В обстановке ресторана, как правило, огромную роль играет профессиональный текстиль. Скатерти, напероны, дорожки, салфетки, чехлы для стульев, красивые шторы – те элементы, которые в гостевом зале создают неповторимую атмосферу ожидания гостей, уют, подчеркивают стиль интерьера, придают лоск и эстетизм. Благодаря умелому сочетанию цветовой гаммы, высококачественным материалам возможно создавать уникальные дизайнерские решения, которые будут привлекать гостей, формировать атмосферность, ощущение роскоши и дороговизны.
Однако в современной практике все эти атрибуты можно встретить далеко не в каждом заведении, разве что в классических ресторанах формата fine dining и на банкетах.
Профессиональный текстиль сегодня – наиболее актуальная тема для отельного бизнеса. В вопросах стандартов качества и критериев выбора профессионального текстиля для современных отелей и ресторанов нам поможет разобраться Надежда Федорова, Коммерческий директор ООО «Компания РЕАЛ».
Отказ ресторанов от текстиля – это не только про современные тренды и ответственное потребление, в том числе такая тенденция продиктована внутренней экономикой ресторанов. Сокращение временных, финансовых затрат на операционное обслуживание плюс оптимизация пространства. Скатерти и другие элементы текстиля сегодня можно встретить далеко не в каждом ресторане. Как по-Вашему, это связано модными тенденциями, или все же с фактом элементарной экономии?
– Присутствие текстиля в интерьере ресторана делает пространство гостевого зала нарядным и привлекательным для гостя. Но сегодня мы наблюдаем тенденцию отказа от этих элементов. Встретить накрахмаленные скатерти с наперонами можно сегодня далеко не во всех концепциях рестораторов, на мой взгляд не каждый ресторатор по тем или иным причинам готов «заморочиться» и найти баланс между традициями и современными тенденциями. Мастером таких стилистических решений можно с уверенностью назвать ресторатора Аркадия Новикова. В большинстве заведений гости видят голые столешницы – деревянные, каменные или из других модных материалов. С одной стороны, это может быть продиктовано дизайн концепцией и философией заведения. С другой – эта тенденция связана с тем, что рестораторы сокращают расходы. Во-первых, текстильная атрибутика требует постоянного ухода, а значит, дополнительной статьи расходов; во-вторых, важно уметь выбирать качественные изделия – материалы и их пошив, чтобы они не исказились в процессе эксплуатации. Поэтому даже салфетки для вложения столовых приборов очень часто используют одноразовые, либо выбирают другие экономичные истории. Например, для подачи приборов используют коробки, корзинки или ведра, в которые стильно вкладывают приборы для гостей. А салфетку, которую согласно этикету, гость может положить на колени во время трапезы, предлагают далеко не во всех заведениях. В современных ресторанах все максимально упраздняется. Философия современного гостя, виденье маркетологов и рестораторов формируют этот тренд потому, что детали требуют немалых денежных вложений и внимания, при этом снижают рентабельность бизнеса.
В продолжение данной темы, вспоминаются рестораны, которые получают высокие профессиональные награды за дизайн и кухню и их позиционируют как точку притяжения. К сожалению, очень часто, гонясь за стилем, цветовыми трендами, экономикой рестораторы забывают выбирать салфетки, ориентируясь на качество и прямую функцию данного изделия (впитать остатки пищи с губ гостя, или одежды), а не только на красивый пантон или узор (дизайн ткани). Салфетка из качественного испанского хлопка – за секунды выполняет свою работу. Она и красива, и тактильно приятна гостю, и при этом длительная эксплуатация ей по плечу. Салфетка же из полиэстера или смесовой ткани – это не рабочая история, так как зачастую и тактильно неприятна, и не успевает справится с задачей, если гость опрокинул на себя соус или какой-то напиток (большая доля вероятности того, что дорогой костюм или платье не спасет даже самая дорогая химчистка).
