Top.Mail.Ru

Веселье на рабочем месте как способ мотивации сотрудников

28 Июля 2011

Финансовой мотивации персонала, помимо оговоренной в контракте, у нас нет. Зато у нас весело! И поверьте — это простой, но не менее хороший способ мотивации.

Играем в фанты!


В «Куклах Пистолетах» зародилась игра, которая называется «Фанты». Играют в нее все продажники. В этих фантах официанты с утра пишут задания. Например, такие: залезть на барную стойку и прокричать «Ку-ка-ре-ку!»; признаться гостю в любви; ходить задом наперед в течение пяти минут; разговаривать с гостем на тарабарском языке, пока он не спросит: «А что вообще происходит?»; залезть под стол и продать хотя бы один десерт из-под стола. Словом, все, что им придет в головы. Начинается рабочий день — у нас он начинается с собрания, где определяется, что мы продаем: пять позиций таких-то блюд, которые участвуют в игре. Продали — и я, если я официант, могу назвать жертву из числа своих же друзей-официантов: «Вася, иди к шапке!» Вася идет к шапке, вытаскивает фант, и все с нетерпением ждут, что ему предстоит сделать и как он это осуществит. Отлично работающее мероприятие! С какой стороны ни посмотри.
Веселое мероприятие, веселые официанты, все улыбаются, у всех отличное настроение — все это по-любому быстро передается гостям. И поэтому мотивация для меня — это создание настроения на смене. И менеджер тоже должен уметь так провести собрание, чтобы официант у него улыбался. Только тогда можно рассчитывать, что и гостю эта улыбка тоже достанется!
Следующий момент — гости. Когда кто-то у тебя под столом кричит «Ку-ка-ре-ку!» или поет какую-то песню, предлагая какой-то напиток, ты забываешь, что он стоит 250-300 рублей. Причем до этого с тобой «бла-бла-бла», потом: «Ну, давайте по коктейлю!» и чего-нибудь отчебучат — словом, бесплатный концерт прилагается.
Далее. По соседству Вася обслуживает стол. Он приносит тарелку, гости ему: «Вася, что это было?» «Да вот, у нас тут играют в фанты, такая вот история…» Ему: «Да ладно! Чего надо купить?..» — спрашивают гости. «Ну, если вы закажете такой-то десерт, то Маша сможет вам тут что-нибудь эдакое изобразить». «Давай! На двоих». Машенька — вперед!..
Менеджер тоже может пойти к шапке — если они все вместе набирают достаточное количество продаж или продают что-нибудь эдакое, особо для нас ценное. Менеджер идет! Я вот не могу.
В результате: мотивация официантов, увеличение визитов, увеличение среднего чека. Мне это не стоит ни копейки — ничего вообще. И все счастливы!
На день рождения мы им дарим большой чек, и они приходят в ресторан с друзьями, с семьями. Дарим всем, включая уборщиц, — и это очень трогательно выглядит, когда она приводит себя в порядок, приходит в ресторан гостьей, с мужем, с родственниками… Очень круто!

Иди к нам за прикольной работой!


Но прежде чем мотивировать кого-то, этого «кого-то» нужно набрать. И как они обычно набираются? Открываешь газету — и видишь 282 одинаково скучных, нудных, неинтересных объявлений. К тебе придут, соответственно, одинаково скучные, нудные, неинтересные люди. И когда мы в Праге открывали бар «Дорогая, я перезвоню…,», к нам пришли типа «менеджеры по набору персонала», на окне написали: «Срочно требуются официанты, повара». Я говорю: «Так, это вообще не годится! Так мы никого не наберем. Нам не такие нужны! Давайте, садитесь, придумывайте что-нибудь, чтобы в вашей Праге вышло самое идиотское объявление о работе, какое только можно придумать!» И ничего — менеджеры нас спрашивают: «О! Можно так, да, можно?» Я говорю: «Вот так нельзя». И они сели придумывать.
Когда мы открывали первые «Куклы», мы среди своих объявили творческий конкурс на самый прикольный призыв на работу. Я голосовал за такое объявление: «Хочешь работать в крупной международной компании, сделать карьеру — бла-бла-бла — иди, елки, в «Макдональдс». А если хочешь прикольную работу, веселье с утра и до поздней ночи и не очень большие деньги — давай к нам». Но в итоге мы выбрали объявление, которое начиналось так: «Если у тебя умер хомячок…», а дальше что-то про лошадь и «если ты копишь на зебру» — словом, полный бред.
Но по большому счету — это же не тот посыл, в котором должно быть супер-что-то. Но человек, у которого есть что-то внутри, из 254-х объявлений должен увидеть меня! Конечно, у нас первый набор барменов в «Куклы» были КВНщики-«плехановцы» — они поработали по полной. Но мы ищем себе подобных сотрудников! И если им не нравится, не прикалывает хомячок, ну, значит, иди в другое место.
То самое первое наше объявление — не могу сказать, что оно шедевральное, ничего в нем такого не было, — но мы ищем такой народ. Один посмотрит и подумает: «Ну, идиоты! Что они тут понаписали — да ну их!» И отложит газету в сторону. И пусть, и хорошо: это не наш человек. А другой подумает: «Ну, идиоты! Что они тут понаписали — позвоню-ка, вдруг интересно?» И, возможно, как раз этот станет нашим.
Гость должен получать удовольствие от персонала
Не могу сказать, что мы не страдаем от отсутствия персонала — страдаем на самом деле, но мы планку не можем снижать. У нас нет особого дизайна, нет супер-кухни, у нас нет супер-цен. Но персонал наш должен быть безупречен — с точки зрения того, чтобы гость получал от него удовольствие. Не всегда получается. Но это — самая обычная проблема роста. Надо расти, надо развиваться.
Я не боюсь текучести кадров — при условии, что качество работы не падает. Показательным моментом для меня был такой. Когда мы только-только открыли «Куклы», у нас висел указатель со стрелкой к ресторану, потому что он за углом, и надписью: «Куклы пистолеты. Хороводы. Макраме. Ручной енот». И вот уже и девочка та, которая придумала «енота», уволилась, и объявление это сняли с забора, и я захожу в ресторан и вижу совершенно нового официанта, который идет в костюме енота. Я смеюсь: «Ты вообще историю-то эту знаешь?» А это уже передается по наследству — есть енот, которого можно сыграть, и есть люди, которые однажды захотят это сделать. И значит, планка не падает!

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
бренд-шеф ресторана Savoy
Вверх