Top.Mail.Ru

Бармен за стойкой: гостеприимный хозяин положения

Бармен за стойкой: гостеприимный хозяин положения

Сегодня, как мне кажется, рестораторами и руководителями заведений еще не до конца осознана роль бармена в развитии ресторанного бизнеса. Поскольку специфика работы человека за барной стойкой заключается в том, чтобы налаживать отношения с гостем, успех всего заведения может напрямую зависеть от того, как именно бармен выполняет свою задачу.

Бармен, как хороший мажордом, с одной стороны, выглядит ленивым, не суетится, а с другой - все успевает, все время поддерживает беседу, всегда в хорошем настроении. Ни одно предприятие питания не может обойтись без повара - это аксиома. В хорошем ресторане должен быть хороший повар. Но я знаю такие заведения высокой кухни, где отличные повара, высокопрофессиональный шеф-повар, но люди, которые находятся на первой линии (официанты, бармены и иже с ними), сводят работу великолепного мастера просто к нулю. Несвоевременная подача блюда, некорректное предложение, невнимательность к гостю... С другой стороны, если кухня немного подкачала, то хороший официант и тем более бармен всегда спасут положение, умея так улыбнуться, так подойти к гостю, что тот и не заметит каких-то поварских просчетов и неудач.

Гостям надо оказывать внимание - и оказывать умело, ненавязчиво. И если при этом официант часто физически не может уделить все свое время и внимание одному гостю, одному столику, то бармен именно для этого и стоит за стойкой, никуда не отходя... Он человек свободный. Он работает руками, а голова свободна, и он может общаться, поддерживать беседу, разговорив случайного гостя, который в будущем вполне может стать завсегдатаем заведения.

И здесь возникает вопрос, как быть бармену не в демократичном заведении, а в ресторане более высокого класса, куда люди приходят и обосновываются за столиком, даже не подходя к бару? Это зависит от политики предприятия и слаженности работы всех служб. Могу сказать с точки зрения бармена, что фактически во всех ресторанах, где барменская продукция поступает гостю через официанта, есть одна проблема: официанты не всегда хорошо подготовлены и представить эту продукцию на должном уровне не могут. Поэтому официант, пока столик накрывается (хотя он в целом, конечно, уже накрыт), может пригласить людей в бар, сказав: \"Давайте, пока я приготовлю вам стол, вы почитаете барную карту\". Я разбираюсь в алкогольной продукции и во всем, что можно из нее сделать, в десять раз больше, чем любой официант, - такова специфика моей профессии. Я могу порекомендовать что-то необычное, новое для гостя, могу увеличить продажи, в чем, собственно, и заключается мое предназначение в этом бизнесе. Но этого на многих предприятиях сегодня нет.

То есть бармен сегодня может и должен становиться одной из ключевых фигур ресторана. Если шеф-повар представляет кухню - и сейчас многие шефы для этого выходят в зал, - то бармен представляет алкогольное меню, и для этого ему даже выходить не нужно - он уже здесь, в зале. Он также может устроить небольшое шоу, наладить определенные отношения с гостем - все это уже придумано, нужно только желание руководителя ресторана и самого бармена.

И хотя бар с приготовлением коктейлей - это, скорее, прерогатива более демократичных заведений, даже в ресторане самого высокого уровня место бармену, несомненно, есть. Дело в том, что существует ряд классических коктейлей, вкус которых во всем мире одинаков. И люди, которые заказывают эти коктейли, рассчитывают получить именно тот продукт, который ожидают. А на сегодняшний день во многих наших заведениях коктейль с классическим названием может оказаться совсем не классическим. Это, конечно, вопрос времени: все развивается, и сегодня есть школы, обучающие барменов по международным стандартам. Они обучатся! Другое дело - гость обычного ресторана может просто не заметить, что ему дали не совсем тот напиток, а даже если и заметит - с ним официант или администратор, скорее всего, смогут договориться. А вот если \"не тот напиток\" получит гость ресторана высокой кухни (а там ведь и гости другие!), то может быть серьезный скандал, чреватый для репутации заведения.

Но нужно отметить, что, наверное, в данном случае лучше, если бар располагается не в самом заведении, а при нем, поскольку иначе бармен рискует быть занятым - условно - приготовлением не более трех \"Маргарит\" за вечер, а это не совсем рентабельно... Так что, скорее всего, при ресторане высокого уровня должен быть просто отдельный бар, ведь профессия бармена, как бы там ни было, предполагает прямое общение с людьми, что у него вряд ли получится в классическом ресторане.

А общение с гостем для бармена крайне важно! Мне ведь хочется понять, кто передо мной, не только с человеческой точки зрения, но и для того, чтобы предложить каждому коктейль, который подходит сегодня именно ему. Мне очень нравится такая форма, как авторский коктейль, когда я, просто общаясь с человеком, понимая, какое у него настроение, и выясняя, что ему нравится, за несколько минут готовлю напиток специально для него - такой, который завтра не повторю... Без живого общения с гостем, в ресторане, это фактически невозможно.

Таким образом, хороший бармен, несомненно, может поднять прибыльность заведения. Но владелец должен прежде всего понимать, что человек, который общается с людьми, с одной стороны, подвержен соблазнам, а с другой - огромным стрессам: гости ведь, как это ни грустно, не всегда адекватны. Поэтому я считаю, что бармену нужно дать возможность заработать деньги - и тогда с него спрашивать. А если у него минимальная зарплата и \"крутись, как знаешь\" - он ведь ровно на нее и работает. И крутится, как знает. А знает, поверьте, многое.

Однако уже появляются такие руководители, которые находят правильный подход. Когда один мой знакомый ресторатор открыл в Екатеринбурге свой бар, то назначил работникам зарплату, которая там считается вполне приличной. Прошло какое-то время, и он предложил им другой вариант оплаты: половину прежней зарплаты плюс определенный процент от выручки. Так вот, уже через месяц они увеличили продажи более чем в два раза: была выручка миллион, стала два с лишним. Но если раньше бармен получал, условно говоря, 15 тысяч рублей, то теперь получил 50. А чтобы увеличить выручку, эти бармены сами пригласили специалиста по сигарам, специалиста по кальянам, обучились у них и сами стали продвигать новые направления деятельности, потому что стали непосредственно заинтересованными лицами. Поэтому важна правильная мотивация. Другое дело, если владелец пожалеет деньги и скажет: \"С какой стати я им должен платить 50? У меня на улице очередь стоит за 15!\" Потеряет миллион. Но зато сэкономит свои 30-40 тысяч. Словом, владельцам надо учиться считать свои деньги! И понимать, кто им их зарабатывает.

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх