Top.Mail.Ru

Роман Иванов. Компания Mr. Murka. Счастливый бармен в культовом фартуке: история компании Mr. Murka

07 Мая 2025
Роман Иванов. Компания Mr. Murka. Счастливый бармен в культовом фартуке: история компании Mr. Murka

О том, как «гаражное» производство спецодежды для профессионалов сформировало свой уникальный имидж в Санкт-Петербурге и вышло на международный уровень, а также о том, что для этого потребовалось, рассказал основатель компании Mr. Murka Роман Иванов.

Название Mr. Murka звучит достаточно необычно для бренда спецодежды.

– Нам часто в интервью задают этот вопрос. Сначала у нас не было никакого названия, потому что всё началось достаточно спонтанно. Мы с моим другом Николаем Киселёвым ехали в маршрутке на день рождения к нашему товарищу, и он мне с жаром рассказывал, как посетил недавно выставку в Берлине, где увидел много крутой и интересной спецодежды, которой на тот момент у нас в стране попросту не было, в том числе и фартуки для барменов. Он сам работал барменом и хорошо понимал роль качественной рабочей одежды, аксессуаров для барной индустрии и барной культуры в широком смысле, которая в Петербурге тогда только-только зарождалась.

Я тогда занимался фотосъёмкой, и у меня было своё небольшое рекламное агентство.

Послушав Николая, я загорелся и предложил ему попробовать открыть своё производство спецодежды здесь, запустить совместный проект. Мы пошли на Апрашку (знаете, Апраксин Двор, местный Черкизон), купили там хорошую джинсовую ткань. Первым нашим клиентом в декабре 2013 года стал бар «Арка» на Большой Конюшенной, мы им продали 10 фартуков. И так, заказ за заказом, без привлечения каких-либо инвестиций мы понемногу стали расти. Сначала шили у себя дома, потом появилась маленькая мастерская, потом – большая. Сейчас это производство на площади в 550 квадратных метров, где работают 15 швей, которое можно при необходимости быстро промасштабировать в 2–3 раза.

Что касается бренда, то мы хотели, чтобы это было что-то тёплое, человечное, неформальное. Надо понимать, что Питер в принципе очень «кошачий» город. Ну, и нам хотелось создать какого-то своего героя, который и в России, и за границей воспринимался бы одинаково хорошо. К тому же котиками тогда был переполнен весь интернет.

Мурка – это кошка или кот?

– Мурка может быть и кошкой, и котом. У нас это кот, очень культурный, в пенсне и цилиндре, он стал логотипом, который мы ставим на ярлыках нашей продукции. Но для того, чтобы название органично заходило и в русском, и в английском, пришлось сделать его Мистером Муркой.

Начав работать с фартуками для баров, мы со временем переключились на рестораны и кафе и занялись формой для официантов, а потом и поваров. Но флагманом в нашем ассортименте и по сей день остаётся фартук. Наши фартуки ценят профессионалы, которые работают в самых разных сферах: бармены, кузнецы, татуировщики, художники, гончары. Продолжать можно долго.

Что такого особенного в ваших фартуках?

– В фартуках, как и во всей остальной одежде, которую мы производим, главное – то, что, в отличие от других производителей, мы не копируем чьи-то находки. У нас ведь как – все смотрят на Европу как на законодателя или черпают идеи из Pinteres t и стараются копировать лучшие образцы.

У нас с самого начала был другой подход: мы создавали свой продукт, российский, петербургский. Мы со своими партнёрами добились довольно серьёзных результатов, разработали собственные уникальные лекала, крепления, даже фурнитуру.

Мы с самого начала были настроены не копировать Европу, а, наоборот, поставлять туда нашу продукцию. Например, в 2019 году мы участвовали в девяти выставках в Европе: Париж, Амстердам, Лиссабон, Антверпен и так далее.

Конечно, в России наша продукция тоже расходится очень широко – от Калининграда до Южно-Сахалинска, и, я думаю, именно потому, что это оригинальный продукт. Мы никого не копируем.

