Мы уже касались темы торговой зоны в ресторане, где продается поставляемая или собственная продовольственная продукция. Но иногда в ресторанах начинают торговать промышленными товарами, ассортимент которых бывает достаточно велик - от фирменных сувениров до посуды или игрушек. Эта продукция в той или иной степени в любом случае является имиджевой - работающей на образ заведения, рекламной.
В целом продажа сувениров в ресторанах особой сложности не представляет. Согласно ГОСТ Р 50764-95 \"Услуги общественного питания. Общие требования\" (утв. постановлением Госстандарта России от 05.04.95 № 200), услуги общественного питания могут предоставляться потребителям наряду с иными прочими услугами, к которым в том числе относится продажа фирменных значков, цветов, сувениров. Таким образом, это разрешено на законодательном уровне, да и сертификация на такую продукцию не производится. Следить за сроком ее годности, сроком реализации, покупать дорогостоящее оборудование для хранения совершенно не нужно. И, на первый взгляд, ресторатору или управляющему заведением ничего не стоит выделить во входной зоне небольшую, метра 3-4, площадь и поставить прилавок или ларек с сувенирами.
Однако как бы это ни было просто, а для содержания сувенирной лавки придется выделять не только дорогостоящую площадь, но и как минимум одного человека: продукцию надо найти, заказать, привезти, разгрузить, поставить на виду и наконец торговать. Словом, ею надо заниматься! А ввиду ее обычно недорогой стоимости для гостя окупить затраты может быть достаточно сложно. Кроме того, если организация реализует сувенирную продукцию при осуществлении предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, используя при этом киоск, торговый автомат или иной торговый объект, то для этого объекта до последнего времени нужна была отдельная касса.
Когда рестораторов обязали поставить кассы в такие отделы, многие просто закрыли сувенирные лавочки. Так, например, прекратили продавать сувениры в старейшем выборгском ресторане \"Круглая башня\". Здание ресторана является ценным памятником старины, и ни один иностранный турист, приезжая в Выборг, не обходит его вниманием. Поэтому сувенирный бизнес здесь был вполне уместен и выгоден. Однако с \"законодательными заморочками\" руководство заведения приняло решение его прекратить.
Таким образом, сейчас сувенирные лавки как таковые открываются в основном в заведениях с большим туристическим потоком или в заведениях с явным национальным колоритом - там, где эта продукция так или иначе будет востребована. В целом сувенирную продукцию в ресторане можно разделить на три типа: сувениры для туристов; сувениры, которые вписываются в национальную концепцию заведения; непосредственно имиджевые.
Сувениры для туристов продаются в заведениях, специализирующихся на приеме туристических групп, а также находящихся на пересечении туристических трасс. Чаще всего это достаточно дорогие рестораны, поскольку расчет ведется все же на иностранных туристов. Как правило, они покупают множество как сугубо петербургских сувениров (с изображениями разведенных мостов, Дворцовой площади, Ростральных колонн и прочего), так и российских (матрешки, имитации балалаек и валенок, произведения народных промыслов).
Но чтобы такие сувениры были не только массовыми, но и по-настоящему эксклюзивными и пользовались спросом, нужно знать не их поставщиков, а их производителей. А это уже отдельный бизнес! Ни самому ресторатору, ни руководителю заведения заниматься этим бывает попросту некогда, и поэтому чаще всего они договариваются с человеком, уже имеющим в нем опыт, и обговаривают с ним условия поставок. Но еще чаще такому человеку просто выделяется на определенных условиях место под сувенирную лавку, и он ею полностью занимается.
Тандем \"ресторан плюс сувенирная лавка\" может быть взаимовыгодным и взаимодополняющим. Так, ресторан русской кухни \"Подворье\" известен не только меню, но и богатой сувенирной продукцией, выставленной в небольшом магазинчике при входе в заведение.
