Top.Mail.Ru

Каждое блюдо шеф-повара можно назвать авторским

07 Сентября 2011

Итак, решения о включении в меню нового блюда в подавляющем большинстве заведений — если они не являются полностью авторскими — принимаются коллективно. И шеф — зачинатель блюда — может в процессе обсуждения изменить свое первоначальное предложение, понимая, что на данном этапе оно по каким-то причинам не может быть реализовано. При всем при этом он остается автором предлагаемых гостям блюд, их творцом!

— Мне кажется, что на сегодняшний день все, что делают повара, — это авторская кухня, — говорит Андрей Курочкин, управляющий рестораном «Тройка» и опытный повар. — Давайте сравним. Раньше, в советское время, 99 процентов ресторанов работали по одному и тому же меню: оно было утверждено и зафиксировано в Сборнике рецептур — одном и том же на все заведения. Поэтому в ресторане могли просто открыть банку шпрот, перевернуть на блюдечко и подать с веточкой петрушки: шпроты — они и есть шпроты, чего их украшать?.. О каком авторстве могла идти речь? А сегодня человек вполне может сделать авторским даже это простое блюдо! Я возьму шпроты, положу на обжаренный хлеб, добавлю вареное яйцо, кусочек огурца, какой-то соус и листик салата — и это будет мое видение подачи шпрот, а значит — уже авторская кухня. Да, я возьму ингредиент, известный всем. Но подам-то я его по-своему! В Сборнике рецептур есть классическая подача Киевской котлеты: жареный картофель, горошек, кукуруза и так далее. Но сегодня повар может сделать ее совершенно по-другому, начиная с панировки, масла и прочего и заканчивая подачей. И это уже будет авторской кухней.

Андрей Геннадиевич приводит и другой пример:

— Скажем, Лосось шеф-посол — это авторская кухня? Думаю, да. Потому что рыбу мы все берем одинаковую — филе лосося. А уж как ее засолим — это уже видение каждого. Я могу засолить ее просто с солью, могу с солью и сахаром, могу с солью, сахаром и лимоном, могу с солью, сахаром, лимоном и апельсином, могу с апельсином, лимоном и джином, могу с можжевеловой ягодой — и так до бесконечности. И мне кажется, что это и есть уже авторская кухня. Почему и пишут в каждом ресторане не просто «Филе лосося слабой соли» — а именно «Лосось шеф-посол», подразумевая, что в этом ресторане делают вот этак, а совсем не так, как в ресторане за углом.

— Я стараюсь не употреблять слово «классический», потому что на кухне нет ничего классического — все зависит от того, что ты видишь и как ты к этому относишься, — определяет Павел Мельников, шеф-повар ресторана «ПАЛКИНЪ». — Наши, скажем так, традиционные блюда — они все имеют какие-то добавки, которые могут быть интересными. Например, итальянский сыр Буратта подается с помидорами, причем самая вкусная их часть — мякоть, — как правило, вырезается и используется для приготовления соусов или чего-то еще. А мне ее всегда жалко было — она же вкусная! И я ее, наоборот, положил в блюдо! И, по-моему, получилось очень вкусно и интересно: мы эту мякоть аккуратно вырезаем, она получается похожей на клубнику, добавляем к сыру. Блюдо красиво! И так можно говорить фактически про каждое блюдо. Шефы ведь не могут просто копировать — они в любом случае что-то меняют, что-то добавляют. Все повара разные, и каждый готовит по-своему. С этой точки зрения каждое блюдо можно назвать авторским.

Со своими русскими коллегами соглашаются и иностранные шеф-повара, которые работают в российских заведениях.

— У каждого повара свой подход к продуктам, к приготовлению блюд, поэтому у каждого получается что-то свое, — говорит Касун Ганегода, шеф-повар Чайно-Кофейного Дома «Рубаи». — Я, обучая наших поваров, не делаю секрета из процесса приготовления своих блюд, но каждый должен понять для начала хотя бы принцип работы, чтобы потом хорошо готовить. Иногда это секрет небольшой — например, при тушении курицы добавить кусочек лимонного дерева, чтобы та оставалась мягкой, или добавить имбирь для получения определенного привкуса, — это нужно сделать правильно, в определенное время и при определенной температуре. Или овощи — до какой степени их прожаривать? — улыбается Касун. — С одной стороны, продукт должен быть готов к употреблению, а с другой, все-таки должен остаться чуть-чуть недожарен, как будто сыроват, — тогда овощи сохраняют все свои уникальные соки, полезные свойства и максимально вкус.

Касун родом из Шри-Ланки, а работает в Петербурге уже 11 лет. Он был поваром в ресторанах и мексиканской, и японской, и итальянской, и европейской кухни, знает секреты китайской гастрономии. Поэтому видит особенности кулинарии разных культур, сходства и различия, может с этим играть, экспериментировать. Кроме того, понимает, как адаптировать особенные национальные кушанья для российского гостя — знает, что тот любит, что будет пробовать, а чего не приемлет. Например, как говорит Касун Ганегода, россияне не любят очень острые блюда, но с другой стороны, в Петербурге особая погода, часто бывает холодно, сыро, и людям хочется согреться, а значит пресные блюда не подойдут. И он умеет находить тот самый идеальный баланс остроты блюд для своих гостей, мастерски используя пряности и традиционные специи.

А вот индус Сумит Гупта, шеф-повар индийской кухни пивного ресторана «Балтика Brew», — тоже автор, придумывающий собственные блюда, — свою работу держит в секрете, никому не рассказывая ни состав соусов, ни технологические режимы приготовления блюд. Сумит брал себе двух помощников-индусов, но очень быстро в них разочаровался и стал готовить индийские блюда исключительно сам (это заведение, помимо индийской, предлагает и европейскую кухню, и там, конечно, работает команда). Петр Алешин, управляющий партнер компании Beer Production, под началом которой находится «Балтика Brew», называет своего шеф-повара пахарем: тот работает по 12 часов ежедневно. Один, правда, день в неделю берет выходной: в этот день ресторан не предлагает индийскую кухню. Безусловно, в этом заведении есть калькуляционная карта: отчет-то по продуктам ведется. Но, как говорит Алешин, все технологии приготовления — это вотчина Сумита.

— Люди смотрят, как он готовит, повторяют за ним, как им кажется, точно так же и из тех же продуктов, — и получается блюдо совершенно не такого вкуса! — удивляется Петр Спартакович. — Вот, батернан — индийская лепешка: кажется, только тесто, которое нужно замесить и прилепить к стенке тандыра — чего проще? Замешивают, прилепляют — лепешка другая! Я могу отличить даже не по вкусу, а по виду, кто ее приготовил, Сумит или другой повар. Мне нравится, как он готовит баранину: в меру острой, в меру пряной, с темным соусом, секрет которого он никогда в жизни не выдаст ни одному повару. Особенно эту баранину любят англичане и австралийцы. Да и наши ее едят вовсю! Очень вкусно делает рыбу в тандыре. Сейчас наш повар вводит десять новых блюд, которые разработал сам и которые наши гости будут оценивать.

Но, надо сказать, Петр Алешин отмечает, что характер у этого повара сложный. Ему, например, нельзя портить настроение — тогда он даже не будет браться за приготовление блюд. Очень тяжело переживает, когда кто-то скажет, что приправа не понравилась, хотя прекрасно знает, что не может блюдо нравиться абсолютно всем.

— Все художники, а он по-своему художник, всегда видят идеальную картину — а нам кажется, что они бывают капризны, — объясняет Алешин. — Вот привезли ему сыр — такой же, на мой взгляд, как всегда, я попробовал — вкусно. «Не тот сыр!» Одна фирма, один поставщик — не тот! Все, он брать не будет.

По себестоимости авторские блюда Сумита Гупты, как оценивает Алешин, дороже процентов на 20 себестоимости обычных блюд — из-за индийских приправ и всевозможных трав. Но Сумита не ограничивают в его творчестве: это как раз тот шеф-повар, ради которого гости идут в ресторан.

Поварские эксперименты привели когда-то к появлению такой кухни, как фьюжн — смеси, казалось бы, несовместимых ингредиентов. Но получить в ходе таких экспериментов нечто замечательное возможно, только если повар опытный и умеет использовать новые технологии.

А для этого надо учиться. Каждый из упомянутых шефов и многие тысячи неупомянутых учатся, где это только возможно. И в этом одна из главных сложностей авторского подхода к кухне — недостаток образования.

Другие статьи
Смотреть все

В числе победителей — The Carlton (Moscow), Гранд-кафе «Dr. Живаго» и Мемориальная квартира А. С. П...

2-3 февраля 2026 года в Санкт-Петербурге в отеле «Cosmos Saint Petersburg Pribaltiyskaya Hotel» пройдёт ф...

Премия прошла при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. Уже второй раз событие стало частью програ...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх