«Примерьте» систему на свой бизнес

«Примерьте» систему на свой бизнес

Выбор компании, которая будет устанавливать систему автоматизации, - пожалуй, одно из самых важных решений ресторатора. Сегодня уходят в прошлое программные продукты, разработанные для одного-двух конкретных предприятий. Компания, автоматизирующая заведение, должна предложить широкий выбор возможностей, в том числе возможность превращения этого заведения в сеть. Как же правильно подойти к вопросу выбора интегратора, чтобы потом в нем не разочароваться?

Определить построение работы в своем ресторане


- Автоматизация системы управления (АСУ) на пищевом производстве имеет свою специфику, которая зависит от типа заведения общественного питания: классический ресторан, фаст-фуд, ресторан в составе отеля и так далее, - объясняет Владимир Двухименный, генеральный директор ЗАО «Ист-Консепт». - В целом, функции АСУ на производстве заключаются, с одной стороны, в повышении культуры обслуживания клиента (качество и скорость), с другой – в исключении возможных злоупотреблений персоналом на предприятии.

Автоматизация предприятия общественного питания включает 2 основных элемента: front-office, связанный с клиентом, и back-office, регулирующий производственные процессы. Первый элемент состоит из рабочего места кассира или кассира-официанта и менеджера (в зависимости от типа предприятия). Менеджер может в любой момент контролировать процесс реализации, вести анализ деятельности официантов и кассиров. Данный модуль должен обеспечивать автоматическое формирование заказов на кухню, работу со счетами, как предварительными, так и итоговыми, обеспечивать работу с наличными деньгами и кредитными картами. Обязательным требованием к нему является возможность гибкой работы со всевозможными скидками (наценками).

Второй элемент – back-office – включает в себя складской учет, производство, бухгалтерский и управленческий учет, где реализованы все основные функции производственного процесса. К ним относят работу с поставщиками, движение продуктов, ведение рецептуры, калькуляцию стоимости блюд и изделий, ценообразование, составление меню, расчет себестоимости и ожидаемой прибыли. Кроме этого - анализ результатов продаж, а также работы официантов и кассиров.

При хорошо работающей системе (совокупности двух вышеуказанных модулей) руководитель ежедневно может видеть и анализировать результаты деятельности предприятия, а также сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и результатами деятельности за предыдущие периоды. Окончательным итогом функционирования современной системы управления предприятием питания является получение баланса предприятия, а также всей необходимой отчетности для принятия оптимальных управленческих решений.

- Функциональные возможности программного обеспечения и цены у лидеров рынка примерно одинаковые, поэтому для современного ресторанного бизнеса на первом месте стоит комплексный сервис (внедрение и обслуживание программного обеспечения и оборудования, а также консалтинг в этой области), - продолжает Сергей Сильнов, руководитель направления по автоматизации ресторанов компании «Компьютерно-кассовые системы». – Но в каждом ресторане обычно используется какая-то специфическая технология работы. Например, в сети «Кофе-Хаус» клиент может приобрести специальную карту, положить на нее деньги и использовать ее для оплаты в дальнейшем (так называемые внутренние деньги). В \"Теремке\" нами сейчас внедряется новая технология автоматизации линии раздачи: вместо марочных принтеров применяются мониторы, которые отображают текущие заказы. Поэтому при выборе системы нужно определить построение своей работы и уточнить наличие необходимого функционала (модификаторы, виды оплат, типы скидок, отчеты), а также возможность доработки. Также очень важно еще на этапе выбора увидеть, как система справляется с различными внештатными ситуациями (к примеру, как рассчитывается себестоимость при списании ингредиентов \"в минус\").

