Top.Mail.Ru

Артём Сёмин / «Бизнес Телепорт». Цифровое гостеприимство – будущее успешного бизнеса

07 Июня 2025

Виртуальный 3D-тур по отелю с цифровым аватаром-экскурсоводом – уже реальность. Эпоха цифровизации и искусственного интеллекта трансформирует сферу гостеприимства, предлагая гостям принципиально новые сервисы. О том, как инновационные ИТ-решения помогают создавать комфорт и выводят бизнес на новый уровень, журналу «Ресторановед» рассказал Артём Сёмин, владелец компании «Бизнес Телепорт».

АРМЕЙСКАЯ СЛУЖБА КАРДИНАЛЬНО ИЗМЕНИЛА КАРЬЕРУ

Артём, расскажите, как начинали свой бизнес в сфере гостеприимства? Что послужило основным драйвером?

– Всё началось в 2020 году. Вместе с братом и двумя бизнеспартнёрами мы работали в секторе недвижимости, создавали виртуальные туры для показа квартир, загородных домов, апартаментов. Но в разгар пандемии попали в сферу гостеприимства. Мы получили предложение о сотрудничестве от гостиницы «Резиденции Москвы», которая тогда столкнулась с необычной задачей. В гостинице более 80 апартаментов, каждый из которых отличается уникальным интерьером, обстановкой, площадью. На тот момент им потребовались подробные 3D-туры по этажам и номерам гостиницы, чтобы потенциальные гости с любого конца света могли зайти на их ресурс с помощью цифрового устройства, виртуально прогуляться по гостинице, выбрать понравившийся номер и забронировать его. Мы оперативно отсняли более 30 апартаментов, разместили на ресурсе, и благодаря этой услуге одна из гостиниц Москвы имеет максимальную загруженность по сей день.

Чем вы занимались до прихода в индустрию гостеприимства и виртуальных технологий? Какое у вас образование? Кем работали?

– Сразу после школы, где в старших классах получил базовые знания экономики и бухгалтерского учёта, поступил в Университет Российской академии образования (УРАО) на факультет информационных технологий (ФИТ) на специальность «Математические методы в экономике». С первого курса учёбу совмещал с работой в консалтинговой компании, где за пять лет вырос до старшего бухгалтера. На момент окончания университета был хорошо обеспечен: имел собственный автомобиль, мог себе позволить отдыхать за границей несколько раз в год и т.д. Когда пришло время обновить загранпаспорт, что можно было сделать только через военкомат, решил честно пройти военную службу. Волею судьбы попал в учебный центр железнодорожных войск. Служил в спецроте механиком телефонного отделения засекречивающей аппаратуру связи (ТЛФ ЗАС). Мне сразу дали звание ефрейтора. Служба была непростой, но очень интересной. После армии уже не было желания вернуться в коммерцию. Устроился на службу в правительство Москвы, в Департамент жилищной политики, где стал помощником руководителя управления. Через два года мне предложили потрудиться в администрации президента Дальневосточного федерального округа. Полтора года работал на Сахалине, потом в Магадане с регулярными командировками по всему Дальнему Востоку. А затем по семейным обстоятельствам вернулся в Москву, где стал помощником депутата Государственной Думы.

В какой-то момент захотелось создать свой бизнес. Причём не просто успешный стартап, который можно было бы в последствии выгодно продать, а превратить его в семейный бизнес. Собственно говоря, в этот момент родилась компания «Бизнес Телепорт».

ПУТЬ К ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Вы прошли достаточно интересный путь от госслужащего до основателя компании в сфере искусственного интеллекта. Как пришли к искусственному интеллекту (ИИ)?

