Как петербуржцам, которые едут в Москву «отведать чего-нибудь новенького», сложно пройти мимо ресторанов, например, братьев Березуцких или Сергея Ерошенко, так и москвичам и гастрономам из регионов, приезжающим в Питер посмотреть, что тут и как в плане еды, невозможно не посетить хотя бы одно из теперь уже трех заведений Блинова (на фото справа) и Маликова — DUO Gastrobar, Tartarbar или DUO Asia. Сегодня Дмитрия Блинова можно назвать, пожалуй, одним из самых популярных шеф-поваров и рестораторов Петербурга. Настоящий прорыв случился у него во многом благодаря его бизнес-партнеру Ренату Маликову, с которым он дружит с давних пор, еще со времен совместной работы в ресторане «Zималеto». Дмитрий сейчас — человек публичный, лицо проектов. А Ренат не любит света камер и вопросов журналистов, предпочитая просто работать и… оставаться в тени. Но для нас он сделал исключение, рассказав об общем с Дмитрием подходе к бизнесу.
Поэтому, когда Дмитрий вместе с Ренатом открывали свой первый ресторан, оба понимали, что только предельная требовательность к себе сделает заведение таким, каким они хотят его видеть.
«В предыдущих ресторанах я постоянно с кем-то конфликтовал, выяснял, кто виноват. Меня раздражали люди в зале в одежде. Я спрашивал администратора: «Как вы их пускаете?» — «А как же иначе, — мне отвечали, — они же гости». А здесь спрашивать не с кого: виноват во всем сам. Если у тебя не горит лампа или течет кран, то виноват только ты. А до этого работаешь, проходишь в зал, видишь, что не работает лампа. Не работает три недели. Идешь к директору, директор идет к администратору, администратор — к официантам, те вызывают слесаря, сантехника — всех вызывают, а лампа не горит.
— А если здесь лампа не горит?..
— А здесь лампа — горит!»
Это выдержка из интервью Блинова‑2014 журналу «Ресторановед» в первые месяцы работы DUO Gastrobar`а. И удивительно не то, что высокая планка была поставлена тогда, изначально. Прекрасно то, что ребята сумели и потом, по прошествии времени, не расслабиться. Это позволило им отдать деньги инвестору (без которого, конечно, не обошлось) уже через пять месяцев после открытия заведения: поток гостей зашкаливал, превысив все мыслимые и немыслимые прогнозы.
— Деньги — это не самоцель, — объясняет Маликов. — Цель — доказать городу, доказать людям, которые к нам ходят, и людям, которые к нам не ходят, что вкусная еда за честные деньги — это возможно и правильно. И так должно быть.
— Есть два пути развития: либо за «бабки», либо за идею, — подхватывает Блинов. — Они потом могут слиться. Но изначально ты выбираешь только один. Мы выбрали путь «за идею». Потому что говорить о каких-то баснословных деньгах в ресторане на 24 посадочных места вообще не приходилось.
И не приходится до сих пор! Три ресторана с вменяемыми средними чеками (а ребята не планируют поднимать цены!) — это в три раза выше расходы.
Ренат — повар. Но так получилось, что в их дуэте за кухню всегда отвечал Дмитрий. И в названии первого заведения они четко обозначили, что их двое, и работают они всегда на равных, но Дмитрий был на виду, Ренат — рядом.
— Я даже в социальные сети не выкладываю ничего, — улыбается он. — Мне хватает живого общения.
Живого общения в зале: он, несомненно, бывает на кухнях своих ресторанов, когда там нет Дмитрия, но все же больше работает в зале — с персоналом и, если нужно, гостями. Точно так же как Дмитрий, когда в заведении нет Рената (а теперь они все реже бывают вдвоем в одном ресторане), успевает контролировать зал. Они оба — рядом, прикрывают друг другу спины. И это дорогого стоит!
При всей серьезности отношения к делу и к бизнесу у них нет никаких письменных договоренностей. «Когда возникают какие-то вопросы, мы просто садимся и разговариваем», — объясняют они. У них изначально были не партнерские, а дружеские отношения — таковыми они и остаются.
