Top.Mail.Ru

Ресторан для исполнения мечты и ресторан для получения прибыли – это два разных заведения

22 Августа 2012
Ресторан для исполнения мечты и ресторан для получения прибыли – это два разных заведения

Тема взаимоотношений ресторатора и инвестора сегодня особенно актуальна: слишком много заведений закрываются не по причине слабой выручки и отсутствия успеха, а потому, что эти люди – ресторатор и инвестор конкретных заведений – не нашли взаимопонимания в вопросе их дальнейшего развития. Мы решили обсудить эту тему на страницах нашего журнала и представляем читателям рестораторов Кирилла Романюка и Андрея Фирсова, а также Дмитрия Потапенко, являющегося и ресторатором, и инвестором одновременно и потому видящего проблему сразу с двух сторон. Кто-то из наших консультантов выступал на семинаре салона «Мир ресторана & отеля», кто-то обсуждал эту тему с нами отдельно, в любом случае – мы планируем ее продолжить и приглашаем к обсуждению как действующих рестораторов и инвесторов, так и тех, кто называл себя таковыми в прошлом или планирует называть в будущем, занимаясь сегодня другим бизнесом.

В чем отличие ресторатора от обычного управляющего

Кто такой инвестор – это понятно: человек, вкладывающий деньги в данный бизнес. Но давайте разберемся, кого применительно к нашему контексту, мы можем назвать ресторатором? Обычный управляющий, которого приглашают непосредственно для управления уже готового и давно работающего заведения, ресторатором вряд ли является. Тогда кого же мы называем ресторатором – в случае, если он сам не инвестирует средства в какой-то конкретный проект?
Основная черта, отличающая ресторатора от управляющего, – в том, что ресторатор несет определенную ответственность за тот продукт, который он создает. Управляющий работает на условиях срочного или бессрочного трудового договора, и отношения с ним регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации, и даже если он пообещал построить что-то оригинальное и не построил – по большому счету, инвестор к нему никаких претензий предъявить не может.

Ресторатор и управляющий могут объединяться в одном лице – когда человек и создает проект, и управляет им, отвечая перед инвестором за конечный результат – будь то строительство, концепция или управление предприятием.
Между ресторатором и инвестором существуют договоренности определенного рода, у них могут быть лишь две исходные точки, два основных варианта, когда они могут о чем-то договариваться. Это либо начало пути – строительство предприятия и разработка концепции; либо продолжение этого пути – управление уже открытым предприятием.

Начало пути: ресторан как мечта, без стремления заработать

Многим со стороны кажется, что ресторанный бизнес – достаточно простое дело. Поэтому у многих инвесторов, не будучи до этого связанными с ресторанами, но имеющих опыт в другом бизнесе, возникает большой соблазн вмешиваться в работу ресторатора фактически на каждом этапе.
В данном случае ресторатору важно понимать то, для чего инвестору нужно это ресторанное предприятие? Если оно нужно для удовлетворения собственных амбиций, поддержания имиджа, исполнения давней мечты – это одно. Если же заведение планируется как коммерческий проект, который должен приносить прибыль, а со временем, может быть, вырасти в какую-то сеть или продаваться по франчайзингу, – это совсем другое.

В первой ситуации, если инвестор дает деньги на свою мечту, или когда заведение планируется как некий элемент статуса, здесь будет тот дизайн, который он видит, и то меню, которое он для себя уже представил. Сюда будут ходить его друзья, товарищи, приезжать его деловые партнеры – и никакого особенного маркетинга, «пиара», продвижения этого заведения не потребуется. Но я хочу отметить опасность такого подхода: по моему опыту и моим наблюдениям, каждому человеку рано или поздно захочется получить выгоду от вложенных денег. А его ждет не выгода, а, скорее всего, дополнительные инвестиции и расходы. Потому что гостей, сколько бы ни было друзей, будет недостаточно. Да и тем очень скоро надоест одно и то же меню; рано или поздно надоест интерьер – все это периодически нужно обновлять. А человек думал, что построил один раз – и всю жизнь можно пользоваться. Поэтому ресторатору перед тем, как браться за проект, нужно очень четко закрепить в некоем соглашении, оформленном в письменном виде, что он изначально не несет финансовой ответственности за результаты данного предприятия.

Ресторан для получения прибыли

Другой вариант при строительстве заведения – когда у инвестора, собственника существует четкое понимание того, что он вкладывает деньги с целью получения прибыли. И в данной ситуации ресторатору действовать гораздо проще: у него развязаны руки, ему дан карт-бланш в том, какое должно быть это заведение, как оно должно выглядеть, и каким должно быть меню. И в этом случае проект, безусловно, гораздо интереснее. Но на ресторатора ложится большая ответственность за конечный результат.

Такой инвестор хочет получить гарантии – более или менее четкий план хотя бы возврата собственных денег. И ресторатору нужно разработать бизнес-план по строительству предприятия. Возьмем франшизу любого ресторана: там все прописано до мелочей, бизнес-план рассчитан от строительства и открытия ресторана, до продвижения и дальнейшего ведения бизнеса. При разработке бизнес-плана индивидуального предприятия количество переменных во много раз выше. Соответственно, инвестор в начале пути должен очень точно понимать свои силы и финансовые риски и ни в коем случае не открывать ресторан на последние деньги. Потому как изначально забюджетированная сумма, скорее всего, будет недостаточной.