В каких странах у вас были самые большие продажи?

– Раньше больше всего покупали в Германии, Франции, странах Балтии. Сегодня у нас покупают в Китае, в Арабских Эмиратах, в Саудовской Аравии. Продажи в Европе снизились из-за того, что сильно усложнилась логистика. К тому же нас подвели программисты, с которыми мы работали, и в результате мы потеряли свой многоязычный сайт, собираемся его перезапускать.

Какая доля продаж приходится на заведения общественного питания?

– Близко к 100%, я бы сказал, 98%. Не то чтобы мы приостановили разработку одежды для других профессий, просто больше фокусируемся на сегменте HoReCa, тем более что у нас в стране эта отрасль сейчас явно переживает подъём.

Обращаются ли к вам крупные компании, которые озабочены имиджем своего персонала?

– РЖД пока не приходил (смеётся). Но у нас был интересный опыт с алкогольными компаниями, которым мы создавали и айдентику тоже.

Мы когда-то с моим партнёром шутили, что наша мечта – одеть дворников всей страны. В царское время, если знаете, все дворники были в белых фартуках, и эти фартуки демонстрировали чистоту на их участках. Такой заказ мы бы взяли с удовольствием.

Но вообще, должен заметить, что мы работаем с любыми партиями, от одной штуки. Мы сознательно выбрали этот подход, чтобы пропагандировать возможность максимальной кастомизации под клиента, под его заведение, создавая его собственный стиль. И мы видим, что многие кафе и рестораны с удовольствием такой возможностью пользуются.

Некоторые предметы из вашего ассортимента выглядят как дизайнерская одежда. Я легко могу себе представить человека, который так одет, у которого такие аксессуары, – как он просто идёт по улице или едет за город на пикник.

– На самом деле это часть нашей концепции или, если хотите, философии нашего проекта. После того как мы несколько лет шили фартуки из однотонных тканей, нам захотелось разнообразия. Мы разработали ряд моделей для тканей с принтами. Первый принт был с черепами и агавой – мексиканские мотивы.

Мы начали работать с художниками из Питера и других городов. Для многих клиентов было важно, чтобы ткани были натуральными, и мы научились печатать на них, в том числе на хлопке. Это достаточно сложный технологический процесс: важно, чтобы рисунок не потерял яркость со временем. Сегодня это наше ноу-хау. Используем мы, конечно, и синтетику.

Насколько дорого обойдётся клиенту такой единичный предмет?

– Очень сильно зависит от того, что именно он хочет. Приведу в пример недавний кейс, когда к нам пришёл товарищ с фотографией японской гравюры. Мы это изображение улучшили с помощью ИИ, увеличили его разрешение и чёткость, чтобы сделать качественный принт. То есть он потратил 3000 рублей именно на то, чтобы нужным образом подготовить изображение, и ещё примерно столько же за само изделие.

Для уникальной вещи, качественной и существующей в мире в единичном экземпляре, это, в общем, недорого. Мы не стараемся окупить за счёт одного изделия работу с такими клиентами, поскольку понимаем, что, во-первых, он придёт к нам снова, а во-вторых, приведёт ещё и других, которых заинтересует эта необычная одежда.

Конечно, у нас есть и серийная продукция, для которой мы с нашими художниками сами подбирали принты, стараясь отразить наше время.

За счёт чего ещё вы конкурируете с другими производителями, кроме собственно оригинальных моделей?

– Можно говорить о том, что у нас фасон лучше или крепление, карманы удобнее или в целом более износостойкий материал. Многие наши фартуки живут по шесть-семь лет, не теряя своего приличного внешнего вида. Но в ресторанном бизнесе, как показала практика, это не всегда важно, потому что в среднем 70% заведений закрываются всего через три года, а потом на их месте возникают другие.

