В Москве с 19 по 21 марта прошло самое ожидаемое ежегодное событие туристической отрасли — юбилейная 30-я Международная выставка туризма и индустрии гостеприимства MITT 2024.
В этом году мероприятие вновь побило рекорд — за три выставочных дня MITT 2024 посетили более 16 тыс. человек. В 2023 году этот показатель составлял 14,8 тысяч — и тоже был рекордным: рост по сравнению с 2022 составил 61%. Более 909 компаний из 29 стран мира приняли участие в выставке. Среди них — делегации регионов России и зарубежных стран, ведущие туристические операторы и турагенты, гостиничные сети, перевозчики, MICE-агентства, системы поиска и онлайн-бронирования, караванеры и другие участники индустрии. Особое внимание к мероприятию проявили СМИ — более 300 журналистов работали в эти дни на MITT, среди которых были представители информационных агентств, федеральных каналов, деловых, новостных и отраслевых изданий. По итогам в СМИ вышло более 3000 упоминаний выставки.
Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко направил участникам MITT 2024 обращение. Он подтвердил, что планомерное развитие индустрии туризма и гостеприимства в России для национальной экономики — важное направление. В соответствии с решением Президента России Владимира Путина в РФ реализуется национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», обеспечивающий беспрецедентную финансовую поддержку и условия для развития. Ожидается, что к 2030 году количество поездок граждан по стране увеличится до 140 млн поездок в год — в том числе, благодаря строительству таких новых федеральных курортов, как проект «5 морей».
Туристическая индустрия продолжает последовательный рост: Минэкономразвития рассчитывает, что въездной турпоток составит 9,5 млн. чел. по итогам 2024 года — об этом на торжественной церемонии открытия выставки сообщил замглавы ведомства Дмитрий Вахруков. «Глобальный туристический сектор составляет более 3,5% мирового ВВП, а туризм становится драйвером экономического роста, который влечет за собой повышение благосостояния людей и способствует притоку новых частных инвестиций» — сообщил он.
58 регионов РФ стали участниками MITT 2024. Все они активно создают и развивают удобную для путешественников инфраструктуру и стимулируют новые виды туризма — от горнолыжного и оздоровительного до событийного и авторского. Регионами-дебютантами выступили Запорожская и Херсонская область, приняв участие в выставке впервые.
С широкими возможностями для отдыха и национальным колоритом посетителей выставки знакомили и зарубежные участники: Куба, Узбекистан, Египет, ОАЭ (Абу-Даби), Иордания, Таджикистан и другие. Страной-партнёром мероприятия выступила Индия (под брендом Incredible India): представители Министерства туризма страны поделились с гостями информацией об актуальных направлениях для отдыха. Впервые участником MITT стала Северная Корея: в рамках выставки состоялась пресс-конференция, посвященная развитию отношений РФ и КНДР в сфере туризма и запуску лицензированного Правительством Северной Кореи туристического оператора «Проект Пхеньян». По словам его представителей, Северная Корея рассчитывает стать для россиян достойным аналогом качественного пляжного и горного отдыха — уже сейчас жителей нашей страны ждет высокий уровнь сервиса и дружественное отношение к русскоговорящим туристам.
За три дня выставки состоялось 25 разноформатных мероприятий, в которых приняли участие 250 ведущих спикеров и лидеров мнений индустрии туризма и гостеприимства. На площадке встретились и обсудили проблемы и перспективы отрасли представители власти и бизнеса.
Ключевым мероприятием деловой программы MITT 2024 стал IV Форум лидеров туристической отрасли и индустрии гостеприимства. Основной фокус обсуждения сосредоточился вокруг тенденций, которые будут формировать индустрию в будущем. Соорганизаторами Форума выступили: Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья, Общенациональная ассоциация Автомототуризма и караванинга, Ассоциация глэмпингов и др.
В ходе тренд-сессии «Туризм 2024: тенденции развития отрасли и перспективы сезона глазами лидеров» своими прогнозами на сезон с участниками MITT поделились представители топ-менеджмента ключевых туроператоров и турагентских сетей: Anex Tour, Fun&Sun, ICS Travel, Слетать.ру и др. В роли организатора выступил Российский союз туриндустрии.