Текстиль остается актуальным для отельного бизнеса. Как отличить качественный текстиль от некачественного?
– Наш народ стал ездить за границу и привык к международным гостиничным операторам, все прониклись европейским качеством, почувствовали хрустящий, гладкий, вкусный белоснежный текстиль, на котором приятно спать. Профессиональный текстиль отличается различными вариантами дизайна, например, может иметь дизайн-полоску разной ширины, цвет слоновой кости или обладать белоснежностью облаков. Однако общее впечатление качества может быть обманчивым. Да, пастельное белье отшивают местные игроки - ивановские, московские и другие региональные фабричные производства. Но сам текстиль – это зачастую привозная история, импорт в виде рулонов. И порой качество сырья невозможно определить до его тестирования, дальнейшей эксплуатации. Поэтому существуют параметры, по которым определяют качество продукции, подходящие под различные форматы отелей – от 3-х до 5-ти звезд.
Что относится к критериям выбора?
– К параметрам качества относится износостойкость, что определяет сроки эксплуатации от 3 до 5 лет. Также учитывают процент усадки белья после прачки, устойчивость к агрессивным химическим веществам и высоким температурам. Например, некоторые пятна приходится выводить при температуре 90°С с применением очень агрессивных веществ. Не каждый текстиль это выдержит.
Текстиль низкого качества всегда привлекателен по цене при визуальной схожести с более дорогим аналогом из качественного текстиля. Выбор такого изделия на объекте приводит к выбросу 40-50% средств от его цены уже в первый год эксплуатации (это в среднем от 300 до 700 тыс. руб. в год на объекте от 100-150 номеров) Почему так происходит? В процессе эксплуатации такой текстиль, во-первых, может дать усадку на 10-15%, и уже 2-3 месяца спустя не заправляться под матрас, морщить одеяла и наматрасники. Во-вторых, на поверхности белья образовывается пилинг, в простонародье известный как катушки. В-третьих, появляются дыры и разрывы после стирок. Эта история может касаться и отельных халатов, которые с 54 размера могут «похудеть» до 46 по причине той же усадки. В общем, если текстиль не прошел процесс термофиксации – специальной обработки волокон нитей, то эта история из экономии превратиться в непредвиденные траты для отеля. Как правило, при выборе текстиля для бизнеса отельер стремится к качеству, но желает сэкономить. А поставщикам важно выгодно продать. Поэтому, зачастую недобросовестные поставщики или загнавшие себя в угол демпингом цен с целью выиграть проект – «находчивые» поставщики принимают решение подменить качественный материал на более бюджетный вариант, или идут на другие уловки, чтобы войти в цену. Визуально это может быть один и тот же текстиль, но по факту эксплуатации он будет «косить», «садиться», менять фактуру и текстуру.
Текстиль должен быть прочным и долговечным в эксплуатации. Всегда ли это выполнимо?
– Все грамотные отельеры тестирую любой текстиль прежде, чем заключать договор с поставщиком. Но не у всех получается отслеживать процесс его эксплуатации. Если при отеле нет своей прачки, то текстиль отдают на аутсорс. При таких условиях очень сложно отследить отбраковку, списания в связи с износом и элементарным воровством. Очень часто попадаются и «лоукост» – прачки, где используют некачественную химию, работает неквалифицированный персонал, которые, чтобы сэкономить время и упростить технологические процессы, могут привести в негодность даже самое качественное дорогое белье. Поэтому отельеру очень важно отслеживать все контрольные точки – от приобретения текстиля до фактов эксплуатации.
Каков он – профессиональный текстиль? Что входит в его состав?
– Для отелей номерного фонда часто используют 100% хлопок – сатин, смесовую ткань – 80% хлопка/20% полиэстера, либо эти волокна присутствуют в соотношении 50/50. Смесовый текстиль может быть, как приятным, так и отвратительным на ощупь, в зависимости от качества волокон сырья. Качественная смесовка выгодна тем, что меньше мнется, выглядит благородно, нарядно, и она по-прежнему может является гипоаллергенной.
