Top.Mail.Ru

Антон Зуев: «Харио – новая кофейная тенденция»

25 Января 2012
Антон Зуев: «Харио – новая кофейная тенденция»

Антон Зуев работает бариста уже более семи лет, но только недавно решился впервые выступить публично – в 2010 году он подал заявку на участие в конкурсе «Лучший по профессии» и неожиданно для самого себя (но не для своих коллег, которые в нем были совершенно уверены!) победил. В следующем, 2011 году, Антон решил упрочить победу и выступил на этом же конкурсе второй раз. И второй раз победил! Таким образом, Антон является на сегодняшний день двукратным чемпионом Северо-Запада.

Конкурс – это всегда интересно! Там видны современные тенденции. Например, в прошлом году был очень популярен аэропресс, а в этом харио (или дриппер) – японский метод заваривания кофе. Дриппер представляет собой керамическую воронку со специальными желобками, куда вставляется фильтр. Засыпается кофе, проливается горячей водой – очень интересный способ. Думаю, мы опробуем его в своих кофейнях.

Мы за внедрение новаторских решений!



- Антон, уже будучи победителем конкурса «Лучший по профессии», Вы решили выйти на него второй раз. Не было страшно? А вдруг бы проиграли – обидно ведь!

- Безусловно, страшно! Я в прошлом году ездил на российский конкурс, был зрителем, видел, как выступали бариста, - у людей, которые даже пятый год выходят на конкурс, руки все равно трясутся. Конечно, готовясь выступать на конкурсе второй раз, я уже понимал, над чем мне нужно больше работать. Я работал над пенкой для капучино, потому что это основа данного кофе. Считаю, что улучшил свою пенку, но – совершенству нет предела! Сейчас готовлюсь к российскому конкурсу, думаю об авторском напитке.

- А как сочетается подготовка к конкурсу и работа в кофейне? Очень часто говорят, что ежедневная работа отвлекает от подготовки.

- Она, конечно, отвлекает, но именно в кофейне, стоя ежедневно за стойкой, можно отработать некоторые моменты приготовления кофе – то же самое капучино. Этот кофе у нас идет в завтраках плюс его часто заказывают. Я отрабатываю совершенно необходимые вещи – стабильность пены и правильность трамбовки. Хотя, конечно, на этом моя подготовка не заканчивается. Мы встречаемся после работы, по вечерам, продолжаем готовиться. Перед самым конкурсом мы расходились буквально в 11 – начале 12-го ночи! Но конкурс – это всегда интересно! Потому что там видны современные тенденции. Например, в прошлом году был очень популярен аэропресс, а в этом харио (или дриппер) – японский метод заваривания кофе. Дриппер представляет собой керамическую воронку со специальными желобками, куда вставляется фильтр. Засыпается кофе, проливается горячей водой – очень интересный способ. Думаю, мы опробуем его в своих кофейнях.

- А чем он интересен, чем отличается от остальных?

- Он дает более чистый вкус кофе, более чистый кофейный настой.

- Этот кофе заваривается вручную?

- Да, вручную. Все, что у бариста есть, - это керамическая воронка, бумажный фильтр и кофе. Поэтому его мастерство должно быть на высочайшем уровне. От того, как он будет использовать технологию заваривания, очень сильно зависит вкус кофе.

- Вероятно, этот напиток должен быть более дорогой, чем кофе, заваренный по обычной технологии?

- Себестоимость его действительно намного выше, чем у классических напитков, потому что там очень большая закладка кофе плюс ручной труд бариста. Мы, скорее всего, не будем повышать цену на этот кофе, поскольку хотим, чтобы люди его попробовали. К счастью, наше руководство поддерживает все новые идеи, понимая, что мы продвигаем кофейную культуру.

- А бариста? Основная-то нагрузка ложится именно на их – на Ваши! – плечи!

- Я как бариста сам очень поддерживаю все нововведения! Этим мне и нравится наша сеть: здесь никто не стоит на месте. Как-то нам повезло – конечно, кто-то опасается что-то начинать, что-то менять, но в целом, мы за то, чтобы новшества внедрялись!
 

Российский потребитель выбирает смесь с робустой



- Антон, все эти годы Вы работаете в «Идеальной чашке»?

- Да, и помимо прочего, здесь мне нравится то, что вкус кофе для российского потребителя в наших кофейнях подобран очень правильно. Я могу об этом говорить, поскольку пробовал кофе во многих кофейнях и в Петербурге, и в Москве, и в других городах России. Да, эти кофейни тоже находят своего потребителя, но у нас, мне кажется, точное попадание.

- А к чему привык российский потребитель?

- Он любит сладкий кофе и поэтому не всегда принимает стопроцентную арабику – пока. Отчасти причина этого в том, что за советское время наш российский потребитель привык ко вкусу растворимого кофе. Однако он все же любит, чтобы в смеси присутствовала некая горчинка, то есть кофе должен быть сладким, но с горчинкой, а значит – смесь арабики сегодня обязательно должна быть с небольшим содержанием робусты – то, что, собственно, у нас и предлагается.

- Вы вывели это экспериментальным путем?

- Да, мы долго беседовали, делали разные сорта кофе – порядка 16, пригласили фокус-группу, и у нас в финал вышли две смеси. Они были идентичны. Но одна была арабика из Эпиопии, Бразилии и Суматры, а другая – та же самая арабика из Эфиопии, Бразилии и Суматры, но с добавлением 10% робусты с Бали. С точки зрения профессионала 100-процентная арабика была интереснее: у нее был более чистый вкус, более красивый букет. Робуста давала, с одной стороны, большую плотность, но с другой – и определенную горчинку. Но гостям – большинству! – понравилась смесь с робустой. Мы выбрали именно ее и не прогадали. Сейчас у нас грядет обновление смеси, мы разрабатываем новые смеси, опрашиваем гостей, что им нравится, и когда будут готовы образцы, будем давать им пробовать.

- И, считаете, выберут опять смесь с робустой?

- А это неизвестно. За последние полгода у нас очень сильно повысилось потребление фильтр-кофе – а это стопроцентная арабика. Поэтому нам самим очень интересно, что будет выбрано в результате.
 

Напиток с теплым названием



- Какой напиток будете представлять на мастер-классе?

- Интересный! (он смеется) Перед нами стояла задача по созданию напитка с теплым названием. Вообще, промо-напитки придумываются нами по трем направлениям. Самое простое – когда берется какой-то уже известный классический напиток и корректируется. Например, есть Латте – кофе и молоко. А мы делаем Ежевичный латте – добавляем туда ежевичный соус. Или есть Раф-кофе. Но мы добавляем туда кленового сиропа и корицу и получаем некую импровизацию на классическую тему. Второе направление – когда напиток придумывается от сочетания вкуса. К примеру, в этом сезоне мы прослеживаем явную тенденцию по сочетанию кофе с апельсином. И у нас стоит задача попасть в эту тенденцию. Наконец, третий вариант – когда мы разрабатываем напиток от названия. Это, по всей видимости, самый сложный вариант, но и самый творческий – здорово, что он есть! Потому что здесь позволяется немножко «хулиганить» - сделать то, что нам хочется. В этом холодном сезоне нам захотелось создать напиток с теплым названием. Года два назад у нас уже был подобный напиток – он назывался «Варежки»: его основной фишкой было то, что кофе смешивался с печеньем. Оно растворялось, и получался очень мягкий напиток с бархатной текстурой. Но зачем повторять то, что было? Мы решили придумать новое. Перебрали всю одежду, думали, конечно, о валенках, но решили взять шарф, которому я придумал страну происхождения – Голландию (он улыбается).

- Почему именно Голландия?

- Очень ее люблю! А потом, ее национальный цвет – оранжевый. Апельсин! У нас получилось как раз попадание в тенденцию. Смесь апельсина, карамели, кардамона и кофе дает очень энергичный напиток с интересным вкусом. А чтобы он получился зимним, обволакивающим, мы для освещения яркого вкуса апельсина добавили туда сливок.

- Апельсин – и сливки?..

- На первый взгляд, совершенно не сочетается, правда? Апельсин – кислота, и сливки, по идее, должны свернуться. Но так как апельсин у нас сначала заливается карамелью и кофе, то вся кислота поглощается кофе и сливки не сворачиваются. Этот напиток совершенно безвреден для нашего желудка. Он легкий, не очень жирный и в то же время не очень кислый.
Его мастер-класс по приготовлению кофейного напитка «Голландский шарф» можно посмотреть здесь.

Российский потребитель любит сладкий кофе и поэтому пока не всегда принимает стопроцентную арабику. Отчасти причина этого в том, что за советское время наш потребитель привык ко вкусу растворимого кофе. Однако он все же любит, чтобы в смеси присутствовала некая горчинка, то есть кофе должен быть сладким, но с горчинкой, а значит – смесь арабики сегодня обязательно должна быть с небольшим содержанием робусты.
Самый сложный вариант разработки нового напитка – когда мы идем от названия. Но это и самый творческий вариант – здорово, что он есть! Потому что здесь позволяется немножко «хулиганить» - сделать то, что нам хочется. В этом холодном сезоне нам захотелось создать напиток с теплым названием.
Другие статьи
Смотреть все

Академия Шоколада России собрала лучших отечественных кондитеров, пекарей и шоколатье на Chocolate Academy Workshop. ...

Выставка InterFood Ural состоится 30 октября – 1 ноября 2024 г. в Екатеринбурге в МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО...

 С 1 августа 2024 отели и рестораны России приглашаются к участию в XI Russian Hospitality Awards

шеф-повар ресторана «Баран-Рапан»
Владелица и шеф-повар ресторана Biologie
Шеф ресторана ROZÉ & Dance
Основатель, бренд-шеф Hands neo-bistro, шеф-повар Hands Asian, сооснователь Saiko
Шеф-повар ресторана "Лаффа"
Генеральный директор и соучредитель лейбла Black Star
Топ-менеджер, экс генеральный управляющий TanukiFamily
Шеф-сомелье ресторана "Баран-Рапан"
Вверх