Одним из самых заметных событий выставки стало федеральное совещание «Стратегия устойчивого развития в неустойчивом мире: туризм и гостеприимство». Мероприятие собрало представителей 15 профильных комитетов, а также 5 онлайн-участников, среди которых — Русское географическое общество, имеющее непосредственное отношение к разработке рэнкинга устойчивости развития туризма. На совещании эксперты не только обсудили успешную практику регионов в данном направлении, но и определили главные цели стратегии устойчивого развития на ближайший год. Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Николай Валуев отметил, что туризм за последние годы показал себя в качестве одного из драйверов экономики. Валуев подчеркнул, что растет именно внутренний турпоток (и это важно в контексте западных санкций). Он также обратил внимание на важность создания новых точек притяжения для стабильного развития туризма. Особый акцент был сделан на Санкт-Петербург: Валуев отметил особые заслуги Комитета по развитию туризма в реализации проектов по его продвижению.
Слова Валуева подтверждает официальная статистика. Директор по работе с государственными органами ВЦИОМ Кирилл Родин поделился результатами опроса, в ходе которого россияне рассказали, где проводили отпуск в 2023 году.
Спикер сессии Владимир Куликов, руководитель направления по продуктам государственного сектора СберАналитика озвучил статистические данные об объеме роста турпотока: в 2023 году он составил 153 млн. поездок, что на 27,5% больше показателей 2022 года. Оборот денежных средств в туристической отрасли в минувшем году составил 1,8 трлн. рублей. Основной статьей расходов на отдыхе, по его словам, становятся траты на размещение.
Кроме того, деловая программа MITT 2024 включала следующие мероприятия:
Участники выставки MITT 2024 не просто пристально следят за перспективами на рынке, но и оперативно принимают решения по их интеграции.
Новый раздел MITT «Мобильные дома» объединил в себе производителей капсульных, модульных домов и глемпингов, расположившись на площади более 600 м2. Его участники — компании ULYSSE GROUP, NEW AGE CAMPING, СКАД ТЕХ, KONAKOVO, SPACE CABIN, CUPOL 365, MODOM — продемонстрировали свои готовые решения, а посетители смогли представить себя в роли жильца такого мобильного дома.
ГК «Современные транспортные технологии» представила автомобили для решения широкого спектра туристических задач: микроавтобусы «Соболь NN» и «Газель e-NN», а также, автодом на базе «Газель NN», который подходит как для автопутешествий, так и для организации экскурсионных поездок. Экспозиция стала центральной на стенде «Караванинг», партнёром которого выступила Общенациональная ассоциация автотуризма и караванинга. Крупнейший российский торговый дом коммерческой и пассажирской техники делает ставку на перспективный вид туризма, который обладает большим потенциалом с учетом протяженности внутренних маршрутов.
ООО «Судоходная компания «Аквилон», генеральный агент по продажам круизов Astoria Grande, анонсировала третий сезон морских путешествий. Программа стартовала в марте и продлится до конца января 2025 года. «Наших клиентов, прежде всего, привлекает уникальность круизного продукта, который мы продвигаем: комфортабельный морской лайнер, первоклассный сервис по системе «все включено», отправление из порта в Сочи и отсутствие визовых и языковых барьеров», — комментирует генеральный директор ООО «СК «Аквилон» Станислав Наумов.
Одним из самых запоминающихся событий MITT Travel Start уже в четвертый раз становится конкурс, посвященный лучшим стартапам туристической отрасли России. Он позволяет выделить новые российские проекты с большим потенциалом и отметить лучшие из них. Жюри конкурса вновь назвало лучшие молодые компании travel-отрасли, которые развивают свой бизнес с привлечением IT-технологий.
Для участия в конкурсе было подано 66 заявок, в финал прошли 10 участников в 4 номинациях:
Финалисты защищали свои функциональные прототипы и реализованные продукты перед экспертным Жюри, туристическими операторами и агентствами, а также ОТА и отельерами.
1 место — ЕдуЕм маркет
2 место — OTO Ai
3 место — Data.Forecast
Финалисты конкурса получили возможность анонсировать свой проект, выступление на информационных площадках MITT с охватом не менее 100 000 представителей туристической отрасли, пакет бесплатного участия в Международной туристической выставке MITT 2025 со стендом, а также возможность партнерства с компаниями-членами Российского союза туристической индустрии и другие опции.
Ключевым событием финального дня MITT 2024 стала Торжественная церемония награждения участников выставки, прошедшая на Большой арене 21 марта.
Также во время Церемонии свои призы получили и победители конкурса «Лучший видеоролик регионов России 2024»:
Воронеж встречает туристов по-новому: победитель проекта «Мастера гостеприимства» президентской платформы...
В Минске завершился Второй Российско-Белорусский Туристический Конгресс, собравший на своей площадке более 600 участн...
С 3 по 5 апреля на площадке МВК «Новосибирск Экспоцентр» состоялся масштабный Форум-выставка индустрии го...