда вкладывает, чтобы работать на высочайшем уровне.


Концертный номер «Люблю я макароны»

Есть артисты, которые полностью перенесли свою деятельность в ресторанно-банкетную сферу. Как относитесь к этому явлению Вы лично, актеры вашего театра, знакомые и товарищи по искусству?

– К работе в ресторане отношусь именно как к работе – есть свои плюсы, есть минусы. Но, если согласился выступить перед жующей публикой, работай на все 100! Артист, который халтурно относится к выступлению, неважно где оно происходит – это уже не артист. Это самодеятельность! И самодеятельность чаще всего бесплатная. Когда люди платят деньги, то надо и показать то, что стоит этого. По своему опыту могу сказать, что «ресторанную школу» артисту нужно испытать на себе, это обогащает творческий багаж, как ни странно. Взять внимание расслабленных, выпивших людей и удержать его, «заставить» гостей оторваться от вкусного блюда и смотреть на артиста, нужно обладать крепкими профессиональными качествами. Другое дело, что увлекаться такой работой в ущерб профессиональной сцене, конечно, не стоит. А вот проверить себя на прочность на какой-то период времени – отличная школа!


«Петербургское русское чудо» концертный номер «Птичья свадебка»

Какую долю (и место) выступления «на заказ» занимают в деятельности театра «Морошка»?

– На заказ и для творчества мы работаем примерно 50×50. Но в любом заказе я ставлю перед артистами и постановщиками задачу в первую очередь качественно отработать! А когда довольны гости, доволен заказчик и доволен ты сам – это тот результат, к которому театр «Морошка» стремится всегда! Слава Богу, творческие руководители «Морошки» – и хореограф, и музыкальный руководитель – профессионалы высочайшего уровня, и эти задачи мы выполняем вместе! Кроме этого, когда работаешь, допустим, с эстрадной песней, и вносишь в нее «стройность академического звучания», то и песня преображается, и хореографу интересней работать, а в результате, опять-таки, все довольны!

Как артисты готовятся к подобным выступлениям?

– Ко всем выступлениям мы готовимся одинаково: репетиции до и в день концерта – разогрев, саунд-чек, общая репетиция, грим, костюм и выступление. Место выступления на это никак не влияет. Подготовка очень важна для нас. В том числе за счет подготовки мы добиваемся высокого качества. Мне кажется, в любом деле, профессиональная подготовка это 90% успеха.


«Петербургское русское чудо» концертный номер «Улетай»

Приходится ли вам отказываться от каких-то запросов и предложений и почему?

– Я отказываюсь от заказов, которые не совпадают с творческой миссией театра: сохранять, развивать и пропагандировать народно-сценический жанр в Санкт-Петербурге и за рубежом; развивать и популяризировать русскую музыку, песню и танец в народно-сценическом жанре. Это творческое решение становится фирменной маркой труппы, особым почерком работы коллектива, а востребованность программы подтверждает правильность выбранного пути. Или, например, нам часто предлагают работать под фонограмму или составом 5–6 человек, и я отказываюсь всегда. Даже когда совсем трудно с финансами – репутация важнее. Иногда отказываюсь из-за технических возможностей площадки, но такое редко бывает.

Что такое качественная концертная программа на фуршете или в вечерней программе ресторана?

– Качественная программа – это хороший звук, а в ресторанном мероприятии звук выстроить в разы сложнее, нужно учитывать множество нюансов. Красивые, дорогие костюмы, качественные постановки номеров. Вообще, наверное, в каком-то смысле мы здесь сродни поварскому искусству, есть повар, который все делает грамотно, технологично, и продукты свежие использует… а не вкусно. Без души. А есть, кто душу вложил, и сразу становится так вкусно, что кажется будешь есть и есть…. так же и с артистами, халтуру моментально почувствует любой зритель, даже самый неискушенный. Это то место, где обмануть практически невозможно.


«Петербургское русское чудо» концертный номер «Дымковские потехи»

Надежда, расскажите об истории создания и развитии «Морошки» и труппы театра?

– «Морошка» включает в себя три равноправных творческих цеха – оркестр русских инструментов, артистов балета и ансамбль солистов. Коллектив был создан в 2009 году, однако только с 2014 года театр «Морошка», начал работать по законам академического музыкального театра. Тут важно отметить хореографа Елену Викинг и дирижера, музыкального руководителя театра Виталия Силиванова. Их профессиональный уровень, их жесткая дисциплина и требовательность к себе и к артистам, помноженная на трудолюбие и талант – вот залог успеха. И сегодня в гастрольной карте «Морошки» уже более 17 стран, в том числе такие экзотические как, например, Алжир или Туркменистан. Театр является лауреатом двух международных фестивалей и лауреатом премии Комитета по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга «Золотой лев 2017». Несмотря на то, что мы негосударственный коллектив, и это моя отдельная боль, «Морошка» дала два бесплатных концерта для военнослужащих, получивших ранения в ходе СВО. Мне очень дороги эти концерты, потому что те слова благодарности, которые мы услышали от наших ребят – бесценны.


Главный балетмейстер театра песни и танца «Морошка» Елена Викинг во время репетиции

Ваши творческие планы?

– Планов – громадье! Но с особой радостью хочу рассказать, о том, что мы приступили к новой постановке с прекрасным петербургским режиссером – Василием Сазоновым над детским музыкальным спектаклем «Иван в царстве 3.9». Работать очень интересно, посмотрим, что получится. Очень хочется сейчас подарить людям добро, тепло, радость!

2020–2022 годы, несмотря на все сложности, связанные с сокращением выступлений и гастрольных поездок, становятся крайне насыщенными с точки зрения творческого развития коллектива. В общей сложности, за два года было создано более 100 концертных номеров!

А еще мы с удовольствием приглашаем всех на наши сольные концерты «Петербургское русское чудо», которые состоятся 22 и 23 декабря 2022 года на сцене Колизея (Невский, 100). Народные песни и танцы могут быть такой же частью искусства, как и симфоническая музыка или классический балет. И мы это доказываем каждым своим концертом.

Другие статьи
Смотреть все

В прошлом номере мы начали публикацию серии статей о том, как правильно заключить Договор аренды помещения для вашего...

«Гости приходят в ресторан для постижения гастрономического искусства, ради эстетического удовольствия, культур...

Что такое петербургская кухня? Историк может дать на это один ответ, шеф-повар местного ресторана — другой, а г...

Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
бренд-шеф ресторана Savoy
Вверх