Функциональность системы


- Вопрос автоматизации сетевых ресторанов стоит более остро, чем автоматизации отдельных точек общепита, - считает Владимир Двухименный. - Если небольшой независимый ресторанчик еще может сохранять относительную эффективность работы без современной системы автоматизации, то качество управления сетью в этом случае резко снижается. Как правило, работа под единым брэндом предполагает поддержание единых стандартов: прейскуранта, выдаваемого клиенту счета, единой системы дисконта, стандартной рецептуры, определенных правил учета и отчетности. Без наличия автоматизированной системы поддерживать подобные стандарты весьма проблематично. Обычно при функционировании сети заведений производство и работа с клиентом осуществляется непосредственно на точке реализации, а вопросы планирования учета и отчетности решаются в центральном офисе, из которого может осуществляться и оперативный контроль над деятельностью ресторанов, входящих в сеть. Этого можно достичь лишь при наличии соответствующих технических и программных средств.

В качестве примера Владимир Двухименный приводит комплексную автоматизацию фирмы «Ам-Рест», которая включает в себя порядка 60 ресторанов «Пицца-Хат» и KFC в разных городах страны. Все они работают по единым стандартам и управляются из центрального офиса в Петербурге. В единую глобальную сеть объединено около 300 рабочих мест, включая автоматизированные точки продажи.

В качестве автоматизированной системы управления для «Пиццы-Хат» и KFC используется комплекс задач «Русский Ресторан», входящий в Корпоративную Информационную Систему «Intellect Style». Система построена так, что в случае потери связи с центральным офисом каждый ресторан может функционировать независимо, а потом накопленная информация будет передана в центр. Но ситуации разрыва связи бывают чрезвычайно редки и в случае возникновения быстро устраняются.

- Среди систем автоматизации, представленных на рынке сегодня, не все способны поддерживать работу сети заведений, – соглашается Игорь Постников, заместитель директора по внедрению и сопровождению компании TillyPad. – При выборе ресторанного комплекса следует выяснить, насколько функциональной будет система. Поскольку организация сети зачастую влечет за собой приведение заведений к единому стандарту, очень важно, чтобы система была создана в рамках единого информационного пространства. Это позволит вносить необходимые обновления для всех точек сразу, поддерживать проведение маркетинговых акций, формировать сводные отчеты и т. д. В любом случае необходимо внимательно ознакомиться с возможностями системы, «примерить» на свой бизнес, выяснить, насколько она будет способна масштабироваться при дальнейшем развитии сети. Также следует получить информацию от компании-автоматизатора о том, что будет входить в базовую поставку комплекса автоматизации. Нередки случаи, когда в стоимость проекта при первичном расчете не включаются функции, которые необходимы для работы сетевых заведений. Следующий момент, на который следует обратить внимание, - это условия обслуживания системы автоматизации. В сетевых заведениях вероятность ошибок персонала, которые могут привести к неполадкам в системе, значительно выше, поэтому своевременная и качественная работа службы поддержки является очень важным преимуществом компании-автоматизатора.

- В тиражном продукте, не подлежащем доработке, нет реализации конкурентных преимуществ организации бизнес-процессов конкретного клиента, - объясняет Сергей Сильнов. - Наша компания была выбрана в качестве системного интегратора такими крупными сетями, как Quick, «Кофе Хауз», «Теремок - Русские блины», «Идеальная чашка». Для нас каждый клиент уникален и самостоятельно выбирает наиболее подходящий для него программный продукт («АРМ Кассира» в \"Теремке\" и \"Идеальной чашке\", Guscom - в сети «Кофе Хауз»), который мы в дальнейшем внедряем, дорабатываем (или выполняем роль консультирующего посредника между поставщиком программного продукта и клиентом) и обслуживаем.

Словом, при выборе того или иного технического решения для автоматизации предприятий питания необходимо прежде всего обращать внимание на его функциональность, удобство и надежность в эксплуатации, а также соответствие ценовых характеристик возможностям приобретаемой системы.

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Генеральный директор компании "Император Техно"
Ресторатор
Ресторатор. Основатель HURMA Group of Companies Идейный вдохновитель и со-организатор Gastreet — International Restaurant Show Автор бестселлера "Мой бар - мои правила".
Вверх