Как остается полное единение во взглядах. Может быть, еще и поэтому в DUO битком каждый вечер — так же, как и в Tartarbar`е, так же, как и в Asia?
Когда первый летний сезон DUO Gastrobar`а прошел, а на улице было столько же посадок, сколько и внутри ресторана и все всегда было занято, Дмитрий с Ренатом поняли, что мало того, что люди зимой не смогут к ним попасть — они могут уже и не захотеть этого делать.
— И со временем мы можем растерять всех гостей, потому что им просто надоест пытаться попасть в ресторан, в который нельзя попасть, — смеется Блинов. — А если мы летом могли за день шесть раз менять сорок посадок, то сделать это же самое зимой, когда их всего двадцать, сложно.
Поэтому сначала они решили придумать рядом некий «бар ожидания мест». Но быстро поняли: какие места можно ждать, когда все в резерве на весь день? Так возникла идея отдельного бара — отдельного проекта, под который надо искать свое помещение.
— Но оно в любом случае должно было быть рядом! — уточняет Ренат. — От DUO до Tartarbar`а у нас 15 минут пешком, и когда где-то в одном ресторане нет мест, мы отправляем гостей в другой.
Чаще в Tartarbar, который больше по площади, и только днем: вечером везде посадки полные.
— Или, бывает, гости приезжают не в тот ресторан, который бронировали, — рассказывает Дмитрий. — А недавно был настоящий коллапс: внезапно вырубили свет в DUO, мы вызвали службу такси и отправили всех гостей в Tartarbar. Там 42 посадки, оборот стула четыре-пять раз.
— Ниже, чем в DUO…
— У всех ресторанов оборот стула ниже, чем в DUO, — смеется Блинов. — Если не брать вокзалы.
— Дима, в чем ваш секрет?.. У вас ни в одном заведении нет детской комнаты, да что там комнаты — стульев детских нет, вы не проводите банкетов и свадеб. При этом — мгновенный взлет DUO, полная заполняемость, люди на улице, запись на неделю вперед… И все это — только потому, что демократичный средний чек?.. Да ну, магия какая-то.
— Заведение-то маленькое, — он молчит.
— Да сколько их, таких маленьких заведений?
— А сколько маленьких заведений, в которых работают профессиональные повара? — хитро улыбается. И сам себе отвечает: — Я думаю, ни одного. Правда, давайте посмотрим: вы видели заведение на двадцать мест, чтобы там работали профессиональные повара? Я говорю о ресторане, а не просто о «кафе домашней кухни». Ничего плохого про них не хочу говорить, но это совершенно другой формат. Я думаю, что DUO один такой.
— Но вот появляется Tartarbar. И ваши обязанности возросли, наверное, не в два, но в полтора раза?
— Наверное, в два раза, — они смеются. — На самом деле, у нас работают достаточно хорошие ребята, которые и заняли здесь руководящие должности. Сейчас во всех наших ресторанах свои руководители, свои шеф-повара и управляющие, — те, которых мы сами вырастили. У нас даже есть человек, который занимается HR!
Хотя заведения Дмитрия и Рената небольшие, количество персонала в них порядка 110–120 человек: по сути, на каждую посадку один сотрудник.
— На один стол один сотрудник точно! — подхватывает Ренат. — И нам нужны только профессионалы: не студенты, решившие подработать, а именно профессионалы высокого уровня, приходящие к нам на постоянную работу. Мы их очень тщательно отбираем, прогоняя через уже открытые рестораны. Но ни я, ни Дима сами уже не можем заниматься каждым из вновь пришедших: для этого нам и нужен HR-специалист.
Есть два пути развития: либо за «бабки», либо за идею. Они потом могут слиться. Но изначально ты выбираешь только один. Мы выбрали путь «за идею». Потому что говорить о каких-то баснословных деньгах в ресторане на 24 посадочных места вообще не приходилось.