– История началась с банальной ситуации. При продаже собственной квартиры приходилось часто менять свои планы ради её показа потенциальным покупателям, которые могли и не приехать в назначенное время, или отказаться в последний момент. Это длилось примерно полгода, при том, что продажная цена жилплощади была ниже рыночной цены. Начал думать, как сделать так, чтобы на показ приезжали только «тёплые» клиенты, уже готовые приобрести объект. Наткнулся на технологию Matterport, которая используется для создания 3D-моделей и виртуальных туров по различным объектам. Она позволяет сканировать локации, измерять не только высоту потолков и размер площади объекта, но даже параметры предметов, которые в нём находятся. Чтобы 3D-тур по квартире не был обезличенным, мне пришло в голову создать свой цифровой аватар, который мог презентовать объект не только в рамках тура, но и на видеороликах. И мне это помогло продать квартиру менее чем за две недели. Агентства недвижимости меня закидали вопросами, как я это сделал, и предложили сотрудничество. Мы посчитали экономику, и в результате поняли, что показы загородной недвижимости обходятся компаниям гораздо дороже, чем создание 3D-тура, благодаря которому риелтор просто отправляет ссылку на объект потенциальному клиенту и получает от него ответ. Это важный аспект не только для агентств недвижимости, которые не тратят ресурсы на холостые показы, но и для клиентов из отдалённых регионов, желающих приобрести жильё в той или иной локации.

САНКЦИИ КАК МОТИВАЦИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННОГО ПО

А что было дальше? Как развивали бизнес?

– Мы решили не останавливаться на достигнутом и пойти дальше наших конкурентов. Дело в том, что программное обеспечение и технологии, на которых мы начинали работать, были американскими. И после ввода санкций они перестали функционировать на территории РФ: сначала отключили платёжные системы, а после и вовсе удалили нас с серверов. Чтобы стать независимыми, мы создали своё программное обеспечение, приобрели собственные серверы, которые расположены на территории России, и уже в этом поле стали развиваться самостоятельно. Но мы и на этом не остановились. Например, в Китае очень модно на сайтах отелей или ресторанов размещать цифровых аватаров в образах мультяшных персонажей, с помощью которых можно изучать реальное пространство в виртуальном формате. Мы одумали, почему бы не придать аватару натуральный человеческий облик, не создать цифрового клона, двойника, чтобы потенциальному гостю было более приятно и комфортно изучать пространство в его компании. Например, в Page 20 Aparthotel 4*, что на Новом Арбате в Москве, в виртуальном 3D-туре гостей встречает его прекрасная хозяйка Сюзанна Мартиросян. Для решения этой задачи мы создали её цифровой аватар, который общается с гостем на всех языках мира. Цифровой двойник настолько органично вписан в презентацию проекта, что создаётся полное впечатление прямой трансляции демонстрации отеля. Наша технология точно воспроизводит внешность, мимику, жесты и даже голос человека, сохраняя его уникальные черты. Благодаря инновационным технологиям и нашим авторским разработкам цифровая Сюзанна сегодня очень успешно работает в виртуальном пространстве своего отеля.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД И КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РАСШИРЯЮТ ВОЗМОЖНОСТИ

Получается, что творческий подход помогает находить интересные решения и ведёт к развитию компании?

– Совершенно верно. Сегодня я осознаю, что мой опыт государственной службы, знание региональных особенностей и владение цифровыми технологиями позволили сформировать уникальный набор компетенций. Это помогло выработать эффективный подход к экономике и управлению процессами на всех этапах. Кроме того, работа на своём программном обеспечении даёт независимость и открывает новые возможности. Те, кто использует западные технологии для цифровизации, продаёт инструменты с ИИ, не осознают степень риска. Мы живём в таком мире, где всё это может стать для нас недоступным в любой момент. Своё программное обеспечение расширяет возможности в части хранения базы данных и наделяет правом нести ответственность перед клиентами. Это комплексное решение от разработчиков до маркетологов, инновационный подход к решению задач и, конечно же, информационная безопасность, которые сопровождают клиента на каждом этапе деятельности. А потом запросы наших клиентов постоянно расширяют наш инструментарий. К примеру, был клиент, который не хотел, чтобы его тур хранился на наших серверах, ежемесячно оплачивать абонентскую плату и т.д. Клиенту было важно, чтобы информация хранилась на его хостинге. Мы эту задачу успешно решили. Теперь мы имеем возможность создавать туры, наполнять их согласно ТЗ, отдавать их с нашим ПО клиенту для выгрузки и хранения на его хостинге. Таким образом, у клиента всегда есть выбор. Мы стараемся найти решение для каждого клиента, предоставить ему пул услуг по созданию и разработке сайта, мобильного приложения, 3D-тура, цифрового аватара, прокачать карточки компаний на онлайн-картах, чтобы они быстрее и эффективнее индексировались и т. д.

ПОНИМАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЗАКАЗЧИКА – КЛЮЧ К ЭФФЕКТИВНОСТИ

Много ли сегодня клиентов из отельного бизнеса, ресторанов?

– Если брать статистику по России, то с нами сотрудничают порядка 50 отелей. А в целом в Европе, ОАЭ, США создали более 500 3D-туров для отелей, ресторанов, других бизнес-сфер. Всё зависит от запросов клиентов, их потребностей, что они хотят получить в результате. К примеру, в Page 20 Aparthotel 4* мы сделали один 3D-тур, который позволяет прогуляться по всему отелю. В некоторых отельных объектах представлено несколько 3D-туров по категории номеров с переходами из одного тура в другой. Чтобы читателю было понятно, поясню, что эта история похожа на разработку сайтов. Бывает так, что заказчик интуитивно понимает, что он хочет увидеть, получить в результате, но не всегда может сформулировать техническое задание (ТЗ) правильно. Мы, как специалисты в данной области, сразу понимаем, что для клиента будет более рационально и эффективно – расширенный или сокращенный тур с переходами, единый тур или для него стоит подобрать другие решения. На базе его желаний, потребностей, наших знаний и понимания мы формируем ТЗ, проектируем, разрабатываем концепцию самостоятельно и утверждаем её непосредственно с заказчиком, чтобы получить эффективный результат.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ – ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА

Существуют ли цифры эффективности 3D-туров?

– Есть общая статистика по всем клиентам, с которыми мы находимся в режиме обратной связи. И могу уверенно сказать, что в среднем 3D-туры приносят 28 % к прибыли. К примеру, к нам обратился шоурум по продаже грилей. За первую неделю после размещения 3D-тур не просто окупился, а сделал им выручку в 3 раза больше, чем в него вложили. В Page 20 Aparthotel 4* первоначальная загрузка была 55 %. После внедрения тура статистика выросла до 85 % и держалась на этом уровне больше полугода. Философия 3D-туров отлично встраивается в современные инструменты маркетинга: их можно совмещать с таргет-рекламой, открывать через QR-код, интегрировать в другие ресурсы. Современный человек привык к виртуальной реальности и получает вау-эффект от такой возможности знакомства с объектом.

ЦИФРОВОЙ АВАТАР КАК ИНСТРУМЕНТ ПОМОЩИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Мы знаем, что для Бутик Апарт отеля «Окно» 4* и Page 20 Aparthotel 4* вы разрабатываете уникальный сервис для бронирования номеров. Расскажите об этом подробно.

– На фоне нашей деятельности возникла идея интегрировать первый в мире чат-бот в телеграм-канал отеля, который будет представлять цифровой аватар его владелицы Сюзанны Мартиросян. Чат-бот позволит погрузиться в любой апартамент и забронировать его. Цифровой аватар Сюзанны будет укомплектован всей необходимой информацией об отеле, категориях номеров, услугах, достопримечательностях локации и т. д. Цифровой аватар будет задавать вопросы потенциальному гостю на разных языках мира в онлайн-режиме, чтобы подобрать в системе и предложить комфортные даты и условия для бронирования номера и проживания в отеле. Запуск проекта планируется уже в конце мая 2025 года. Цифровой аватар в этом проекте – это яркий пример того, как ИИ выступает не в качестве замены человека, а как технологичный современный инструмент помощи в организации предприятия, в данном случае отеля. Цифровой двойник активен, доступен, оперативен 24/7. Такой инструмент даёт уникальность в инновационном сегменте онлайн-гостеприимства, цифрового гостеприимства.

СИНЕРГИЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ КАК СИНОНИМ ЭФФЕКТИВНОГО БИЗНЕС-РАЗВИТИЯ

Пандемия стала катализатором изменений в мире, запустив процессы взаимопроникновения разных сфер бизнеса. К примеру, отельный бизнес сегодня тесно связан с туризмом. И Page 20 Aparthotel 4* не просто предоставляет высокий сервис постояльцам отеля в частности, но и гостю столицы в целом. Эту историю гармонично дополняют цифровые решения. Как вы относитесь к универсальному предпринимательству, разделяете ли его принципы и реализуете ли на практике?

– В рамках отельного проекта Бутик Апарт отеля «Окно» 4* мы планируем реализовать цифровые музеи. Гости с помощью очков виртуальной реальности смогут зайти в любой музей Москвы, познакомиться с выставочными экспозициями. Где-то будет свободный доступ, где-то за онлайн-экскурсию будет взиматься символическая плата. Кроме того, у Сюзанны Мартиросян огромный опыт работы с VIPгостями, где высокий сервис включает конфиденциальность, которую как раз способен предоставить ИИ. В апреле нынешнего года Сюзанна стала соучредителем компании «Бизнес Телепорт» и является официальным лицом, которое представляет наши услуги в отельной и ресторанной сферах. Вы правильно сказали: мир меняется. И нам важно не просто идти в ногу со временем, а постоянно развиваться, для того чтобы всегда оставаться на шаг впереди конкурентов. Наш тандем с Сюзанной Мартиросян – это яркий пример того, как синергия успешного, грамотного отельера и ИТ-специалиста приводит к эффективному стремительному развитию. Мы живём в такое время, когда на рынке появляется много продуктов с ИИ, цифровых продуктов, что грех не применять их в той или иной сфере деятельности: в недвижимости, в HoReCa и т. д.

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ БЫСТРОЙ РАСКРУТКИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Как вы видите ближайшее будущее сферы гостеприимства: отельного бизнеса, ресторанов? Какие решения рекомендовали бы внедрять несетевым и сетевым проектам, франшизам?

– Идея чат-бота в телеграм-канале очень эффективна. У нас были клиенты, которым было важно раскрутить сайт ресторана, так как он плохо индексировался. Мы проанализировали цену раскрутки сайта и чат-бота. Второе решение оказалось намного быстрее и дешевле. Это, вероятно, тенденция – чат-боты. Чтобы пользоваться ими, не нужно скачивать дополнительные приложения, всё просто, быстро и оперативно. Можно сказать, что это мини-сайт, который всегда под рукой. В целом же сегодня можно подобрать решение для проекта любого кошелька и масштаба. Главное – правильно совместить его с контентом, который уже существует, понять, что добавить и как реализовать, что повысит конверсию, узнаваемость и даст эффективное продвижение. Поэтому индивидуальный подход к клиенту в рамках наших компетенций всегда помогает найти грамотное технологическое решение, по-своему интересное и уникальное. Именно то, что поможет заказчику завоевать свою аудиторию.

Беседовала Лилиана Бергер

Другие статьи
Смотреть все

Правильная автоматизация и передовые цифровые решения дают заведению дополнительные конкурентные преимущества и сущес...

Внимание к деталям, сдержанный стиль в безупречном исполнении, доброжелательная, уютная атмосфера. У Сюзанны Мартирос...

Программа лояльности «РОЗА БОНУС» направлена на развитие курорта «Роза Хутор», и прежде всего...

Ресторатор, руководитель UPSKILL Group, эксперт-практик в HoReCa, бизнес-тренер, консультант
Профильный специалист/руководитель
Бренд-шефа ресторанов AquaTerra и Benuar, владелец двух краснодарских ресторанов: «The Печь» и «Угли-Угли»
 Сыродел, фермер
Шеф-бартендер и совладелец бара "Сон Менделеева" (Москва), бар-ресторана «Сон» (Санкт-Петербург), шеф-бартендер VASILCHUKI Chaikhona 1
Бренд-шеф иркутского ресторанного холдинга Red Rock
Бренд-шеф AgalarovRest Кирилл Бергер (Mela, Peach, Chin·Chin)
Ресторатор, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Вверх