Top.Mail.Ru

Илья Милоданов. Шеф-технолог. Блюдо как бизнес-продукт: создаём летнее предложение, которое принесёт прибыль

07 Мая 2025
Илья Милоданов. Шеф-технолог. Блюдо как бизнес-продукт: создаём летнее предложение, которое принесёт прибыль

Лето – время, когда рестораны и кафе обновляют позиции в своих меню и создают новые рецепты. Гости хотят лёгкости, свежести и ярких вкусов, а владельцы заведений стремятся быть актуальными и соответствовать сезону. Однако успех зависит не только от креативности шефа, но и от умения превратить блюдо в эффективный бизнес-продукт. Как совместить гастрономическую эстетику с экономической логикой? Разберёмся в ключевых критериях.

РЕСТОРАН – ЭТО БИЗНЕС, А БЛЮДО – БИЗНЕС-ПРОДУКТ

Для гостя блюдо – это вкус, эмоции, атмосфера. Для ресторатора – продукт, который должен приносить прибыль, соответствовать стратегии и концепции заведения и удерживать лояльность аудитории.

Каждая позиция в меню должна работать на три фронта: удовлетворять запросы гостей, вписываться в операционные процессы кухни и приносить прибыль в соответствии с бизнес-моделью.

Летний сезон лишь усиливает эти требования: меняются предпочтения гостей, растёт конкуренция, а сезонные продукты диктуют новые условия для калькуляции. Чтобы не упустить возможности, важно учитывать ключевые принципы в построении летнего предложения.

СЕЗОННОСТЬ: МАКСИМУМ ВЫГОДЫ ИЗ ИНГРЕДИЕНТОВ

Лето – хорошее время для снижения себестоимости и повышения привлекательности блюд. Сезонные продукты становятся доступнее, а их использование в меню воспринимается гостями как преимущество и отвечает трендам.

Ограниченное сезоном, а также уникальное предложение формирует спрос и подталкивает к повторным визитам.

ВКУС: БАЛАНС МЕЖДУ НОВАТОРСТВОМ И ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬЮ

Вкус – главный драйвер повторных продаж. Но здесь кроется парадокс: слишком смелые сочетания могут отпугнуть консервативную часть аудитории, а банальные вкусовые вкусовые сочетания не позволят выделиться на фоне конкурентов. Решение – в сегментации.

Важно, чтобы 70% блюд оставались в «зоне комфорта» целевой аудитории, но при этом обладали особой идентичностью, а 30% позволяли удивлять. Проведите анализ: если новинку заказывает каждый третий гость – вы на правильном пути.

ЦЕНА: КАК НЕ ПРОДЕШЕВИТЬ И НЕ ПЕРЕОЦЕНИТЬ

Ценообразование – это диалог с гостем. Завышенная цена вызовет дискомфорт, заниженная – подорвёт прибыль.

Не делайте большие, тяжёлые блюда. Небольшой вес позволит гостю не переедать в жаркое время и снизит себестоимость блюда.

Цена должна быть в рынке того сегмента, в котором находится гастропроект, соответствовать ожиданиям гостя и быть оправданной с точки зрения ингредиентов, вкусов и визуальной подачи, а маржа должна соответствовать бизнес-модели.

Цена на сезонные позиции может быть выше, но только если гость видит ценность. Вкус, уникальность и качество ингредиентов должны оправдывать ожидания.

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ: КОГДА КУХНЯ РАБОТАЕТ КАК ЧАСЫ

Блюда для меню должны разрабатываться с учётом возможности кухонного пространства, оборудования и квалификации поваров.

Не стоит вводить технологично сложные блюда, если кухня ограничена в возможностях, а персонал не справляется. Сложность меню должна соответствовать производственным возможностям, если меню перегружено сложными или не продуманными позициями, это приведёт к долгому ожиданию, ошибкам и недовольству гостей.

КОНКУРЕНЦИЯ: АНАЛИЗ И ТОЧКА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Важно не просто добавить сезонные продукты, а создать уникальное торговое предложение – блюда, которые будут выделять вас на фоне конкурентов. Но помните: уникальность не должна противоречить идентичности заведения. Стейк-хаусу не стоит гнаться за веганскими трендами, а концепции healthy food – за жареными деликатесами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: БЛЮДО КАК ФОРМУЛА УСПЕХА

Летнее меню – это не просто список блюд, а инструмент бизнеса. Сезонность, вкус, цена, технологичность и конкурентоспособность – пять переменных, которые определяют, станет ли блюдо хитом или балластом. В конце концов, кулинария – это бизнес, где вдохновение должно сочетаться с цифрами.

Другие статьи
Смотреть все

Пока гости наслаждаются ужинами в любимых местах, в ресторанной индустрии идёт своя, невидимая большинству, работа. Р...

Ни для кого не секрет, что для большого количества соискателей (особенно это касается поколения Z, представителей мол...

В числе победителей — The Carlton (Moscow), Гранд-кафе «Dr. Живаго» и Мемориальная квартира А. С. П...

Заметитель директора направления баров финтес-клубов xfit
Бартендер, ресторатор, совладелец бара El Copitas, сооснователь и идеолог ресторанной группы Follow the Rabbits, а также таких проектов, как Paloma Cantina, Tagliatella Caffe, Sangre Fresca, Nola, «Пища династии Минь».
Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Вверх