В прошлом номере мы говорили о жизненной важности соблюдения сотрудниками ресторанной кухни санитарно-гигиенических правил. Однако даже если их соблюдать неукоснительно, остается еще одна задача: грамотно выверенная технология уборки. Именно об этом мы поговорим сейчас.
– Концепция соблюдения гигиены в ресторане заключается в том, чтобы не допустить распространения бактерий и обеспечить гигиеническую уборку во всех помещениях (независимо от того, что мы убираем – кухню, торговые залы или туалетные комнаты), – говорит Татьяна Костыгина, ведущий специалист компании «АНТ». – Для этого существуют современные технологии уборки, которые позволяют легко и быстро справиться с любого рода загрязнениями.
Уборка ресторанного комплекса должна быть двух видов: поддерживающая и генеральная. Поддерживающая охватывает работы, выполняемые ежедневно. Генеральная проводится периодически. И в первом, и во втором случаях используются профессиональные средства различного назначения.
– На кухне ежедневная уборка направлена, главным образом, на поддержание в чистоте оборудования, в том числе горячих плит и напольных покрытий, – рассказывает Максим Уваров, начальник отдела уборочной техники и профессиональной химии компании «Лизоформ-СПб». – На кафеле в кухонном помещении после приготовления пищи всегда остается жирный налет, который необходимо вовремя убирать. И жир, и копоть, и застарелые загрязнения отмывает Granit Grill – химическое средство производства немецкой фирмы Kleen Purgatis.
Скорость уборки в ресторане принципиально важна, ведь чаще всего на кухне нет специального оператора клининга – ее убирает тот, кто меньше всего занят. А таких фактически не бывает, каждый сотрудник на счету. Именно поэтому специалисты советуют использовать в заведениях общепита профессиональную, узконаправленную химию – например, химические средства, представляемые на рынке компанией «Лизоформ».
Но помимо химии, для качественной уборки ресторана необходим также профессиональный инвентарь.
По Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям общественного питания, введенным в действие на территории РФ 1 февраля 2002 года, в каждом цехе должно быть свое необходимое уборочное оборудование.
– Современные производители стараются изыскать возможность его быстрого различения, чтобы сотрудники соседних производств не путали ведра и швабры друг друга, – объясняет Татьяна Костыгина. – Например, известная немецкая компания UNGER предлагает уборочный инвентарь с преимуществом визуальной кодировки: он обозначается разными цветами. Цветовая кодировка позволяет без труда упорядочить инвентарь по соответствующим зонам принадлежности, а главное – эта система препятствует переносу бактерий между зонами с высокой и малой бактериологической активностью. Применение такой системы способствует созданию здоровой гигиенической атмосферы в ресторане, что всегда благотворно отражается на сотрудниках и посетителях. Цветовая кодировка также обеспечивает управляющим ресторана возможность контроля за деятельностью каждого сотрудника и позволяет предотвратить ошибочное применение инвентаря.
В Европе давно уже не пользуются обычными ведрами, швабрами и тряпками, которые до сих пор встречаются в наших заведениях. Это считается непрофессиональным оборудованием, негигиеничным, ведь тряпку приходится отжимать руками, а ведро таскать за собой.
– Мы советуем обратить внимание на уборочные технологии немецкой компании VERMOP, – говорит Максим Уваров. – Сегодня и у нас внедряется новая европейская моп-система, где весь инструмент разработан так, чтобы человек, занимающийся уборкой, имел минимальные соприкосновения с грязью. Моп отжимается механизированно, поэтому оператору клининга не нужно прикасаться к нему. Одного мопа достаточно для уборки площади в 20 кв. метров – ресторанные цеха обычно ее не превышают. Да и сами мопы могут быть разные – предназначенные для уборки в течение дня впитывают больше влаги, сразу же вытирая насухо любую поверхность. Вместо обычного ведра используется 1-ведерная тележка, оборудованная специальным успокоителем – защитной решеткой, где оседает грязь.
Кроме того, для уборки пола используются щетки для подметания и оттирки, сгоны для удаления влаги. Щетки могут быть различной степени жесткости, с длинным или коротким ворсом. Сгоны представляют собой держатель с лезвием из резины и ручкой. Они удаляют влагу и сухие мелкие загрязнения с любых поверхностей пола и стен.
– В ресторанах сотрудники, отвечающие за уборку помещений, часто не обращают внимания на чистоту швов, – говорит Максим Уваров. – У нас есть специальная щетка, прочищающая швы между плитками на полу, с жестким ворсом.
Для удаления сильных загрязнений применяются губки с разным абразивным слоем: с белым, к примеру, предназначены для мягкой очистки поверхностей, с черным – для снятия въевшихся загрязнений с нечувствительных к абразиву поверхностей.
Специалисты обращают внимание на микроволоконные салфетки, вытирающие любые поверхности, не оставляя разводов и ворса. Они значительно сокращают расходы химических средств и при правильном уходе долго служат. Особенностью салфетки Textronic, например, является то, что после уборки с ее помощью на поверхности еще долго не будут оставаться следы. Эта салфетка пригодится и для уборки туалетных комнат.
– В санитарных зонах должен обязательно использоваться отдельный комплект уборочной техники, – подчеркивает Максим Уваров. – Рекомендуем ведра Мини-аква и 1-ведерные тележки. Тележки могут быть и 2-ведерные, но их выбор зависит от места хранения инвентаря: часто для этого предусмотрено столь малое помещение, что такая тележка просто туда не поместится. Из химии интересно средство для уборки сантехники, способное удалять даже сильные известковые отложения, – Premium номер 1 Plus, а также двухфазные чистящие таблетки.
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...