В последние годы постное меню стало и модным, и, зачастую, необходимым трендом для многих российских ресторанов (особенно, в дни Великого поста). Это явление началось, когда в постсоветской России религия перестала быть под запретом и верующие различных конфесий перестали скрывать свои религиозные чувства. Тогда же, пусть и не массово, появились не только специальные предложения в меню, но и целые рестораны, основанные на определенных традициях. Оказалось, что среди посетителей ресторанов много тех, кто хотел бы придерживаться канонов и ограничений в питании, но при этом не переставать посещать любимые заведения. Конечно, самыми заметными примерами влияния религиозных традиций на ресторанный бизнес стали специальные постные меню в заведениях совершенно разных концепций и форматов.
Об этом мы поговорили с шеф-поваром, который имеет богатый опыт работы и в ресторанном бизнесе, и шеф-поваром на самой настоящей монастырской кухне — Данилова мужского монастыря. Наш собеседник Олег Ольхов — известный повар и телеведущий, но при этом и глубоко верующий православный человек.
— Олег, постное меню на самом деле так актуально для такого совсем нерелигиозного места, как ресторан? Как относитесь к этой реальности?
— Это действительно так, и началось всё довольно давно. В начале 2000х я работал в ресторане и уже тогда мы делали постное меню. Всякий уважающий себя ресторан предлагает постное меню, иначе он может потерять некоторую часть гостей. К тому же, делая постное меню ресторан может дополнительно привлечь не только людей, соблюдающих пост, но и вегетарианцев, и людей, увлечённых здоровым питанием. По статистике наиболее количество людей в рост соблюдает именно Великий пост, и это тоже нужно учитывать. Отношусь лично я к этому явлению безусловно положительно, поскольку, во‑первых пощусь сам, и во‑вторых я эксперт не только по русской кухне, но и по постной кухни вообще. А постная кухня сейчас вобрала в себя блюда из многих кухонь мира. Я лично адаптировал большое количество блюд разных кухонь мира для российской постной кухни, с учётом наличия и качества продуктов в условиях российской реальности. Ведь даже в Москве подчас очень тяжело найти качественные продукты, несмотря на наличие широкого их выбора. Скажу больше, в данный момент я разрабатываю целую линейку блюд с идеей «постное — значит полезное», это блюда на основе цельных злаков, выращенных на Алтае, в соединении с различными овощами, грибами и ягодами. Думаю, мои новые блюда найдут своих ценителей, ведь они помогут поститься с большой пользой для здоровья. На данный момент, по данным нескольких маркетинговых исследований, 80% блюд, которые заказывают гости из постного меню, это блюда из картофеля. Картофель это «длинный» углевод, который хорош для бегунов‑марафонцев, но не для людей с малоподвижным образом жизни. Пора выбирать полезные продукты, моя задача сделать эти блюда вкусными и красивыми.
— Должны ли блюда постного меню быть исконно русскими, традиционными или важнее исключить определенные продукты?
— Какую кухню выбрать — личное дело каждого. Если речь идёт о ресторане — нужно исходить из концепции ресторана. В русской кухне накоплен колоссальный опыт создания постных блюд, но если у вас ресторан итальянской кухни, русские блюда будут выбиваться из концепции. Поэтому я рекомендую адаптировать кухню вашего ресторана под постное меню, это не сложно, ведь во всех кухнях мира есть овощные и рыбные блюда, а также блюда из морепродуктов. Хотя я лично буду рад, если в России будет больше заведений с традиционной русской кухней.
— Насколько возможен полет фантазии шефа при разработке подобного меню?
— Фантазия всегда приветствуется, но она не должна переходить границ разумного. Блюдо должно быть вкусным и красивым, а не удивлять сочетанием несочетаемого. К сожалению, сейчас многие шефы делают блюда очень вычурными, но малосъедобными. Самое сложное это приготовить вкусно традиционное блюдо, вкус которого давно и широко известен.
— С вашей точки зрения, может ли православная/постная кухня стать основой концепции ресторанного проекта?
Безусловно может, тут нужен только профессиональный подход к разработке концепции и правильной ее реализации. Хочу привести в пример невероятный успех Максима Сырникова с магазинами готовой еды «Добрянка» в Новосибирске. Традиционная русская кухня с русскими печами, ручной лепкой, свежей выпечкой, фермерскими продуктами. Пять сверхпопулярных магазинов, в каждом из которых трудится по 120 поваров. Огромные объемы, невероятная популярность и большой коммерческий успех. А вот в Москве и Санкт-Петербурге этой сети нет. Вопрос: почему?
— Расскажите о выборе профессии: как пришли в кулинарию, были ли когда-либо сомнения в правильности выбора пути?
