Top.Mail.Ru

Хамзат Хасбулатов: «Мы никому не отдаем право на развитие бизнеса»

22 Мая 2012
Хамзат Хасбулатов: «Мы никому не отдаем право на развитие бизнеса»

Хамзат Хамидович Хасбулатов, президент McDonald's в России и Восточной Европе, – человек отчаянно занятой. Но один раз в год он точно встречается с журналистами – на ежегодной пресс-конференции, подводящей итоги прошедшего периода. Так сложилось, что в этом году она проходила в апреле – фактически сразу после того, как компания объявила о продаже франшизы. Неудивительно, что эта тема интересовала нас прежде всего, хотя Хамзат Хасбулатов ответил столь дипломатично, что, честно говоря, нам так и не стало вполне ясно, может ли желающий ресторатор купить франшизу «Макдоналдса» или ему по-прежнему придется погодить. Впрочем, все по порядку. Мы предлагаем вам ответы президента McDonald's в России и Восточной Европе на наши вопросы и не только на наши.

О самом важном

Для нас важно продолжать экспансию, которую мы наметили на ближайшие пять лет. Мы открыли 37 ресторанов на территории Российской Федерации в тех регионах, где уже работаем, и в нескольких новых городах – Перми, Туле, Обнинске, Вышнем Волочке, а также в Челябинской области, в Магнитогорске. Мы продолжили модернизацию и реконструкцию существующих ресторанов, и общий объем инвестиций на эти цели превысил 5 млрд. рублей – объем инвестиций в один существующий ресторан при его модернизации составляет около 1 млн. долларов.

О месте России в корпорации McDonald's

Россия входит десятку наиболее успешных рынков в системе корпорации. Две значимых для нас цифры, которые мы перешагнули в прошлом году: открыли 300-й ресторан в России и обслуживаем около 1 млн. посетителей ежедневно в наших ресторанах в Российской Федерации.

О продукции «Макдоналдс»

Мы продолжаем реализацию проектов по размещению максимально возможного количества производств и поставщиков, и в этом году планируем запустить производство куриной продукции в Тульской области и Калининграде, так что вся куриная продукция, которую мы реализуем в России, будет производиться на месте. Также мы запускаем завод по производству соусов – он будет открыт в Чувашии, – и завершаем формирование кластера в Елабуге (Татарстан), где будут размещены дистрибьюторский центр, завод по переработке овощей и – в перспективе, – возможно, новая пекарня. Эти проекты обеспечат более 80% объема продукции, реализуемой в наших ресторанах.

О проблеме персонала

Значительное количество средств было направлено на программы, поддерживающие наших работников, – на развитие, обучение и удержание сотрудников. Сегодня у нас работают более 30 тысяч человек, и мы знаем, что получение квалифицированной рабочей силы будет одной из важнейших проблем в ближайшие 5-10 лет.

Одними из основных факторов удержания персонала являются, конечно, компенсации и льготы. Кроме них, на всех уровнях нашей компании разработана программа обучения и развития, предоставляющая возможность карьерного роста. Подавляющее большинство управленцев нашей компании – это сотрудники, ранее работавшие в ресторанах. Поэтому для нас модель успешного менеджера, который начал свою карьеру внизу, является нормальной. За последние 5 лет мы подготовили и повысили в рамках своей корпорации более 1000 человек – это огромные ресурсы. Для примера скажу: чтобы подготовить директора ресторана от позиции рядового работника, требуется 2,5 тысячи часов. Представьте, какие средства нужны, чтобы сделать из рядового работника профессионального менеджера! И мы будем направлять эти средства – например, используя новые коммуникации и вводя программу обучения онлайн.

Кроме того, запуск нашего корпоративного портала позволит работнику составлять свое расписание самостоятельно. То есть ему не надо ни с кем согласовывать, когда он на следующей неделе выйдет на работу: он может сделать это заранее на нашем портале онлайн.

Поскольку 75% наших работников – студенты, мы мотивируем их обучение в высших учебных заведениях. У нас порядка 300 стипендиатов, которым мы выплачиваем стипендию в случае, если работник совмещает учебу и работу и достигает хороших результатов и там, и там.

Очень важная часть – создание наиболее комфортных условий для работников. И мы планируем направлять значительные средства, чтобы улучшать условия работы. Они сегодня и так хорошие, но что я имею в виду: к примеру, современные комнаты отдыха должны как минимум содержать в себе элементы, делающие их привлекательными, - это и дизайн-интерьеры, и наличие компьютеров, и прочее. Чтобы работник во время перерыва мог зайти и получить информацию, которая ему необходима. Это минимальные стандарты!

О социальных проектах

Мы продолжим активное участие в социальных проектах. Но это не самые существенные проекты на территории России, потому что для нас является важным продолжение программ, которые мы ведем последнее десятилетие. Около 1 млн. долларов мы направляем на поддержку таких социальных проектов, как строительство семейных комнат в больницах, расширение программ в центрах для инвалидов, и мы будем продолжать расширять охват детей, нуждающихся в помощи, – например, строить мини-гостиницу для бесплатного проживания родителей, чьи дети нуждаются в длительном лечении.

О франчайзинге

Мы подписали соглашение, по которому мы предоставляем партнерам развитие нашего бизнеса на транспортных хабах с определенными ограничениями. Это для нас не является новшеством, потому что во многих рынках Европы, Латинской Америки и Азии такая форма партнерства существует. В 1990-м году «Москва-Макдоналдс» был совместным предприятием, где 51% доли принадлежал правительству Москвы. Когда настало время и мы посчитали, что такая форма сотрудничества не является актуальной, мы выкупили долю города и 100% всей деятельности в России являются корпоративными. Поэтому франчайзи для нас не новость: 80% нашего бизнеса сегодня управляются операторами, которые успешно работают на многих рынках. Мы этого не делали, поскольку не видели экономической целесообразности, и честно вам скажу: основным нашим приоритетом в ближайшие 10 лет останется продолжение корпоративного развития. Франчайзи для нас является лишь маленьким этапом – для того чтобы посмотреть, насколько эффективно какая модель могла бы поработать в стране. Поэтому при подборе партнера и при выборе компаний, которые будут заниматься развитием нашего бренда в ограниченных территориях, основными приоритетами будут репутация, ресурсы, команда, обязательства соблюдать те стандарты, которые будут одинаковы для корпоративного управления и для франчайзи. Это касается и качества продукции, и предоставления услуг, и кадровой политики. Поэтому нашему партнеру будет предоставлена очень ограниченная и очень жестко регламентируемая деятельность. Мы посмотрим результаты нашего первого проекта, и если эта модель будет успешной, я не исключу возможности тиражирования этого опыта и в других регионах нашей страны. Я вижу эффективность применения франчайзи в случае, если это обеспечит наши стандарты в тех регионах, где мы на сегодняшний день не видим для себя интереса открывать корпоративные рестораны.

Когда мы рассматривали кандидатов на эту позицию, у нас были несколько возможных компаний, которые могли бы быть удачными для этой цели. Они были очень интересны с точки зрения бизнеса, но наш выбор остался за тем предприятием, которое мы выбрали, учитывая равные факторы. Опять-таки, мы верим в то, что при наличии более открытого корпоративного управления, хорошей истории, ресурсов, которыми обладает партнер, и команды, которая есть у него, они способны решать важные для нас вопросы. И в то же время не забывать, что это не является самостоятельным проектом, на который мы закрываем глаза: мы его заставим привести в то же состояние, в котором находятся наши корпоративные рестораны. У него нет возможности сделать иначе, чем мы хотим. В этом и есть наша работа. Я понимаю, что любой проект, который запускается в стране, требует команды, поддержки, ресурсов – и эти ресурсы и команда у меня есть. Мы никому не отдаем право на развитие бизнеса: в любом случае контроль, надзор и эффективное управление в помощь создания правильной команды и правильного бизнеса у нас есть.

Хочу еще раз акцентировать внимание, что это не является нашим приоритетом, а только частью нашего бизнеса. Опять-таки – это не так называемое классическое франчайзи, это право на открытие и управление бизнесом, когда партнер отвечает капиталом, беря ответственность за то, что будет происходить в зоне его деятельности. Поэтому это не строительство нами предприятия и потом передача его в управление внешнему оператору – такая модель известна по всему миру. Это другая модель – когда у партнера есть не только права, но есть и ограничения, и ответственность.
Подчеркиваю, что этот проект будет ограничен транспортными хабами. Это не открытия ресторанов в каких-то городах или торговых центрах – это проект, который будет реализован только на территории транспортных хабов, и все. Нет никаких других соглашений по открытию других предприятий «Макдоналдс». В ближайшие годы мы будем развиваться в основном в корпоративных рамках, в своей концепции мы ничего не меняем.

О поставщиках

В долгосрочном плане для нас приоритетом номер один является выстроить вертикально-интегрированную систему поставок в России. На 80% у нас закрыт вопрос производства и переработки продукции. Но наша цель – сделать так, чтобы сырьевые ресурсы тоже были размещены в России. Мне неважно, где они будут выращиваться. Желательно, чтобы в России, но мы не пойдем на компромисс качества и безопасности, потому что здесь лучше или дешевле. Поэтому будем делать выбор. Конечно, в долгосрочном плане лучше иметь локальные ресурсы. Эта работа будет возложена на наших поставщиков, которые должны заниматься выстраиванием этой системы. Когда это случится, не знаю, но сегодня уже 80% того, что мы везем в наши рестораны, произведено здесь, в России.

О результатах работы в России

В целом, мы довольны результатами работы в России. Будем акцентировать внимание на улучшение работы существующих ресторанов и выделять значительные ресурсы, чтобы запускать новые проекты и новые услуги.

Так как информация о продаже франшизы «Макдоналдса» буквально всполошила российский рынок франчайзинга, мы попросили экспертов высказать свое мнение, насколько серьезное влияние может оказать на рынок этот сильный игрок.

Джэймс Генсингер, президент Subway Russia Franchising Company: «Макдоналдс» слишком поздно принял решение об участии во франчайзинговой гонке»:

- Выход «Макдоналдса» на рынок франчайзинга – это замечательно! В этом мы видим признание того, что наша модель работает. Дело в том, что между нашими моделями роста и развития есть фундаментальнейшая разница. Компания «Макдоналдс» тратит на расширение сети только свои собственные деньги, и может поэтому развиваться только в тех объемах и тех местах, где готова этими деньгами рискнуть. Мы расширяемся за счет денег своих франчайзи, и все риски принимают на себя именно они. Поэтому наши темпы роста выше: мы являемся крупнейшей в мире сетью ресторанов быстрого обслуживания по числу заведений, действующих под единой торговой маркой. «Макдоналдс» видит, что эта модель оказалась успешной, и хочет сейчас сам попытать счастья в области франчайзинга. Но решение об участии в этой гонке они приняли слишком поздно. У нас есть сегодня конкурентное преимущество и при усердном труде мы его не потеряем. В свое время мы приняли разные бизнес-решения, и наше оказалось более эффективной.

Екатерина Скареднова, генеральный директор компании «Бренд Девелопмент Групп»: «Инвесторы получают новые возможности для развития бизнеса»:

«Макдоналдс» является крупнейшим мировым брендом, триумфально вошедшим в Россию с 1990 года. Что характерно, несмотря на постоянный поток негативной информации и различного рода иски, рестораны заполнены посетителями в любой сезон, люди выстраиваются в очередь за бургерами, картофелем фри и прочими знакомыми и новыми позициями меню.
Соглашение с компанией «Развитие Рост», входящей в холдинг «Росинтер», об открытии ресторанов «Макдоналдс» на транспортных хабах на территории Российской Федерации выводит бренд на новый уровень доступности для потребителя. Учитывая предполагаемую дислокацию новых ресторанов, можно ожидать интенсивный спрос на предлагаемую ресторанами продукцию.

Продажа франшизы «Макдоналдс» ООО «Развитие Рост» создает прецедент для российских инвесторов. Появляется надежда вложить свои средства и иные ресурсы в открытие бизнеса рука об руку с самым популярным брендом в России. Считаю, что большая открытость таким инициативам выгодна франчайзеру, поскольку в течение последних полутора лет интерес инвесторов к открытию ресторана «Макдоналдс» в своем либо соседнем регионе очень высок. В плане цифр вырисовывается следующая картина: за текущее полугодие мы получили свыше 100 заявок от потенциальных франчайзи, их география охватывает все субъекты Российской Федерации.
Надеемся, что настоящий совместный проект перерастет из статуса тестового в четкую систему работы с новыми франчайзи, предлагая инвесторам новые возможности для бизнеса.
Другие статьи эксперта
Смотреть все

Повара и официанты нужны всегда. Эта фраза может стать лозунгом директора по персоналу любого заведения общественного...

Другие статьи
Смотреть все

С 30 октября по 1 ноября в Екатеринбурге успешно прошли выставки InterFood Ural и FoodTech Ural, объединившие свыше 9...

В рамках Форума «Дни ритейла в Беломорье» (Архангельск, 21 -23 ноября) пройдёт экспертная сессия по теме ...

С 12 по 14 ноября 2024 года Санкт-Петербург стал центром пищевой индустрии, приняв одну из самых ожидаемых выставок г...

Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
бренд-шеф ресторана Savoy
Вверх