Важнее, мне кажется, что мы даём заведению узнаваемость через качественные принты, через особый стиль, это далеко не все могут повторить так, чтобы печать не выглядела дёшево. Зайдите в магазин ткани. Почти все рисунки, которые вы увидите, будто бы с Shutterstock. Они очень векторные, в них нет души, а мы-то работаем с настоящими художниками. Изначально это картины, акварель или масло, живопись, они остаются и висят у нас в мастерской. У каждого художника своя техника, и с кем-то из них мы работаем по многу лет. Некоторые за это время стали популярными, и то, что они сделали для нас 5 лет назад, сегодня стоит уже достаточно больших денег. Получается, что растёт и художественная ценность этих принтов. Какие-то из них мы планируем выпускать ограниченными сериями, чтобы подчеркнуть уникальность.

Ну, и напоследок замечу, что мы, как говорится, своих не бросаем. С каким бы необычным запросом к нам владелец заведения ни пришёл, мы выложимся на все сто, чтобы он получил то, о чём мечтал. Мы никогда не говорим клиенту «нет», а всегда стремимся разобраться, как это можно сделать.

Разумеется, есть и ограничения. Если клиент, по нашему мнению, собирается совершить ошибку, например изменить фасон в сторону меньшей функциональности – поставить неудобный карман или настоять на пошиве из некачественной ткани, мы будем настаивать, чтобы он этого не делал. В своих моделях мы уверены – в них персонал будет чувствовать себя комфортно, работать будет удобно. Он сам себе будет нравиться, а ведь это очень важно для человека – и для повара, который к гостям почти никогда не выходит, и для бармена, который в центре внимания. Сотрудники видят себя в зеркале и друг друга на рабочем месте. Так пусть они получают удовольствие от того, что они видят, испытывают радость, ведь это тоже часть атмосферы в заведении.

Кто ваш идеальный клиент?

– Я бы условно разделил наших клиентов на два типа. Один – это практики, которые ценят удобство и долговечность. В плане качества мы никогда не шли на компромисс. Многие нас в разное время уговаривали снизить себестоимость за счёт использования более простых и дешёвых материалов или фурнитуры, но мы оставались непреклонными. Мы снижали себестоимость за счёт того, что закупали сырьё всё большими партиями. Сначала это были тридцать метров ткани, потом тысяча, потом сорок тысяч. То же самое и с фурнитурой, которую мы сейчас заказываем большими партиями уже по своим собственным эскизам.

Ещё вот что хочу заметить, хотя об этом, может, говорить и не стоит. Мы на свои фартуки десять лет не меняли цену, для меня это был принципиальный момент. Стоимость материалов понемногу росла, а мы держали 1500 рублей. Только в 2023 году я позволил себе поднять цены, потому что все резервы экономии уже оказались исчерпаны. Мы не трогали отпускные цены ещё и потому, что до 2020 года и так непрерывно росли и по объёмам, и по обороту.

Второй тип клиента, как бы это сказать… Вы, наверное, обращали внимание, что в Петербурге очень много оригинальных, неповторимых, концептуальных заведений. Так вот их владельцы и управляющие – это как раз наш тип клиента. Это люди с развитым вкусом, которые не хотят быть ни на кого похожими. Эти люди очень внимательны к деталям, внимательны к себе, к своим сотрудникам. Они создают в своих заведениях такую атмосферу, что там не только гостям хорошо, но и персоналу нравится работать. Условно говоря, они ориентированы не на масс-маркет типа бургеров или шаурмы. Хотя… (улыбается).

Расскажу вам одну историю, чтобы проиллюстрировать, как это иногда работает. Однажды мы участвовали в тендере. Его проводил отель Hilton, который находится у нас в СанктПетербурге, в Экспоцентре. Нужно было показать образцы тканей, а везти их с собой было бы тяжело, потому что у нас их очень много. Я пригласил управляющего – помню, увы, только имя – Франсуа – приехать к нам в мастерскую, чтобы посмотреть образцы на месте. Он приехал и поразился.

