Многие предприниматели, чей бизнес пострадал от пандемии коронавируса, столкнулись с трудностями при получении субсидий, денежных компенсаций и других видов помощи, предписанных государством для поддержки бизнеса.
«Ресторанам и отелям получить субсидии на зарплаты сотрудникам в размере МРОТ и компенсации на коммуналку при действующем законодательстве невозможно!», – написал на своей странице в Facebook Александр Котюсов – ресторатор и глава представительства Федерации Рестораторов и Отельеров в Нижнем Новгороде.
С этой проблемой столкнулись не только нижегородские рестораторы, но и многие владельцы заведений общественного питания по всей России. Получению обещанной помощи мешает 78 статья Бюджетного кодекса РФ, в которой указано:
«Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, алкогольной продукции…)».
Александр Котюсов прокомментировал ситуацию: «То есть, все юридические лица, вне зависимости от того, малый это бизнес, средний или крупный, не имеют права получать безвозмездные субсидии от государства, если они торгуют или производят подакцизные товары. Между тем, практически все рестораны и отели имеют алкогольную лицензию. Соответственно, они не могут получить эту самую помощь».
Ресторатор также отметил, что подавать заявки можно будет только с 1 мая. «Получается, что мы должны выдать аванс сотрудникам 25 апреля, но подать заявку на получение субсидии на зарплаты можно только с 1 мая», – говорит Александр Котюсов, – «А если у предпринимателя нет денег уже сейчас?»
Как сообщил Александр Котюсов, соответствующее обращение уже направлено на имя президента и в министерство экономического развития РФ, с просьбой приостановить действие 78-й статьи Бюджетного кодекса РФ.
«Но мы все понимаем, что внесение поправок – дело не одного и не двух дней, а решение нужно уже сейчас», – признался ресторатор.
Он добавил, что, находит принятые государством меры весьма полезными, но признает, что, к сожалению, правительственная поддержка доходит с большим опозданием. Александр Котюсов находит причину этого в обилии законов, которые противоречат друг другу и в непрофессионализме юристов, которые составляют документы.
«Инициатива хорошая, но есть большая разница между декларацией на бумаге и фактическим результатом», – говорит ресторатор.
Существуют и другие примеры того, когда фактически относящийся к пострадавшим от коронавирусной инфекции предприниматель, не может получить объявленную помощь. В частности, это касается записей в ЕГРЮЛ или основных кодов ОКВЭД.
В этой связи предприниматели Петербурга предложили губернатору Александру Беглову оказывать помощь пострадавшему малому бизнесу не по кодам ОКВЭД, а по фактическому ведению деятельности. Для этого принять подзаконный акт. Подтвердить тот или иной факт ведения определенного вида деятельности можно с помощью лицензий и сертификатов.
Владислав Жижкун – генеральный директор ООО «Горизонт без границ», рассказал, как более двух недель не может получить кредит на зарплату в «Сбербанке»: «Люди сидят без денег, у компании есть туроператорская лицензия, но, по мнению банка, у нас не тот код ОКВЭД, и мы не имеем права на кредит. Хотя эти деньги пошли бы прямо на карты работников».
Евгений Цыбанов, юрист и предприниматель из Самары, написал на странице профессионального объединения в Facebook: «В постановлении правительства РФ №409 указан некорректный критерий отнесения предприятия к пострадавшей отрасли: не фактически основной вид деятельности на 1 марта 2020 года, а запись в ЕГРЮЛ, указывающая тот или иной вид деятельности в качестве основного. Получается, что те, у кого код пострадавшей отрасли (н-р, 55-гостиницы, 56 - общепит и т.п.) обозначен в качестве дополнительного вида деятельности, хотя и является по факту доминирующим (по структуре выручки, по наличию разрешительной документации), поддержки от государства не получат по формальному признаку, и скорее всего не выживут. И напротив, поддержку могут получить те, у кого «пострадавший» код оказался основным, хотя этот вид деятельности, возможно, уже не осуществляется».
Предприниматель предлагает и решение вопроса на федеральном уровне: «Достаточно внести поправку в текст постановления правительства РФ №409 от 02. 04. 2020 г., изложив п. 2 постановления в следующей редакции:
2. Осуществление организациями и ИП в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется на основе данных по состоянию на 1 марта 2020 года о фактической структуре дохода организации и ИП с учетом наличия у организации и ИП обязательных разрешительных, либо уведомительных документов, необходимых для осуществления деятельности, признаки которой соответствуют кодам ОКВЭД отраслей, утвержденного правительством перечня.
Проще говоря, налоговый орган при принятии решения о предоставлении отсрочек должен руководствоваться не записью в реестре, а фактом, как это делается при предоставлении отсрочек в обычных условиях или, например, при выдаче лицензий. И поправка в постановление №409 должна быть внесена незамедлительно, поскольку наступает срок уплаты квартальных налогов, денег на которые у остановленных предприятий нет».
Он направлен, прежде всего, на сохранение занятости.
Почти 400 петербургских кафе, магазинов и предприятий сферы услуг могут потерять право на работу ...
Смольный отказал половине предпринимателей в установке упрощенных летних кафе из-за ошибок в документах.