История выбора профессии простая: моя мама по первой професси повар, старший брат — Павел Ольхов — шеф-повар. Выбор был предопределён. Сомнений не было, но был период, когда я хотел себя полностью посвятить церковной социальной деятельности, я 13 лет являюсь руководителем Православного Народного Движения «Курский вокзал. Бездомные, дети», и у меня было желание полностью посвятить себя социальному служению. Но, поскольку нужно зарабатывать деньги на пропитание своё и семьи, а добровольцы деньги не зарабатывают, я остался в профессии и успешно совмещаю работу и служение по сей день.
— Вспомните основные вехи и самые яркие моменты вашей карьеры. Как менялись Ваши профессиональные взгляды с течением времени? Хотели ли Вы когда-либо стать ресторатором?
— В 1990 м году я впервые пришел на кухню учеником повара. Тогда я ещё учился в школе, а по субботам работал в ресторане «Три заставы» на Пролетарской. Это был такой типичный ресторан 90‑х, со старой и тёмной кухней и старыми поварами советской закалки, но меня это не отпугнуло. В тот же год я поступил в ПТУ165 г. Москвы, где через полтора года получил диплом повара 4 разряда. Что было хорошо в нашем обучении — мы с первой недели учебы практиковались на производстве. Неделя теории — неделя практики. За время учёбы я успел поработать поваром в Министерстве электротехнической промышленности и приборостроения СССР, в Министерстве Торговли СССР, в ЦУМе. Преддипломную практику я проходил в знаменитом ресторане «Баку» на Тверской, его уже, к сожалению нет. Там я познакомился с арабской и азербайджанской кухней. Это было моё первое место работы после училища, там мне завели трудовую книжку, и, поскольку ресторан принадлежал к Минторгу Азейбарджанской ССР, трудовая книжка у меня на двух языках: половина книжки на русском, половина на азербайджанском. Далее была интересная работа поваром в Германии, на старейшем европейском курорте Нордернай, расположенном на одноименном острове в Балтийском море. Ну а затем я работал в Москве в барах и ресторанах, пока в 2008 не пришел работать шеф-поваром в монастырь.
Конечно я думал, что неплохо-бы открыть собственный ресторан, но я принципиально против кредитов, а заинтересованного инвестора мне пока найти не удалось.
— Каким был переход из ресторанной кухни в монастырскую? Это совершенно разные миры или в чем-то схожие?
— Ресторанная и Монастырская кухни безусловно отличаются, но и у них есть точки соприкосновения. Недаром меня позвали работать в монастырь шеф-поваром: в монастыре бывают приёмы иностранных архииерев и делегаций, требуется организация банкетов высокого уровня. Дважды мне довелось организовывать патриаршие приёмы в Грановитой палате Московского кремля, так как наместник нашего монастыря служил со Святейшим Патриархом Кириллом в Успенском соборе Московского кремля, и, по традиции, он должен был организовать угощение. Отличие в том, что мы кормим бесплатно в монастыре около 500 человек в день, мы не нацелены на получении прибыли. Бывает, что внезапно приходится организовывать обед для паломников или для внезапных гостей, когда нет в наличии необходимых продуктов. Приходится что-то придумывать и готовить «кашу из топора». Ну и, конечно, меню, оно жёстко привязано к Уставу, к годовому и недельному кругу постов.
— Насколько комфортно вам работалось в ресторанном бизнесе, как и чем вспоминаете те времена? Вы сейчас как-либо связаны с ресторанным бизнесом? Нет ностальгии, желания когда-нибудь вернуться на кухню ресторана?
— В ресторанном бизнесе я чувствовал себя вполне комфортно, проработал в этой сфере 19 лет с момента начала карьеры и до того, как. Были свои плюсы и свои минусы, сейчас я консультирую заинтересованных рестораторов и шеф-поваров по постному меню, провожу для них мастер-классы, перед Великим постом в этом году у меня в графике мастер-классов Москва, Ессентуки, Калуга, Серпухов, Узбекистан. Ностальгии как таковой и быть не может поскольку, так или иначе я сотрудничаю с ресторанами, мой брат шеф-повар ресторана, я общаюсь с другими шеф-поварами и в рамках деятельности Московской ассоциации кулинаров, и, периодически, работаю на ресторанных кухнях, правда, в качестве учителя.
Кроме того, в данный момент я создаю собственную кулинарную школу, разрабатываю линейку постных блюд здорового питания, основанных на традиционных русских продуктах, планирую открыть их производство.
— Спасибо за интервью и успехов!
Беседовала Светлана Янкова
С 30 октября по 1 ноября в Екатеринбурге успешно прошли выставки InterFood Ural и FoodTech Ural, объединившие свыше 9...
В рамках Форума «Дни ритейла в Беломорье» (Архангельск, 21 -23 ноября) пройдёт экспертная сессия по теме ...
С 12 по 14 ноября 2024 года Санкт-Петербург стал центром пищевой индустрии, приняв одну из самых ожидаемых выставок г...