Обычно, швейный цех – это длиннейшие столы, за которыми сидят множество швей, в общем, фабрика. Всё заточено под производительность, о том, как человек себя ощущает, никто особо не думает. А у нас это больше похоже на офис типа open space, где у каждой швеи – свой закуток, совершенно другая концепция. Изначально мы были не про деньги и эффективность, а про отношение – к себе, друг к другу, к своему делу, к своей продукции. Благодаря такому подходу к делу мы этот тендер и выиграли.

Как вы продвигаете свою продукцию?

– Основной наш канал — это «сарафанное радио». Мы начинали с одного бара. Один бармен рассказал другому, тот – своим друзьям. И пошло-поехало. Потом мы стали участвовать в выставках, в основном для того, чтобы поддерживать эффект сарафанного радио, чтобы люди могли посмотреть и потрогать, пообщаться с нами и рассказать остальным.

Этот канал связан с лидерами мнений. Мы разрабатываем какой-то концепт под того или иного человека, который иногда просто дарим ему, и он с удовольствием об этом рассказывает в своих профессиональных аккаунтах, на блогплатформах или в социальных сетях. В этом году подумываем о том, чтобы и самим публиковаться в СМИ, заниматься этим системно, а не просто ждать, когда они сами к нам придут, как это иногда случалось раньше.

Бывало у нас такое, что в аэропорту случайно находишь журнал, который лежит на сиденье перед тобой, а там – статья о «Мистере Мурке», хотя никакой журналист оттуда с нами даже не связывался.

Будем участвовать и в некоторых российских выставках, а на следующий год, если получится, планируем несколько зарубежных. Поддерживаем мы и свои соцсети, а также скоро перезапускаем обновлённый сайт.

Вообще, по прошествии стольких лет пора создать большой отдел продаж и отдел маркетинга. Мы задумались об этом с моим новым партнёром Валентином Микляевым, который выступает, по сути, ещё и ментором, помогая масштабировать бизнес. Но это никак не отменяет нашего изначального подхода – мы работаем для мастеров своего дела, профессионалов, которые являются фанатами того, что они делают, точно так же, как и мы сами.

Если бы у вас была возможность обратиться к управляющим и владельцам всех баров, кафе и ресторанов страны, о чём бы вы хотели сказать им?

– Отвечу так: у нас в социальных сетях есть такой хештег «#всемдержатьсявместе». Для нас он принципиален, поскольку определяет любые наши взаимоотношения – и с коллегами, и с партнёрами, и с сотрудниками, и с поставщиками, и даже с конкурентами. Это помогает понять, какие решения принимать, куда идти, а главное – не забыть, для чего ты занимаешься своим делом.

Беседовал Юрий Тимошенков

+7 (963) 249-49-04
Санкт-Петербург,
Ломаная, 11
store@mrmurka.ru
https://mrmurka.ru
vk.com/murkaaprons

Другие статьи
Смотреть все

23 и 24 августа в «Никольских рядах» состоится масштабный гастрономический фестиваль «Да, Шеф!&raqu...

Международный форум Neva Buyers Week приглашает профессиональных участников рынка Horeca на крупнейшую специализирова...

С 2 по 7 июня 2025 года на Курорте «Красная Поляна», Уровень 960, в закрытом городе Gastreet City прошёл ...

Ресторатор, руководитель UPSKILL Group, эксперт-практик в HoReCa, бизнес-тренер, консультант
Профильный специалист/руководитель
Бренд-шефа ресторанов AquaTerra и Benuar, владелец двух краснодарских ресторанов: «The Печь» и «Угли-Угли»
 Сыродел, фермер
Шеф-бартендер и совладелец бара "Сон Менделеева" (Москва), бар-ресторана «Сон» (Санкт-Петербург), шеф-бартендер VASILCHUKI Chaikhona 1
Бренд-шеф иркутского ресторанного холдинга Red Rock
Бренд-шеф AgalarovRest Кирилл Бергер (Mela, Peach, Chin·Chin)
Ресторатор, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Вверх