Top.Mail.Ru

Эксперт итальянской кухни — это нонсенс по определению

24 Января 2013
Эксперт итальянской кухни — это нонсенс по определению

Ирина Новосельцева закончила в России Государственный университет управления (Москва), является менеджером высшей квалификации. Постоянно живет в Италии, в Пьемонте, организуя эногастрономические туры по Италии. Является официально признанным в Пьемонте экспертом, геральдом Ордена кавалеров трюфеля и вин Альбы, членом Ассоциации сомелье Италии AIS. Была одним из спикеров на петербургской конференции по ресторанному бизнесу Restomania.

Италия — это 20 кухонь со своими течениями


Проблема аутентичности итальянской кухни в России стоит достаточно остро. Дело в том, что у нас, как, кстати, и во многих других странах — и европейских, и американских, — идея итальянской кухни достаточно размыта. Несмотря на то, что информации об Италии и в Интернете, и среди книжной продукции много, и люди часто туда выезжают на несколько дней, мы об этой стране знаем, скорее, только самые общие сведения. Информация чаще всего носит справочный характер, а едут лишь по определенным раскрученным туристическим маршрутам: Венеция, Рим, Флоренция…

Но мы себе плохо представляем географию Италии, а ведь именно благодаря этой географии и сложилась итальянская кухня. До 1861 года Италия представляла собой разрозненную территорию, разрозненные регионы, которые объединились в одно государство в тот же год, когда у нас отменили крепостное право. И итальянская кухня сложилась из различных региональных кухонь, часто совершенно непохожих друг на друга.

В основе этой кухни лежит то, что являлось общим для всех этих разных регионов: определенные вкусы и продукты, которые присутствуют фактически во всей Италии, — например, паста, оливковое масло, домашнее мороженое, определенные виды хлеба, сыра и колбасные изделия.

Однако на этой основе базируется то, что представляет из себя региональную кухню. И если в Италии 20 регионов, то в ней соседствуют как минимум 20 различных кухонь. Но внутри каждого из этих двадцати регионов сосуществуют еще ряд различных течений! И получается, что эту цифру 20 мы должны умножить еще на два, на три и более.

Поэтому тот, кто утверждает, что он является экспертом итальянской кухни, немножко лукавит, потому что даже специалисты, годами занимающиеся этой кухней, — шефы, рестораторы и прочие — никогда не возьмутся утверждать, что являются окончательными экспертами. Профессии шеф-повара и ресторатора, по всей видимости, как никакие другие подразумевают постоянный рост и постоянное обучение. Это касается и итальянских специалистов, и наших, конечно.
 

Единство в различиях


Когда сравнивают Италию с Францией, мне хочется сказать браво французам. Они молодцы в плане раскрутки своего продукта: они очень сплоченные. Когда французы занимаются раскруткой своей кухни, то делают это сообща, всегда говоря: «Какие мы все молодцы!»

В Италии все несколько по-другому. Там часто происходит так, что каждый итальянец — сам за себя и кричит: «Я лучше всех, на них даже не смотрите!» Между севером и югом, между разными регионами мы видим большое различие. И производитель юга может сказать: «Да, на севере, конечно, тоже есть неплохая продукция, но вы учтите, что большую ее часть они везут от нас!» Это тот минус, который остался в наследство после объединения Италии: на самом деле в историческом плане она объединилась совсем недавно из разных частей, с разными традициями и привычками, и люди до сих пор неосознанно придерживаются тех самых старых привычек.

Но в этом и большая прелесть итальянской кухни: она является универсальной. В ней действительно большой набор очень интересных продуктов, в каждом регионе существует какая-то своя жемчужина, и из этих жемчужин складывается единое ожерелье — вся цепочка очень богатой итальянской кухни.

Если южные регионы богаты рыбой и у них много рыбных блюд, то на севере, напротив, едят мясо, и у них множество блюд мясных. Но везде — грамотное отношение к питанию, которое складывалось годами, и верность семейным традициям, разрушенным за годы революций и войн в России, Украине, Казахстане…
 

Секреты итальянского заведения: первое — продукты…


Если взять среднестатистического россиянина, вина Италии у нас в основном ассоциируются с кьянти, сыры — с пармезаном, а кухня в целом — с пиццей, пастой и ризотто. И на том познания чаще всего заканчиваются. Расширить эти познания — задача прежде всего шеф-поваров, больше некому!

Но для этого они сами должны знать, чем же интересна, чем ценна прежде всего итальянская кухня? И первое, что можно привести в пример — это средиземноморская диета, признанная наследием Юнеско. Она олицетворяет собой принцип здорового образа жизни и питания, которому, по идее, нужно следовать в своих заведениях, — если уж они называются итальянскими.

И сегодня нельзя отговариваться тем, что у нас нет нужных продуктов — очень многие есть, просто надо грамотно выбирать дистрибьюторов, находить поставщиков, посещать международные выставки и прочее.
 

…второе — атмосфера тепла…


В самой Италии работают множество заведений, но в целом их можно разделить на рестораны, траттории и остерии. Остерии — это те заведения, которые по закону обязаны применять продукты исключительно данного региона: там представляется только местный специалитет.