В DUO Gastrobar всего 24 посадочных места, но оборот стула выше, чем здесь, только в ресторанах на вокзале
— Если бы у нас не было нашей команды, мы не смогли бы открывать рестораны, — говорит Дмитрий. — Потому что мы делаем это не только для того, чтобы удовлетворить свои амбиции, но уже и амбиции ребят. Все наши директора — и Максим Дмитриев, и Георгий Тычинский, и Иван Куликов — это те самые ребята, которые работали официантами в DUO три-четыре года назад. Только тогда им было 19–23 года, а сейчас, соответственно, 23–27 лет, они выросли, им хочется какого-то развития. При этом у нас нет управляющего состава, который сидит в «офисе»: все шеф-повара работают на кухне, директора — в зале, — точно так же, как и остальные. Как и мы с Ренатом, собственно.
— Люди хотят развиваться, и либо мы даем им эту возможность, либо они от нас уходят и пытаются развиваться в другом месте. А мы бы этого не хотели, — Ренат.
— Мы даем им условия, которыми бессмысленно пренебрегать. У нас хорошая зарплата, хорошие отношения в коллективе, и нам это важно. Мы предупреждаем людей, когда берем их на испытательный срок: помимо профессиональных качеств нам важны человеческие. И если ты не сможешь общаться с су-шефом, с заготовщиком, с мойщицей, какой бы ты суперпрофессионал ни был, нам придется с тобой расстаться, — Дмитрий.
— Это банально, но уважение друг к другу реально работает! — оба.
Новый ресторан DUO Asia на 65 посадочных мест ребята тоже открывали так, чтобы он был в зоне пешеходного доступа: от Tartarbar, а до него минут 20 пешком. И если Tartarbar появился фактически по необходимости, из «зала ожидания», то Asia — потому что и тому, и другому владельцу нравится азиатская кухня.
— У нас много азиатских блюд, мы давно используем сочетания типа «соевый соус-имбирь-чеснок», мы сами очень любим условную «паназию» — это требовало своего логичного развития, — объясняет Дмитрий. — Поесть все это в городе нам сложновато. Потому что — ну, есть несколько ресторанов (сейчас их больше): в каких-то слишком дорого, в каких-то невкусно, в каких-то — и дорого, и невкусно, — смеются. — А нам показалось, что мы можем сделать ресторан по-другому — не так, как у всех.
Наша цель — доказать городу, доказать людям, которые к нам ходят, и людям, которые к нам не ходят, что вкусная еда за честные деньги — это возможно и правильно. И так должно быть. (Ренат Маликов)
И открытия Tartarbar, а, и открытия Asia гости ждали с нетерпением. А объем работы владельцев возрос значительно. Если в первом DUO большую часть работы каждый из них выполнял сам, то в DUO Asia многое приходится перекладывать, как они говорят, на другие плечи.
— И там ты уже физически не можешь любую ситуацию просто взять и разрулить сам, отодвинув официанта, — объясняет Дмитрий. — Поэтому в Asia нам пришлось полностью менять систему работы и в зале, и на кухне. Ведь этот ресторан и по площади, и по закупкам, и по отдаче блюд фактически такой же, как Tartarbar и DUO вместе взятые, — там и ошибку можно не сразу увидеть, а значит, ее цена возрастает. И ставить работу в таком большом заведении нужно по-другому.
— Должны ли повара на кухне там работать быстрее?
— Они везде у нас работают быстро, — улыбается Дмитрий. — Но чтобы соблюсти временные рамки, которые соблюдаются у нас в двух других заведениях, нужна другая система резервации, другое построение работы в целом. В DUO и Tartarbarе у нас официанты работают все вместе, все друг другу помогают. В Asia надо делиться по зонам — иначе ты вообще не успеешь вовремя обслужить гостя.
Нам нужны только профессионалы: не студенты, решившие подработать, а именно профессионалы высокого уровня, приходящие к нам на постоянную работу.
(Ренат Маликов)
В среднем на обслуживание гостя отводится два часа: за это время ему нужно отдать три-четыре блюда и напиток.
— То есть задачи работать быстрее поварам не ставится? — уточняю я. — Более быстро, чем в DUO и Tartarbar, е, им в Asia работать не нужно?
— Невозможно! — смеется Блинов. — Быстрее работать невозможно!