- У нас представлен широкий выбор различных кукол, магнитиков, булавок и, конечно, матрешек, шкатулок, произведений народного промысла - Богородская игрушка, Хохлома, Гжель, - рассказывает Алексей Александров, владелец магазина сувенирной продукции. - Кроме того, мы предлагаем и русские народные костюмы для детей и взрослых - сарафаны, платья, юбки, кокошники. И они очень интересны гостям. Иногда в ресторан приходят большие компании, отдохнут, закажут музыкантам казачьи песни и начинают переодеваться - так и сидят за столом в костюмах.
Помимо лавки в ресторане \"Подворье\", у Алексея есть еще несколько торговых точек - он достаточно давно занимается сувенирным бизнесом. Так как магазином при ресторане занимается он, руководители заведения не озабочены поиском продавцов: сейчас в \"Подворье\" посменно работают две нанятые Алексеем продавщицы.
Сувениры Александров собирает по всей России: подносы, малахит, различные камни везет с Урала, матрешки - из деревень Архангельской области, охвачена и Средняя полоса.
- Сложилось это, конечно, не сразу, а со временем, - объясняет Алексей. - Теперь уже скорее меня производители находят, а не я их. И здесь главное - сохранить с ними дружеское отношение, потому что это очень человечный бизнес, завязанный только на человеческом взаимопонимании. В последнее время в Россию хлынул поток китайской продукции - это касается и сувениров. Они очень дешевые. Но я стараюсь поддерживать наших ремесленников...
Впрочем, и у наших ремесленников стоимость продукции очень разная. В \"Подворье\" можно купить сувениры и за 50 рублей - например, брелки, наперстки, магнитики, - и за 50 тысяч рублей - к примеру, фарфоровые куклы ручной работы, эксклюзивные фигуры из бронзы, камня и янтаря.
Ко второму типу сувенирной продукции в заведениях общественного питания можно отнести \"сувенирку\" в национальных ресторанах. Концептуальные сувениры отражают направленность заведения - например, самурайские мечи в японском ресторане, сомбреро в мексиканском, расписные веера в китайском.
Такая продукция действительно пользуется спросом, но с экономическим спадом упали продажи и в сувенирных магазинчиках, в том числе и при ресторанах. Многие заведения, оптимизируя процессы, избавляются от побочных видов бизнеса, и это касается в первую очередь сувениров. Так, например, закрывает свои сувенирные лавочки японская ресторанная сеть \"Гин-но Таки\": сейчас там распродаются последние экспонаты, и новых поступлений, как нам сказали в заведении, не будет.
Однако одна из сетей китайских ресторанов, напротив, поддерживает свои сувенирные лавки, считая их неотъемлемым атрибутом в создании атмосферы Востока. Так же, как и один мексиканских ресторанов сети Teguila-Boom, находящийся на Вознесенском проспекте: невозможно представить это заведение без мексиканской атрибутики: сувенирных символов Мексики - Солнца и Луны, картин, сомбреро - именно это придает национальный колорит заведению.
В данном случае сувенирная продукция, по сути, располагается во всем ресторане: гость может купить фактически все, что ему приглянулось. Как рассказывает Светлана Покровская, управляющая заведением, бывали случаи, когда люди после ужина просили включить в счет тарелки и скатерти, потому что они им очень понравились. Любители мексиканского антуража могут приобрести здесь и ковры различных размеров и расцветок.
Отдельной торговой точки в этом ресторане нет. Маленькие сувениры располагаются в небольшом стеклянном шкафу: различные фигурки, бижутерия, шапки и шарфы из шерсти ламы. Есть даже национальные музыкальные инструменты - от больших профессиональных до маленьких сувенирных. Конечно же, гость видит целый ряд фигурок мексиканских музыкантов - мариачи, - исполнителей одного из самых распространенных жанров мексиканской народной музыки.
Нужно отметить, что и сувениры, и текстильное и посудное оснащение ресторана здесь оригинальные, привезенные из Мексики. Дело в том, что один из его учредителей долгое время жил в этой стране, полюбил ее и, вернувшись в Петербург и основав ресторанный бизнес, связи с Мексикой не потерял: петербургская сеть ресторанов Teguila-Boom является членом Мексиканского клуба в Москве.