Всех рестораторов Италии объединяет приверженность главному принципу: еда должна быть здоровой. То есть гость от тебя должен уйти не только сытым, но и хорошо себя чувствующим. И в 95 процентах заведений, исключая те, что работают на потоке, это соблюдается: многовековая ресторанная традиция, когда за стойкой заведения сменяется третье-пятое-седьмое поколение, не позволяет работать иначе.

Поэтому когда наши рестораторы спрашивают у итальянцев, с помощью каких уловок можно привлечь в свое заведение гостей, те удивляются. Ничего не нужно: только качественная здоровая еда. Очень большую роль играет сам ресторатор, сама семья, в гости к которой ты в это заведение приходишь: они стоят за стойкой, они подходят к гостям, они хотят с ними общаться.

У нас этому только учатся, но многие рестораторы до сих пор считают, что можно просто вложить деньги, и все пойдет само. Они очень редко общаются с публикой и еще реже — с шеф-поваром, которого считают просто еще одним сотрудником в череде остальных.

Конечно, итальянскую атмосферу, которую хотят видеть те, кто приехал из Италии и загорелся идеей открыть свой ресторан, в любом случае не воссоздать — не будем питать иллюзий. Но обстановку тепла, домашнюю атмосферу уюта всегда можно создать. На это и надо делать ставку!
 

…третье — опыт повара


Но потом человеку, который занимается этим бизнесом, надо держать постоянную связь с Италией. Нельзя один или два раза приехать в Рим или Венецию, посидеть в нескольких заведениях и, переписав их меню, считать, что это можно повторить у себя дома.

Почему европейцы так много ездят по разным странам? Французы — в Италию, в Испанию, итальянцы — во Францию и так далее. За постоянной информацией, за постоянным обменом опытом! Более того, ты не только сам должен ездить, ты должен возить свой персонал, своего шеф-повара. Потому что у вас должен быть хороший кругозор, очень хорошая теоретическая база.

Если ты решил открыть ресторан итальянской кухни лишь потому, что побывал в Италии и почувствовал, что такой ресторан и у нас будет популярным, но знаешь об этой стране всего по чуть-чуть — немножко про моду, немножко про архитектуру и немножко про еду, — то у тебя и заведение получится таким же: ни то ни се.

Пока ты не начнешь постоянно ездить, при этом — в разные части Италии, ты не поймешь определенную философию этой страны, определенную логику ее еды. И у тебя никогда не сложится представление об итальянской кухне.
А значит — у тебя не получится создать ресторан настоящей итальянской кухни.

А уж если речь идет о поварах и тем более шеф-поварах, то это особенно актуально. Они должны знать различия между кухнями разных регионов, между одним типом пасты и другим, должны знать, чем лигурийское оливковое масло отличается от оливкового масла региона Апулии. Иначе получается грустно: российский шеф читает итальянский рецепт — в книге, журнале или Интернете.
Там написано: «взять столько-то масла, столько-то муки» — но фактически никогда не пишется, какого именно масла и какой именно муки. И почему маститые шеф-повара так радостно делятся своими рецептами? Они могут рассказать вам все, но они очень редко откроют тайну, какой конкретно продукт они берут, с каким поставщиком работают, — потому что именно это самое главное! Именно в этом их главный секрет. Потому что у них за спиной, кроме профессиональной подготовки, есть мамы, бабушки и столетние традиции. А нам, чтобы это наверстать, нужно приложить во много раз больше сил и потратить больше времени.

Но приложивших и потративших ждет несомненная удача!

Прежде всего это закрытая организация. Она была создана 45 лет назад: именно тогда известные итальянские виноделы-гастрономы решили таким образом продвигать территорию и собственную продукцию на международном рынке.

Головной офис организации находится в одном из самых красивых и старых замков Пьемонта близ города Альба, и стать членом ордена без определенных рекомендаций невозможно. На церемонии приема человек, приглашенный в этот орден, дает клятву верности территории и тем продуктам, которые он уже любит, обещая пропагандировать итальянскую и пьемонтскую культуру везде, где эта возможность представляется.

Огромное внимание орден кавалеров трюфеля и вин города Альбы уделяет сохранению старых традиций, сохранению пьемонтского диалекта и старых меню. Он проводит множество мероприятий, направленных на пропаганду культуры здорового образа жизни и здоровых продуктов.
Другие статьи
Смотреть все

В ресторанном и гостиничном бизнесе работают с людьми, поэтому любая ошибка управляющего грозит потерей репутации, не...

Пока гости наслаждаются ужинами в любимых местах, в ресторанной индустрии идёт своя, невидимая большинству, работа. Р...

Ни для кого не секрет, что для большого количества соискателей (особенно это касается поколения Z, представителей мол...

Вице-президент ФРиО по корпоративному и социальному питанию. Руководитель общественного питания и туристических услуг ООО «Энергоатоминвест» АО «Концерн Росэнергоатом» Госкорпорации «Росатом»
Руководитель проекта по продажам в канале HoReCa компании «Перспектива»
Коммерческий директор компании «Перспектива»
Заметитель директора направления баров финтес-клубов xfit
Бартендер, ресторатор, совладелец бара El Copitas, сооснователь и идеолог ресторанной группы Follow the Rabbits, а также таких проектов, как Paloma Cantina, Tagliatella Caffe, Sangre Fresca, Nola, «Пища династии Минь».
Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Вверх