Top.Mail.Ru

Фил Брод: «Российский ресторанный рынок явно становится важной частью международного»

01 Декабря 2011
Фил Брод: «Российский ресторанный рынок явно становится важной частью международного»

Фил Брод (Phil Broad), являющийся сегодня генеральным директором Jumeirah Restaurants LLC и отвечающий за организацию и лицензирование инновационных ресторанных концепций формата casual dining по всему миру, приезжал этой осенью в Россию, чтобы оценить потенциал нашего рынка и возможность выхода на него одного из «подопечных» ему брендов. Как он рассказал нам в беседе, на ресторанном рынке он уже достаточно долго – более 30 лет. «Я всегда любил еду, - говорит мистер Брод, - у нас очень хорошо готовила мама, и поэтому я быстро научился готовить и сам – и до сих пор готовлю почти каждый день!» Фил получил профессиональное образование, прошел все стадии карьеры в ресторанном бизнесе – кстати, работал и как шеф-повар, - и поэтому понимает сложности работы каждого сотрудника заведения общественного питания.

Зарплату менеджеру ресторана платит не владелец, а гость


- Мистер Брод, Вы открывали и продвигали множество заведений очень разной направленности – и итальянский ресторан, и кофейню, и стейк-хаус. Вероятно, у Вас сложилась некая собственная, индивидуальная матрица управления. Дайте, пожалуйста, несколько советов нашим управляющим…
- Я действительно очень давно, с 15 лет, работаю в ресторанном бизнесе. И могу отметить, что очень часто ресторанные менеджеры забывают то, что зарплату им платит не владелец, а клиент – гость. Поэтому о госте нужно так же заботиться, как все мы заботимся о членах своей семьи. И тогда он обязательно вернется к вам!
- Вы сразу же, заходя в любое заведение, видите «проколы» ресторанных менеджеров?
- Иногда сразу, иногда они проявляются чуть позже. Поэтому любому управляющему очень важно найти хороших сотрудников, нанять в свой ресторан лучший персонал. Но просто нанять мало – успокаиваться здесь нельзя. Управляющий должен, во-первых, его подготовить (несмотря на то, что он уже лучший!), а во-вторых – каждый день быть для своего персонала наставником.
«Любому управляющему очень важно найти хороших сотрудников, нанять в свой ресторан лучший персонал. Но просто нанять мало – успокаиваться здесь нельзя. Управляющий должен, во-первых, его подготовить (несмотря на то, что он уже лучший!), а во-вторых – каждый день быть для своего персонала наставником».
- А Вы лично при приеме кого-то на работу предпочитаете опытных сотрудников или готовите новичков, берете человека с «нулевым» опытом?
- В наших заведениях обычно микс: часть сотрудников с хорошим опытом – например, мне трудно представить, что я беру «нулевого» шеф-повара (он улыбается), - но есть и новички. Это зависит, конечно, от каждого конкретного ресторана. Недавно, к примеру, в Дубае у нас открылось заведение, где из 70 человек опытными и высокопрофессиональными являются только 10. Но эти десять должны уметь передать свой опыт новичкам!