— Если вам необходимо пообедать быстро, то вы говорите об этом официанту и обедаете в три перемены за 15–20 минут, — поясняет Ренат. — Все зависит от скорости, необходимой гостю. Дмитрий так отладил работу на кухне, что первые закуски во всех трех ресторанах появляются на столе через три-четыре минуты после заказа.
И, раз технологические моменты налажены, у Дмитрия появилось больше времени заниматься тем, что более всего по душе — обновлением меню и… ручной работой на кухне. Ренат полностью окунулся в сервис — работу в зале, стараясь ежедневно бывать хотя бы в двух ресторанах из трех.
— Слушайте, но вас ведь двое, а заведений три: явно в одном кого-то из вас нет…
— Процесс отработан, все справляются со своими задачами, поэтому не критично, если в ресторане нет ни одного владельца, — отвечает Ренат.
— Я продолжаю руководить кухней, — объясняет Дмитрий. — Но весь организационный процесс, который мною поставлен при открытии, работает. И каждый шеф-повар — Иван Фролухин, Евгений Югай и Николай Зернаев — в мое отсутствие может и должен руководить вместо меня: так, как это сделал бы я. Да, я думаю о новых меню, но каждый из них вовлечен в этот процесс, каждый может что-то придумать. А в Asia шеф вообще достаточно сильно участвует в смене меню: он что-то придумал, рассказал мне, показал ребятам, все попробовали — понравилось, запустили. Я это блюдо могу попробовать уже дня через три-четыре.
Дмитрий так отладил работу на кухне, что первые закуски во всех трех ресторанах появляются на столе через три-четыре минуты после заказа. (Ренат Маликов)
В DUO Asia на Рубинштейна пекут хлеб на все заведения, делают пасту: площадь этого ресторана 320 кв. метров, он поделен пополам на кухню и зал — грех не воспользоваться возможностью и не устроить здесь кухню по своему вкусу. Но заготовки там не делают.
А в кухнях DUO Gastrobar, а и Tartarbar, а используется каждый сантиметр.
— Я могу книгу написать о том, как построить кухню на трех квадратных метрах, — улыбается Дмитрий.
В первом DUO площадь зала 54 кв. метра, 12 кв. метров — мойка и холодный цех, еще порядка 12 кв. метров — горячий цех.
— На этих 12 метрах потребляется порядка 50 кВт электроэнергии: там помещается все. Это самая маленькая и самая производительная кухня, в которой я был! — смеется Блинов.
Мы предупреждаем людей, когда берем их на испытательный срок: помимо профессиональных качеств нам важны человеческие. И если ты не сможешь общаться с су-шефом, с заготовщиком, с мойщицей, какой бы ты суперпрофессионал ни был, нам придется с тобой расстаться. (Дмитрий Блинов)
DUO окупил себя еще в 2014 году, Tartarbar — в этом. У Asia все впереди, но на точку безубыточности это заведение вышло в первый же месяц работы.
— У нас ни одного дня не было без прибыли, — говорит Дмитрий. — Дотационных ресторанов у нас нет!
Так в чем же секрет, в чем загадка этого повара, на которого столь пристально смотрит ресторанная братия всего Петербурга — а, пожалуй, и не только Петербурга? Да нет никакого секрета. Профессионализм. Упорный труд. Верность и честность в профессии и в дружбе. Справедливое отношение к персоналу. Глубокое уважение к гостям, достойных — он уверен в этом! — вкусной еды по адекватной цене. И снова, и снова — упорный труд. Банально, а? Попробуйте повторить!
Светлана Куликова
Фото Николая Малышева, Юрия Ермолова,
Юрия Дормидошина
и присланные владельцами ресторанов
Ресторан – это, прежде всего, бизнес, а не имидж. У каждого ресторатора свой подход, свои методы управления и д...
В самом начале текста редакция Телеграм-канала ReBro by Dmitry Levitsky так прокомментировала собственную публикацию ...
Шеф-повар, итальянец по происхождению, Уиллиам Ламберти более 20 лет с успехом открывает рестораны в России. В интерв...