Стоимость сувениров, текстиля, ковров и посуды даже с учетом перевозки не превышает разумную. Фигурки музыкантов и инструменты стоят от 250 до 3 тысяч рублей, бижутерия - от 200, ковры - от 3 до 13 тысяч рублей, шапки - от 450 рублей, скатерти с салфетками - порядка 2-2,5 тысяч, сомбреро - 5,5-4,5 тысяч рублей, мексиканское пончо - от 3,5 тысяч.
Конечно, основные покупатели - гости заведений. Чаще всего покупают мелкие сувениры, из наиболее популярных вещей - сомбреро. Основным консультантом по продаже является администратор, но помочь гостю с выбором сувенира могут и официанты, поэтому специального человека необходимости нанимать нет.
Имиджевые сувениры также работают на образ заведения, но являются по сути сугубо рекламной продукцией - к примеру, футболки и кружки с логотипом или названием ресторана. Чаще всего этим \"увлекаются\" пивные рестораны, ориентирующиеся на болельщиков, именно они часто расширяют ассортимент своих фирменных сувениров. Например, в сети ресторанов \"Тинькофф\" продаются не только фирменные трехцветные бейсболки и фирменные пивные бокалы и кружки, но и футбольные и волейбольные мячи, футляры для дисков и даже зонтики. Такая продукция, кстати, вполне пользуется спросом и не столь уж и дешева: футбольный мяч здесь стоит 1199 рублей, а фирменный зонтик - 1499 рублей. Стоимость бокалов и кружек чуть ниже - 729 и 829 рублей соответственно.
В целом, сувенирная продукция, являясь частью рекламного рынка, занимает, по разным оценкам, около 10% его объема. В России продажа и производство такой продукции уже выделилось в самостоятельную отрасль: этим видом заняты тысячи компаний, различных по своей специализации. Эксперты рекламного рынка считают, что ежегодный прирост объемов реализации сувениров составляет около 20%, и даже всеобщий экономический спад не критично повлиял на эту специфическую отрасль. Конечно, значительная часть сувенирной продукции сконцентрирована в обеих столицах - Москве и Санкт-Петербурге, но и регионы показывают рост интереса к этому виду рекламы.
С футболками, бокалами и прочей продукцией, не требующей специальной упаковки, вопрос решается просто: ресторан заказывает специализированной фирме нанести на уже готовую продукцию свою фирменную символику. Если же заниматься сувенирными продажами всерьез, обустраивая отдельную лавку и выдерживая достаточно широкий ассортимент, то у ресторатора остается несколько возможностей. Он может сделать \"сувенирку\" собственным бизнесом - но им, как и любым видом бизнеса, необходимо заниматься всерьез; а может, если позволяют площади, сдать их в аренду тому, кто уже вовлечен в продажу сувенирной продукции и с минимальными затратами откроет лавку на территории ресторана. Наконец, в чуть более благоприятном положении в этом отношении находятся национальные заведения: они могут превратить в сувениры безболезненно для основного направления деятельности любой свой аксессуар, начиная с посуды и заканчивая столовым текстилем.
Таким образом, сувенирная продукция фактически всегда прекрасно вписывается в образ заведения, но этим нужно правильно распорядиться, не увлекаясь обустройством сувенирной лавки и помня о том, что \"сувенирка\" - это, с одной стороны, увеличение интереса гостей к заведению, а с другой - всего лишь дополнение к меню.
С 30 октября по 1 ноября в Екатеринбурге успешно прошли выставки InterFood Ural и FoodTech Ural, объединившие свыше 9...
В рамках Форума «Дни ритейла в Беломорье» (Архангельск, 21 -23 ноября) пройдёт экспертная сессия по теме ...
С 12 по 14 ноября 2024 года Санкт-Петербург стал центром пищевой индустрии, приняв одну из самых ожидаемых выставок г...