Top.Mail.Ru

Свет на выбор: подбираем освещение под концепцию ресторана

26 Октября 2012
Свет на выбор: подбираем освещение под концепцию ресторана

Правильно подобранное освещение – важный ингредиент рецепта успеха любой концепции ресторана. Оно может либо «высветить» все ее достоинства, либо подчеркнуть все недостатки, продемонстрировав то, что хотелось бы скрыть от посторонних глаз. Именно от освещения во многом зависит атмосфера в зале (деловая или доверительная), работоспособность сотрудников ресторана и даже то, как будет смотреться на тарелке посетителя поданное блюдо. На какие вопросы нужно ответить себе, перед тем как заказывать дизайн-проект?

Яркий свет или полумрак?


Прежде всего, все помещения ресторана должны быть достаточно освещены. Если света недостаточно, то сотрудникам и гостям заведения будет трудно ориентироваться в пространстве. Кроме того, постоянный сумрак на рабочем месте способствует развитию депрессии. Чрезмерная освещенность тоже плоха – она быстро утомляет и может вызвать головные боли. Наиболее комфортными значениями считаются 300-500 люкс для кухни и комнаты сотрудников и 200-350 люкс для коридоров, холлов и прочих помещений, в которых люди не находятся продолжительное время.

При определении необходимой освещенности зала все зависит от типа зала и того, какую атмосферу хочется создать в нем. Если речь идет о залах, которые должны обладать большой пропускной способностью, например, fast food, то света должно быть много (500-700 люкс), т.к. высокая освещенность стимулирует активность и внушает ощущение бодрости. Напротив, если мы хотим создать камерную, доверительную, расслабляющую обстановку, чтобы удержать гостя у себя, то освещенность нужно снизить до 200-300 люкс.
Закладывая те или иные люксы в проект, нужно обязательно учитывать наличие естественное освещение и отражающих поверхностей. Чтобы определить освещенность, можно воспользоваться переносным люксметром, чтобы корректировать ее в зависимости от изменения естественного света – диммером.

Холодный тон или теплый?


Не менее важна и цветность освещения. Благодаря различным типам ламп и разноцветным плафонам можно залить зал ресторана светом практически любого оттенка, однако важно заранее представлять себе, какое воздействие он окажет на цветовую гамму, преобладающую в интерьере. Дело в том, что лампы дневного света окрашивают в холодные тона любую палитру, тем самым придавая дополнительную глубину сине-зеленым цветам и свежесть пастельным оттенкам, но делая безжизненными цвета теплой гаммы. Наоборот, обычные лампы накаливания дают самый уютный, «домашний» свет, обеспечивая общий теплый тон световой заливки. Как и галогеновые лампы они особенно уместны в интерьере, выполненном в красках осени, но «состарят» цвета холодной гаммы.
«Естественное» освещение или театральное?

Залы ресторанов могут создавать атмосферу русской избы, итальянского палаццо, театральных подмостков или заводских цехов, однако с точки зрения дизайна освещения все это многообразие интерьерных решений должно подчиняться оппозиции - естественное/контрастное освещение. Все интерьеры, созданные с расчетом на то, чтобы показать натуральность или природную красоту материалов, с помощью которых они оформлены, попадают в первую категорию. Все те, которые обладают театральной эстетикой или же должны передавать экспрессию и драматизм – во вторую.

Стилистику интерьеров «естественного» типа – залов соuntry style, русских теремов, охотничьих домиков и уютных кафе - лучше всего подчеркивает равномерная световая заливка без резких перепадов освещенности, что достигается с помощью активного использования источников рассеянного света. Для этого могут применяться светильники с матовыми плафонами. При этом стоит учитывать, что чем больше площадь такого плафона, тем выше будет степень рассеивания. Отлично рассеивают свет и аквариумы. Еще один прием создания естественной световой заливки – это использование рефлекции, т.е. отраженного света. В этом случае световой поток направляется не на то пространство, которое необходимо осветить, а на отражающую поверхность чуть поодаль с таким расчетом, чтобы отразившись от нее, он залил светом именно то, что нужно.

В качестве отражающей поверхности могут использоваться зеркала, витражи, фальшь-окна, картины, постеры, инсталляции, декоративная посуда, эффектная мебель, и даже, например, стойка с пирожными. Более того, при использовании рефлекции луч света играет еще одну важную роль – роль указующего перста. Присваивая любому предмету статус арт-объекта, он как бы подсказывает гостям ресторана: «Вот, смотри внимательнее! Это самая большая ценность нашего ресторана!».

Театрализованное пространство создается за счет понижения уровня общей освещенности зала до минимума и активного применения прямых интенсивных лучей света. Благодаря этому возникают сильные перепады освещенности, воспринимающиеся человеческой психикой как нечто экспрессивное, драматическое, вызывающее скрытое напряжение. Такой тип дизайна освещения подходит для залов в стиле модерн или же имитирующих театральные подмостки, всевозможные темницы, «адские кухни», гангстерские притоны и мрачное средневековье. При этом наиболее пугающе в этом освещении выглядят те интерьеры, которые мы привыкли видеть в «естественном» освещении. Этот прием «привычное как страшное» активно используется создателями фильмов ужасов, поэтому если концепция ресторана не предполагает достижения такого эффекта, то дизайн освещения ни в коем случае не должен вступать в противоречие с общей идеей интерьера.

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

шеф-повар ресторана «Баран-Рапан»
Владелица и шеф-повар ресторана Biologie
Шеф ресторана ROZÉ & Dance
Основатель, бренд-шеф Hands neo-bistro, шеф-повар Hands Asian, сооснователь Saiko
Шеф-повар ресторана "Лаффа"
Генеральный директор и соучредитель лейбла Black Star
Топ-менеджер, экс генеральный управляющий TanukiFamily
Шеф-сомелье ресторана "Баран-Рапан"
Вверх