Улыбайтесь первым! И вам улыбнутся в ответ


- Мистер Брод, Вы открывали заведения в очень многих странах мира – в Великобритании, Северной Ирландии, Африке, Ближнем Востоке – то есть, по большому счету, принципы открытия везде одинаковы?
- В компании Jumeirah есть принципы, которые определены для всех сотрудников ресторанов, независимо от их местонахождения. Один из них: улыбнись первым! В нем заложена идея, что если вы первым улыбнетесь любому – посетителю, партнеру, коллеге по работе, - они тоже улыбнутся в ответ. Это очень важно! И этот принцип работает во всех странах. Второй принцип звучит так: ваш первый ответ никогда не должен быть отрицательным – никогда сразу не говори «нет»! Это тоже работает во всех странах. А третий принцип: относись ко всем с уважением, независимо от статуса собеседника, его должности или национальности. И если вы будете следовать этим принципам, найдете общий язык с любым человеком!
- А какие различия ведения бизнеса Вы наблюдали?
- Как бы там ни было, в любой стране, даже если там уже развит ресторанный рынок, свой бизнес вы все равно начинаете с нуля. На некоторых рынках, куда вы выходите, очень сильна система поставок, а где-то вы сами будете ее создавать, поскольку там она менее развита. Так что на любом рынке в каком-то направлении ресторанного бизнеса всегда будут сложности – даже если во всех других направлениях полный порядок. У нас есть определенные стандарты, и сложности возникают каждый день: где-то невозможно найти именно те столовые приборы, именно те нож и вилку, которые нам нужны; где-то сложности с налоговой системой; где-то – с транспортной; где-то – с поставками. К примеру, в Дубае 50-градусная жара – это норма. Как в таких условиях поставить свежий продукт? Где его хранить? Все это приходится решать на месте. Или еще одна необычная проблема, с которой мы столкнулись: на Востоке готовят на воке левой рукой, и он предназначен именно для левшей. А в Европе готовят правой! И у нас была задача найти шефа, который готовит именно левой рукой. Мы его нашли и обучили своим стандартам. Таким образом, в одних странах наши стандарты легче выдерживать, в других – сложнее, но делать это все равно необходимо.
«В любой стране, даже если там уже развит ресторанный рынок, свой бизнес вы все равно начинаете с нуля. На некоторых рынках, куда вы выходите, очень сильна система поставок, а где-то вы сами будете ее создавать, поскольку там она менее развита. Так что на любом рынке в каком-то направлении ресторанного бизнеса всегда будут сложности – даже если во всех других направлениях полный порядок».
- А персонал Вы обучаете весь или этот шеф-повар был исключением?
- Конечно, он не является исключением (он улыбается). У нас разработана целая система подготовки персонала, есть специальная школа подготовки.