Важным моментом является своевременность открытия предприятия. Например, ресторатор начал ремонт помещения, заказал оборудование и уже нанимает персонал, и вот все должно слиться в одну точку и – ресторан открыться. А строители затянули ремонт – ненадолго, на несколько дней, но открытие уже отодвигается. Или оборудование стоит на таможне, и будет там стоять еще пару недель. Вот уже месяц задержки. А персонал набран – ему нужно платить деньги; помещение в аренде, и сроки оплаты тоже наступают… По большому счету, все это просчитывается – но это в любом случае лишние траты, суммы сверх бюджета или те суммы, которые можно вносить в бюджет изначально, но которые очень сложно объяснить инвестору.

Опять же, после открытия ресторан нужно еще рекламировать, продвигать, учитывать траты первого периода – аренда помещения, закупки, фонд оплаты труда. На это нужно отвести, как правило, 3-4 месяца – до того, как заведение начнет выходить на окупаемость. Все это сложно, но необходимо объяснять инвестору – чтобы потом для него не стало сюрпризом.

Управление предприятием: главное – прозрачность отчетов

Когда ресторатора приглашают управлять уже существующим предприятием, для инвестора наиболее важным будут прозрачность и понятность тех финансовых отчетов, которые ему начнут предоставлять. При работе с налогооблагаемой базой с выручкой у бухгалтерии могут возникнуть разного рода проблемы – например, расхождение с управленческим учетом (о взаимодействии бухгалтерского и управленческого учета можно прочитать в прошлом, июльском номере журнала «РесторановедЪ»). Эти моменты нужно грамотно свести в единый, понятный инвестору отчет. В данном случае я делаю акцент именно на слове «понятный».

Дело в том, что если инвестор до сей поры не являлся собственником ресторанного бизнеса, для него могут быть совершенно не ясными множество вопросов. К примеру, разница между нетто, брутто и выходом блюд, и как следствие – себестоимостью продукции. Соответственно, форма отчетности должна быть понятна не только ресторатору и бухгалтеру ресторана, но и инвестору. А значит – об этой форме нужно говорить открыто, выслушав те пожелания и требования, которые предъявляет к ней инвестор. Поэтому разрабатывать форму отчетности лучше всего совместно с собственником.
Бухгалтер является следующим важным, можно сказать – краеугольным камнем в формуле отношений между собственником и ресторатором. Зачастую инвесторы для контроля своих инвестиций предоставляют своих же людей – надежных и, как они считают, профессиональных. И в этой ситуации в ресторанный бизнес часто попадают люди, не понимающие ресторанной специфики и не обладающие нужными знаниями. Это чревато тем, что даже очень хороший бухгалтер, который до этого был главным бухгалтером крупного предприятия, оказавшись в должности главного бухгалтера ресторана, не сможет сосчитать специфические издержки, которые могут утекать у него, как он решит, на глазах, если он не владеет практикой учета в ресторанном бизнесе.

Таким образом, когда инвестор хочет предоставить для контроля своих вложений собственного бухгалтера, задача ресторатора – отстоять свои позиции, настаивая на том, чтобы этот бухгалтер обладал определенными навыками работы именно в ресторанном бизнесе. Это очень важный момент для понимания специфики бизнеса, правильного учета и прозрачной отчетности. Ресторанный бизнес – это бизнес, состоящий из мелочей. Каждая копейка в нем должна быть на счету, но этот счет должен вести грамотный бухгалтер. Человек не из ресторанного бизнеса не до конца понимает все аспекты, которые надо контролировать.

Еще один тонкий момент – маркетинг, PR - продвижение ресторана. Важно это потому, что то самое сарафанное радио, о котором так любят говорить, во многом не работает. Ресурс сарафанного радио изначально невелик, скорость передачи информации по нему тоже невысока, соответственно отдачи придется ждать очень долго. Очень долго! А прибыль нужна уже сейчас.

Таким образом, построение бюджета предприятия должно быть во многом продиктовано его потребностями, которые определяет не инвестор, а ресторатор. Есть определенные статьи расходов, без которых обойтись невозможно – аренда, зарплата, закупка. Но если ресторатор говорит о том, что необходимо провести рекламную компанию, и грамотно ее обосновывает, то инвестор должен к этому прислушаться. В противном случае предприятие, которое планировалось как прибыльное, в какой-то момент станет малоприбыльным или просто убыточным.

Вот почему так необходимо грамотно составлять бюджет ресторана. Ни одно предприятие не может жить с постоянно возникающими «финансовыми дырами», которые надо закрывать. Должен быть четкий финансовый план – как прогнозируемых доходов, так и прогнозируемых расходов. И в этот план должны быть включены те статьи расходов, которые считает важными именно ресторатор, а не инвестор, потому что, как было сказано выше, ресторатор несет ответственность за конечный результат.

Другие статьи
Смотреть все

В числе победителей — The Carlton (Moscow), Гранд-кафе «Dr. Живаго» и Мемориальная квартира А. С. П...

2-3 февраля 2026 года в Санкт-Петербурге в отеле «Cosmos Saint Petersburg Pribaltiyskaya Hotel» пройдёт ф...

Премия прошла при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. Уже второй раз событие стало частью програ...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх