В мире фактически ежемесячно проводятся международные винные выставки или ярмарки. Только в первой половине этого года их количество составило более десятка — они прошли в Нидерландах, во Франции, в Германии, Великобритании, Испании, Австрии, Чехии и, конечно, в Италии. Винный рынок России пока не дорос до мероприятий такого масштаба, а вот итальянцы на протяжении последних 44 лет проводят в Вероне одну из крупнейших в мире винных выставок Vinitaly, которую ежегодно посещают более 150 тысяч человек. В рамках этой выставки также ежегодно проходит дегустационный конкурс, где международное жюри оценивает вина из многих стран мира. Как происходит эта оценка, по каким критериям и каким образом, расскажет Кирилл Александров, директор одного из наиболее авторитетных российских журналов о напитках и гастрономии «Империя Вкуса», неоднократно принимавший участие в качестве члена жюри в международном винном конкурсе Vinitaly.
— Кирилл, расскажите, как именно формируется жюри столь престижного проекта?
— Дегустационный конкурс проводится перед началом Vinitaly, с тем расчетом чтобы к началу выставки победители уже могли с гордостью продемонстрировать посетителям свои дипломы. Жюри проекта каждый год формируется заново, и если человек один раз попал в эту команду, то это вовсе не означает, что его будут приглашать всегда. Лично я принимал участие в работе жюри дегустационного конкурса Vinitaly дважды — в 2004 и 2008 годах. В ходе конкурса жюри представляются образцы вина со всего мира: в прошлом году их было порядка 3700. Такое серьезное количество вин на практике приводит к тому, что дегустационное жюри состоит примерно из сотни специалистов, из которых далее организаторы формируют группы по 5 человек. В каждую пятерку обязательно входят два энолога (или энолог и винодел, причем один из них итальянец, а второй — иностранец) и три журналиста, представляющих различные страны мира (в 2008 году на конкурсе работали представители 60 стран). Команда организаторов конкурса виртуозно справляется и с внушительным объемом бутылок (3700 образцов минимум по 6 бутылок каждого), и с лавиной из 310 тысяч оценочных листов. За время конкурса одних только бокалов используется около 25 тысяч! Я ездил на конкурс в качестве журналиста из России.
— И эти пятерки оценивают определенное количество вин?
— Все образцы, представленные на конкурс распределяются между разными группами жюри, с тем, чтобы каждая «пятерка» специалистов продегустировала определенное количество вин. При этом образцы, получившие наибольшее количество баллов, еще раз перераспределяются между группами и даются на повторную дегустацию. Все достаточно стройно и логично. Оценка вин членами жюри осуществляется по 100-балльной шкале, согласно дегустационному листу, разработанному Международным Союзом Энологов (UIOE).
— Как именно оценивается вино?
— В дегустационном листе тихих вин три основных раздела: «глаз», «нос», «рот». Для игристых добавляется еще один раздел — «перляж». Далее эти основные критерии разделяются на подпункты, которые, в свою очередь, оцениваются по определенной шкале баллов: «великолепно», «очень хорошо», «хорошо», «так себе» «недостаточно», «плохо», «отрицательно». Потом баллы суммируются и вину выносится итоговая оценка.
— И по каким критериям идет оценка «глаза», «носа» и «рта»?
— Прежде всего ставим баллы за прозрачность, тон вина, его интенсивность. Далее — нос: восприятие запаха. Здесь в критерии вынесены аутентичность, интенсивность, свежесть — гармоничность. Фактически те же критерии относятся ко вкусу, но здесь добавляются еще несколько: тельность, чистота вкуса и послевкусие. В случае с игристыми винами оценивается также перляж: размер пузырьков и длительность «игры» вина.
— Члены жюри в группе оценивают вина совместно?
— Нет, каждый член жюри работает самостоятельно. В целом это выглядит так: огромный зал с несколькими рядами столиков — рабочих мест — за которыми по одному сидят члены жюри. На каждом рабочем месте стоит определенное число бокалов по количеству образцов в «флайте». Также вода, оценочные листы, куспидор (ведерко для сплевывания). Во время дегустации никто из членов жюри не знает, какое вино дают ему на оценку. Известен лишь класс вина — красное оно, белое или игристое, а также выдержанное или нет. Ни сорт винограда, ни страна-производитель, ни что бы то ни было еще в дегустационном листе не указано: только 4-значный номер образца. На оценку каждого образца отводится четыре минуты, затем — следующий и так далее. Есть только перерывы на кофе-брейк и обед. В результате ежедневно пробуешь около сотни образцов. Это на самом деле утомительная работа, и члены жюри в шутку называют ее между собой wine race — винная гонка. Поэтому оценки каждого члена жюри прежде всего отражают соответствие качества и органолептики образца неким его «ожиданиям». Разумеется, при этом они могут быть не вполне объективными, поскольку, во-первых, если бы член жюри знал, к примеру, что за вино предложено на дегустацию, он, возможно, оценил бы его иначе, а во-вторых, комиссия не совещается между собой: один человек — одна оценка. Хотя в кулуарах конкурса зачастую можно услышать мнение, что все-таки хотелось бы обсуждать образцы и давать консолидированные решения по группам.
— А насколько объективной может быть оценка вина?
— Во всяком случае, организаторы конкурса в этом направлении стараются по максимуму. Все образцы вин полностью анонимны, что подтверждается заключением нотариуса, обязательно присутствующего на конкурсе. Максимальная объективность достигается путем усреднения множества оценок членами жюри одного и того же вина и повторной дегустацией образцов, получивших наибольшее количество баллов в своей группе. Что же касается оценок членов жюри — то, конечно, они выражают мнение конкретного эксперта и его личное представление о том, каким должно быть вино. Например, как оценить цвет розовых вин? Кому-то, к примеру, нравится интенсивный цвет, и он поставит такому вину за «насыщенность» более высокую оценку, а кому-то, напротив, импонирует нежный бледно-бледно розоватый, — и он оценку снизит… Как бы то ни было, в последние годы, по данным организаторов конкурса Vinitaly, больше баллов получают не тонкие элегантные вина, а яркие, выразительные, тельные. Также организаторы отмечают такую тенденцию: многие вина, представленные на конкурс по уровню оценок идут «ноздря в ноздрю» — разрыв между баллами очень маленький. И все же медали на Vinitaly по правилам конкурса получают самые достойные вина — всего 3% от всех представленных образцов.
— И что означает для вина получение медали конкурса Vinitaly?
— Прежде всего медаль Vinitaly говорит о том, что это конкретное вино скорее всего понравится потребителю. Причем потребителю в самом широком смысле, честно говоря, нет дела до технологических тонкостей производства конкретного вина — в каком именно дубе оно выдерживалось (да и выдерживалось ли вообще), проводилась ли малолактическая ферментация и так далее. Даже сортовой состав, возможно, отходит на второй план. Просто с большой вероятностью человек возьмет бутылку вина, попробует и скажет: «Да! Это хорошо!» То есть в какой-то степени медали, полученные на конкурсе Vinitaly — это сигнал для виноторговых компаний: «на это вино стоит обратить внимание — оно имеет все шансы стать коммерчески успешным».
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...