Мультинациональный концепт


- Мистер Брод, Ваши заведения the noodle house открыты сегодня на Ближнем Востоке, в Австралии, планируете выход в Европу – то есть Вы наблюдаете некое смешение культур, нечто общее и для Востока, и для Европы: то, что хорошо принимают и восточные люди, и европейцы – именно это показывает ресторан?
- Эта концепция родилась в 2002 году в рамках пятизвездочного отеля Jumeirah Emirates Towers в центре Дубая – поэтому она изначально была высокой и по качеству, и по широте предложения. При этом цены вполне демократичны: средний чек в нашем ресторане в Дубае составляет 16-17 долларов. Какому же человеку, будь он европеец или представитель Востока, это не понравится? (он улыбается) А Дубай ежемесячно посещают люди более чем ста национальностей, поэтому этот город стал некоей тестовой площадкой для разработанной концепции: именно там она внедрялась и проверялась, насколько подходит людям из разных стран. Она действительно многокультурная, многонациональная. В этих ресторанах можно увидеть людей разных стран мира, разных возрастов и даже разных социальных кругов.
- Очень трудно представить солидного бизнесмена в ресторане быстрого питания…
- О, нет! the noodle house вовсе не является фаст-фудом. Хотя в концепцию действительно заложен принцип быстрого приготовления и наши гости всегда удивляются, что им быстро приносят еду. Но в то же время для нас очень важен сервис и качество продукции. Чтобы обеспечить целостность кухни, некоторые продукты импортируют из других стран.
- А чем именно отличается кухня юго-восточной Азии от той же китайской кухни?
- Главное правило: готовить свежее каждый день. Дим-самы, например, - это блюдо, похожее на пельмени, - готовятся вручную в ресторане. Ключевым продуктом у нас также является утка, из которой готовятся несколько блюд, и она поставляется из Германии – именно там выращивается птица необходимой жирности: именно жирность дает нужный вкус готовому блюду и столь любимую всеми хрустящую корочку. Но, несомненно, влияние кулинарных тенденций соседних стран ощущается в кухнях всего мира, в том числе и кухне юго-восточной Азии. В ней есть блюда и в японском стиле, и в сингапурском, и в малазийском. Что же касается непосредственно китайской – то, говоря о ней, люди чаще всего подразумевают приготовление в воке. Это слишком широкое понятие, включающее в себя все блюда, готовящиеся в воке, и не подразумевающее качество. Но внутри Китая тоже есть очень разные течения, которые стоит заметить.
- Бренд-шеф Ваших заведений, наверное, должен очень хорошо разбираться во всех этих течениях…
- Он разбирается! Наш бренд-шеф родом из Сингапура и прекрасно знает все азиатские – и не только азиатские – кухни. В его задачу входит разработка блюд, разработка рецептов – и он это делает. Также мы приглашали именитого шефа из Сингапура Сэма Леонга (Sam Leong), который создал очень популярное у нас сейчас блюдо Васаби-креветка. В Дубай креветки поставляются из ферм разных стран Юго-Восточной Азии. А фирменную лапшу специально для нас выпускает производство в Малайзии.
- Утка из Германии, креветки из Юго-Восточной Азии, лапша из Малайзии – это же очень высоко поднимает стоимость логистики…
- Учитывая, что Дубай – это пустыня, там импортируется все. А наша система поставок вполне развита, мы знаем, что и где производится и откуда и каким образом нужно везти тот или иной продукт.
- Есть ли какое-то интересное оборудование в Ваших заведениях, которое не используется более нигде?
«Сейчас в Китае разрабатывается так называемая «огненная сковорода» - она работает на электричестве, но будет нагреваться аналогично газовой, столь же сильно. Эту сковороду можно будет использовать в торговых точках, не имеющих газовой подводки, как альтернативу воку, работающему на газу».
- У нас используется вок, но он во всем мире работает на открытом огне, на газовой плите. Однако возможность использования газа имеют не все торговые точки – в частности, в России и на Украине такой возможности нет у точек, открытых в крупных торговых комплексах. И сейчас в Китае разрабатывается так называемая «огненная сковорода» - она работает на электричестве, но будет нагреваться аналогично газовой, столь же сильно. Эту сковороду можно будет использовать в торговых точках, не имеющих газовой подводки, как альтернативу воку, работающему на газу.

Восстановление после экономического спада происходит очень быстро


- Мистер Брод, Вы планируете открывать the noodle house в Бахрейне, Пакистане, Ливане. Будет ли влиять на открытие политическая ситуация в этих странах? Не придется ли корректировать планы?
- Это зависит от партнеров, с которыми мы работаем. Но это местные люди, которые имеют возможность здраво оценить ситуацию. Несомненно, мы беспокоимся о них, и именно поэтому нам крайне важно иметь информацию с местных рынков. Сейчас мы подписали соглашения с партнерами в этих странах и надеемся, что они знают, что делают.
- А как повлиял экономический спад на работу Ваших предприятий, на открытие и развитие новых заведений?
- 2008-й год, конечно же, почувствовали все. Но сейчас мы отмечаем положительную динамику рынка: сеть развивается, открывается все большее количество ресторанов, появляются новые партнеры, которые хотят с нами сотрудничать. Восстановление происходит очень быстро. Люди ведь все равно хотят есть (он улыбается), и поэтому если ты представляешь качественный продукт по демократичным ценам, своего гостя ты всегда найдешь! Нам помог именно средний ценовой сегмент, потому что люди, которые больше не могли питаться в ресторанах премиум-класса, пришли к нам. А кто-то, напротив, вырос из эконом-класса и тоже пришел к нам. Так что наших гостей прибыло!
- Господин Брод, а интересна ли Россия для Вашего бизнеса, и если да, то почему?
- Ваша страна очень интересна. Она, во-первых, сама по себе удивительна, а во-вторых – здесь, я вижу, есть ресторанная культура, люди также питаются вне дома, путешествуют, знакомятся с международными брендами. Я вижу у вас много международных брендов, которые пользуются популярностью, кроме того, Москва очень близко к Дубаю – ваши туристы туда очень часто приезжают и, думаю, ваш рынок очень перспективный.
«Россия для нас очень интересна. Она, во-первых, сама по себе удивительна, а во-вторых – здесь, я вижу, есть ресторанная культура, люди также питаются вне дома, путешествуют, знакомятся с международными брендами. Я вижу у вас много международных брендов, которые пользуются популярностью, кроме того, Москва очень близко к Дубаю – ваши туристы туда очень часто приезжают и, думаю, ваш рынок очень перспективный». Пока верстался номер, стало известно, что в Москве в следующем году планируется открыть первый ресторан the noodle house.
- То есть кто-то из наших – я имею в виду туристов – уже определенно знает ресторанчики the noodle house?
- Поскольку Дубай очень популярен среди российских туристов, они уже, конечно, познакомились с этой концепцией – и поэтому мы рассчитываем, что она будет принята в России. У вас есть очень много ресторанов китайской и японской кухонь, но я пока не вижу юго-восточной. Кроме того, в России много ресторанов высокого ценового сегмента с выдержанной концепцией и индивидуальной атмосферой, но я не вижу таковых в среднем ценовом сегменте. Мне кажется, the noodle house мог бы стать одним из первых таких заведений. Для нас очень важны продукты, которые должны быть свежими, а также атмосфера, которую мы создаем в наших ресторанах, - дружелюбная, открытая, доброжелательная.

Фил Брод окончил Вестминстерский колледж в Лондоне по специальности «Управление отелями и ресторанами». До своего прихода в Jumeirah Group он занимал позицию генерального директора компании Starbucks на территории Великобритании и Ирландии. Фил также был генеральным директором T.G.I Friday’s в Великобритании и работал на руководящих должностях в Tesco и Pizza Hut, где отвечал за операционное управление и развитие бизнеса. С 2000 по 2006 годы Фил был владельцем и управляющим ресторанов Outback Steakhouse в Великобритании.
Сегодня в сферу ответственности генерального директора Jumeirah Restaurants LLC Фила Брода помимо организации ресторанных концепций формата casual dining входит также управление лицензионными соглашениеми на девять ресторанных брендов британской компании Caprice Holdings, среди которых The Ivy, Annabels и Rivington Grill, их развитие и продвижение на Ближнем Востоке и в Северной Африке (регион MENA).
Одним из интересных брендов, которые представляет мистер Брод, является the noodle house – ресторан для всей семьи, где повара буквально за минуты готовят из свежих продуктов блюда Юго-Восточной Азии на открытом огне на глазах у гостей. Бренд появился в 2002 году, и с тех пор количество заведений выросло до 15 – в ОАЭ, Омане, Египте, Саудовской Аравии, Кувейте, Кипре, Австралии и Катаре. Сегодня бренд продолжает активное развитие: договоры франшизы уже подписаны с партнерами на Ближнем Востоке, в Европе и Азии. Возможно, и мы в будущем сможем увидеть на улицах наших городов ресторанчики the noodle house.
Другие статьи
Смотреть все

С 30 октября по 1 ноября в Екатеринбурге успешно прошли выставки InterFood Ural и FoodTech Ural, объединившие свыше 9...

В рамках Форума «Дни ритейла в Беломорье» (Архангельск, 21 -23 ноября) пройдёт экспертная сессия по теме ...

С 12 по 14 ноября 2024 года Санкт-Петербург стал центром пищевой индустрии, приняв одну из самых ожидаемых выставок г...

Шеф-повар в отеле Four Seasons Hotel Moscow
Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
Вверх