Шторы-блэкауты сегодня существуют разного качества и дизайна. Они не только защищают от прямых солнечных лучей и позволяют насладиться сном, но и имеют огнезащитную пропитку. Все эти условия обеспечивают безопасность и комфорт гостю. Очень часто шторы и саше на кровати бывают выполнены в единой стилистической ноте. Все зависит от дизайн-проекта отеля, его звездности.
Надежда, а как ресторатору или отельеру не ошибиться в выборе текстиля? Существуют ли какие-то определенные условия, позволяющие приобрести качественный материал?
– Сегодня мы подошли к рубежу реноваций. Например, те объекты, которые открывали к Олимпиаде в Сочи, уже перешли сроки окупаемости: от момента запуска до точки реновации прошло около 10 лет. Пришло время что-то менять, обновлять предметы мебели и другие детали обихода, актуализировать интерьер. И речь идет о текстиле в том числе. Поэтому сегодня всех беспокоит вопрос – у кого закупать этот текстиль, качественный и красивый. Опять же, владелец отеля должен понимать, что сырье дорожает, цены на логистику кардинально увеличились. Если раньше, условно, в закупке метр текстиля стоит 1 рубль, то сейчас его стоимость возросла от 150 до 400%. И за ту цену, которая была 2-3 года назад, качественную продукцию на рынке не найти, даже при больших объемах закупки. Если отельеру продают по ценам на 20% выше чем 2-3 года назад – это говорит о том, что перед ним «находчивый» поставщик и тратить он будет значительно больше, чем экономить.
Чтобы в последствии не переплачивать, очень важно тщательно относиться к выбору поставщиков, внимательно выбирать прачки, отслеживать отбраковку, контролировать персонально все процессы, которые делают сторонние организации на аутсорсинге. Качественный текстиль – это комфорт гостя. Поэтому владелец отеля должен повышать экспертность, проявлять внимание ко всем циклам производства – от поставок до эксплуатации, и принимать по-настоящему взвешенное решение, опираясь на различные факторы. И исключить из KPI «самая низкая цена» при премировании своего закупщика. Зачастую именно этот фактор может послужить «конфликтом интересов» закупщика и инвестора проекта.
На какие еще нюансы при выборе текстиля стоит обратить внимание?
– Качественный текстиль стоит дорого. И в эту цену заложены все параметры, которые касаются износостойкости, прочности, сохранения презентабельного внешнего вида в процессе длительной эксплуатации. Это качается как отельного, так и ресторанного текстиля. Все зависит от профессионализма пошивочного цеха. Кривой крой особенно будет заметен уже после первой стирки, или вместо евро-уголка на салфетках и скатертях делают обычные подвороты и застрачивают их, которые в последствии вылезают в неровности. Здесь важно понимать, с каким поставщиком работать и какие цели при этом преследовать. Всегда нужно быть внимательным к деталям. Хороший поставщик, понимая формат бизнеса ресторатора, его тенденции, концепцию, предложит правильный текстиль, с учетом среднего чека и целевой аудитории заведения. Качественный текстиль привлечет гостя, поможет вывести бизнес на более высокий уровень, к тому же будет практично и достойно эксплуатироваться много лет.
Центральный офис +7 (800) 550-14-14 zakaz@realpak.ru
К публикации подготовила Лилиана Бергер.
С 30 октября по 1 ноября в Екатеринбурге успешно прошли выставки InterFood Ural и FoodTech Ural, объединившие свыше 9...
В рамках Форума «Дни ритейла в Беломорье» (Архангельск, 21 -23 ноября) пройдёт экспертная сессия по теме ...
С 12 по 14 ноября 2024 года Санкт-Петербург стал центром пищевой индустрии, приняв одну из самых ожидаемых выставок г...