Top.Mail.Ru

Михаил Горячев: «С вином надо экспериментировать»

Михаил Горячев: «С вином надо экспериментировать»

Родиться сомелье невозможно, можно только стать и оставаться им. Но при этом нельзя сказать, что данный предмет можно досконально изучить по формулам, постулатам и теоремам, как математику, пусть даже и высшую. В искусстве сомелье существует огромное количество тонкостей. Это невозможно вызубрить по учебникам. Петербуржец Михаил Горячев постигает это искусство уже более 20 лет. Он долго работал в винном бутике, затем – в нескольких крупных ресторанах. Как кавист участвовал в создании винных погребов Константиновского дворца, а сейчас восстанавливает погреб, принадлежащий ресторану RiverSide, но заложенный еще в николаевские времена.

- Вы и сомелье и кавист. В чем схожесть этих профессий?

- Общее – работа с алкоголем и умение сочетать его с блюдами. У сомелье это проявляется в большей степени, поскольку он подает вино в ресторане, а кавист только рекомендует и продает его для употребления не на месте. Но основные требования профессии одинаковые – любить свою работу и людей.

- Михаил, вы начинали свою деятельность в 1980-х. Как это было?

- Я работал в обычном продовольственном магазине, где мы попытались предложить людям какой-то минимальный набор алкогольных напитков – качественных и доступных. Информации тогда не было никакой, на импортных бутылках не писали ни слова по-русски. Приходилось только дегустировать, чтобы понять, что это за напиток. Потом рассказывать покупателям.

- А что были за напитки?

- Джины были, коньяки и неплохие отечественные марочные вина. Массандровские, например, которые я считаю великими винами. Из французских можно было встретить наименований 5-10, не вспомню и названий. Желающих попробовать эти вина было мало.

- При каких обстоятельствах вы сами впервые попробовали французское вино?

- Это было давно и случилось благодаря одному из наших постоянных посетителей. У него был день рождения или годовщина свадьбы, и он предложил попробовать красное французское вино, по-моему, бордоское. Вкус впечатлил. На тот момент, помню, город заполонили германские вина, но их сложно было назвать винами - это было что-то ужасное.

- Как вы постигали науку пития?

- Сам обучался, много дискутировал с единомышленниками, обменивался впечатлениями. Постепенно наладилась культура дегустации. Все-таки сколько ни читай о вине, пока не начнешь пробовать, ничего не узнаешь о нем.

- Наверное, поначалу и не знали, что профессия называется сомелье?

- Конечно. И не знали, что есть слово «кавист». Мы с товарищами просто открыли специализированный винный магазин «Шато» и работали в нем консультантами. Это был третий винный бутик в городе. Собралась интересная команда, мы постигали основы профессии, учились разливать, пользоваться декантерами. Для нас слово сомелье имело несколько другое значение, чем сейчас. Люди, которые тогда называли себя сомелье, работали с вином по 30-40 лет и могли с полным правом так представляться. Сейчас, закончив трехмесячные курсы, некоторые считают себя сомелье, это неправильно.

- Как проходило ваше дальнейшее развитие?

- Литература и общение с профессиональными сомелье. Последнее очень важно: практикующие люди знают больше. В литературе иногда проскальзывали очень спорные статьи. Над некоторыми мы просто смеялись, потому что их писали очевидные дилетанты.

- Как вы считаете, сейчас много людей, способных оценить напиток, готовых платить за него?

- Да. Причем важно, что сейчас не обязательно платить большие деньги, чтобы купить хорошее вино. Люди стали в этом разбираться. Раньше считалось, что самое дорогое – это самое лучшее. Не факт. Ценообразование бывает совершенно непонятное.

- Как появляется пристрастие к тому или иному вину? Только путем проб?

- Исключительно. Туристические поездки, походы в ресторан. Некоторые блюда просто невозможны без вина. Если человеку интересно какое-то сочетание, то потом он становится неким исследователем сочетаний, находя все новые и новые. Нельзя слепо верить, что красное к мясу, белое – к рыбе. Надо экспериментировать.

- Но классические каноны все равно есть.

- Безусловно. Красное вино все-таки действительно чаще подходит к мясу. «Шабли» и шампанское - к устрицам. Хотя раньше к устрицам подавали сладкий «Сотерн», потому что в нем содержались микроорганизмы, которые убивали устричных паразитов. Я часто предлагал попробовать устрицы с эльзасскими винами, и многим нравилось. Каноны больше соблюдаются на светских раутах, правительственных приемах. Но для себя правильнее экспериментировать. Иначе можно пропустить какое-то идеальное сочетание.

- Открыли для себя какой-то напиток, который вас по-хорошему удивил?

- Да. Это портвейн, только настоящий португальский. Вообще крепленые вина – мои любимые напитки. Летом хочется холодного белого или розового сухого вина. Правда, не бывает такого, чтобы я всегда пил один напиток.

- А из российских вин имеется что-то достойное внимания профессионального сомелье?

- Когда я был на Кубани, пил очень даже приличные вина – и сухие и крепленые, но, к сожалению, в Петербурге я их просто не вижу. Из того, что приходит, я иногда употребляю инкерманские и массандровские. Но не всегда качество у них ровное, и зачастую надолго отбивает охоту покупать отдельные виды.

- Правда ли, что урожай винограда 2003 года был признан самым выдающимся за последние 100 лет?

- Это чистой воды маркетинг. Только время может показать, хороший это был год или нет. Всегда можно обратиться к справочнику вин, где публикуется оценка их потенциала. Так можно сориентироваться: пить вино сразу или положить в погреб и выпить через 10-15 лет. Мне как-то французы подарили бутылку свежеразлитого вина, я его выпил на Новый год и удовольствие получил колоссальное. Кстати, в Москве сейчас пошла мода на молодые вина.

- Расскажите, как вы обустраивали погреба Константиновского дворца?

- Сказать, что я полностью обустраивал эти погреба, было бы неправильно. Там уже стояло оборудование, работали строители и даже вина туда уже привезли до меня. Огромное количество, в основном венгерские, потому что изначально при царях погреб был заполнен именно венгерскими винами.

- В чем заключалось ваша задача при обслуживании саммита «большой восьмерки»?

- В подборе вин из погреба в зависимости от уровня мероприятия. Выбор основывался на классическом сочетании вин с блюдами и моем вкусе. Я подбирал ровные вина, те, которые будут пить 98 человек из ста. В основном выставлялись французские и итальянские вина. На общих мероприятиях никакого высокого искусства в подборе вина не требовалось. Возможно, для встреч «без галстуков» брались совсем другие вина.

- Над чем сейчас работаете как сомелье ресторана RiverSide?

- Мы, наконец, закончили составлять винную карту, которую долго и тщательно подбирали исходя из нашего авторского меню. Очень любопытно, как она будет видоизменяться со временем – а это всегда происходит. Пока упор идет на вина Нового Света - соотношение цена-качество у них наиболее оптимальное. Намеренно не поставили в карту великих дорогих вин. Но в нашем винном погребе будет секция VIP-ячеек, где постоянные гости смогут хранить свои любимые дорогие вина.

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх