Фуд-фотография — пожалуй, один из самых интересных жанров предметной фотосъемки, а сегодня еще и максимально востребованный бизнесом. Специально для наших читателей мы попросили Дарью Воинову — руководителя IPEX, первой в России цифровой площадки, где можно купить и продать права на интеллектуальную собственность, в том числе и на фото, — рассказать о том, что сегодня ищет бизнес и чего он ждет от фуд-фотографии.
Профессиональные фотографии, размещенные на сайте кафе, ресторана или в настольном меню, значительно увеличивают прибыль заведения: клиенты выбирают и блюда, и куда пойти в первую очередь глазами. Неудивительно, что хорошие фуд-фото ценятся рестораторами чуть ли не на вес золота. Кстати, по этой же причине велик соблазн украсть шедевр фуд-фотографа. Прецедентов недобросовестного использования чужих изображений, к сожалению, более чем достаточно.
Как так вышло, что съемка еды выделилась в отдельную профессию? Разве хороший фотограф не может снимать все подряд: и свадьбы, и пейзажи, и интерьеры, и готовые блюда? Снимать — может, профессионально и неповторимо — нет. Тут можно провести аналогию с медиками: врач-стоматолог не возьмется лечить сердечно-сосудистые заболевания. Фотограф, позиционирующий себя как универсал, — это с высокой вероятностью новичок в профессии.
Фуд-фотограф и, скажем, портретист используют разное оборудование. Да, всем нужны камера и свет, но требования к тому и другому в корне различаются. Фуд-фотографу нужно, чтобы свет помогал сделать нужный акцент на тарелке и ее содержимом, а портретисту необходим свет, чтобы игра теней подчеркнула образ модели, одежды, интерьера. При съемке панкейков, стейка или кусочка торта важно с максимальной детализацией отобразить текстуру блюда, в то время как при создании портрета такой необходимости нет. Больше того, при фото- или видеосъемке крупным планом женских лиц практикуют размытость изображения, так называемый мягкий фокус. И понятно для чего. Кроме того, фуд-фотограф должен разбираться не только в тонкостях фотосъемки, но и в поварском искусстве. Знать, в каком супе не тонут ингредиенты, какие продукты не должны соседствовать в кадре, почему салат «Цезарь» или фруктовую нарезку снимать нужно в первые минуты после приготовления, иначе «натура уйдет».
Многие рассуждают так: пища — это же не ребенок-непоседа, которому трудно позировать мастеру, и не дикое животное, которое вообще не заинтересовано в том, чтобы его запечатлели. Но пища лишь на первый взгляд статична. Это не менее капризный объект для фотографирования: здесь мало просто подобрать нужные освещение и ракурс — важно учитывать ее физические и химические особенности. Например, горячая еда быстро остывает, она не может часами ждать, пока фотограф выставит свет, — а снять ее нужно так, чтобы зритель поверил: да, этот дивный борщ/том ям кунг/фо бо/суп гамбо только что сварен, и от него исходит чудесный аромат. Мороженое имеет свойство таять, как и кусочки льда в коктейлях, пена на пиве оседает, газировка беднеет пузырьками. К каким только трюкам и ухищрениям не прибегают мастера, чтобы блюдо или напиток выглядели на фото эстетично и аппетитно! Овощи, фрукты и мясные изделия зачастую смазывают растительным маслом, чтобы те красиво блестели, позади тарелки с горячим блюдом кладут зажженную спичку ради эффекта поднимающегося пара, торты режут горячим ножом, чтобы не раскрошить коржи и не смазать крем, брызгают на бокал с коктейлем аэрозольным дезодорантом, чтобы стекло выглядело запотевшим, в роли жареной курицы снимают птичку сырую, но как следует опаленную, а порой даже используют такие малоаппетитные вещи, как клей ПВА, крем для обуви, средства для мытья посуды и лак для волос... Так что да, именно то самое блюдо, которое снимал мастер, к столу точно не подадут! Зато на фото оно будет выглядеть превосходно и непременно пробудит зверский аппетит.
Самый простой и универсальный вариант фуд-съемки — на белом фоне под обтравку, когда вокруг удаляется абсолютно все, чтобы ничто не отвлекало внимания; зачастую для кафе и ресторанов приоритетны именно таким образом сделанные фото блюд — их проще всего интегрировать в выбранный дизайн меню. Разумеется, это не единственный стиль, который используется в фуд-фотографии. Все рассматривать не будем, но наиболее распространенные назовем.
Рустик, или рустикальный стиль (от лат. rusticus — «деревенский»). Используются фоны, имитирующие природный материал, — необработанные дерево или камень, кирпичная кладка; посуда — металлическая либо деревянная, желательно «с историей» — потемневшая, со сколами или щербинками, по которой видно, что она использовалась не одним поколением. Цвета — природные, приглушенные: коричневый, песочный, зеленый, серый. Аксессуары простые и лаконичные: плетеные корзины, стеклянные банки, колоски. Идеально подходит для съемки сытных и простых блюд, таких как дрожжевая выпечка, свежие или запеченные овощи, мясо, птица, варенье.
Советский стиль. Винтажное направление, вызывающее ностальгию у тех, кто до сих пор скучает по «лучшему в мире пломбиру за 19 копеек». Цветопередача во многом напоминает рустик, но тут допустимы яркие вкрапления — например, красные жестяные банки или тарелки в горошек. Фоны — кафельная плитка светлых тонов, клеенчатые скатерти, деревянные столы, фланель и ситец, кружевные салфетки и вафельные полотенца. Посуда и аксессуары, характерные для тех времен: фарфоровые сервизы, хрустальные вазочки, граненые стаканы, отрывные календари, старые газеты и фотографии советских кинодив. В таком оформлении отлично смотрятся такие блюда, как салаты «Оливье» и «Мимоза», мясо по-французски и котлеты по-киевски, творожные запеканки, торты «Прага» и «Графские развалины».
Минимализм. Очень актуален для тех, кто устал от обилия визуальной информации (то есть для большинства из нас, будем честны) и при просмотре фотографий блюд хотел бы сосредоточиться на главном — на самих блюдах. Фон — светлый, желательно монохромный, фактурные материалы (шероховатое дерево, необработанный камень или мрамор, текстиль — лен или хлопок); посуда светлая и максимально простая, реквизита минимум, внимание фотографа сосредоточено на подаче блюда. А вот блюда могут быть любыми, но при этом оригинально оформленными и по максимуму аппетитными.
Dark and Moody, он же Mystic Light. Атмосферные мрачноватые фото с легким налетом мистики; светотеневое моделирование в духе Рембрандта. Фон темный, посуда из бабушкиного сундука или антикварной лавки: тяжелые деревянные доски, чугунные сковородки, деревянные или глиняные плошки, потемневшие от времени серебряные или мельхиоровые столовые приборы. Блюда могут быть в принципе любые; единственное — здесь допустима нарочитая небрежность в подаче. Уместны рассыпанные хлебные крошки или семена кунжута, надломанные булочки; легкий контролируемый беспорядок.
Увы, наличие свободного доступа в интернет зачастую располагает к недобросовестности. Нередко кочуют с сайта на сайт одни и те же изображения бургеров и брускетт, пицц и роллов, тортов «Наполеон» и салатов «Цезарь». Причем далеко не всегда их выбирают из тех, что находятся в бесплатном доступе. Просто те, кто работает добросовестно, зачастую не знают, где взять качественный легальный контент.
Красивый и качественный контент нужен чаще, чем может показаться на первый взгляд. Помимо меню и оформления сайтов фотографии с правильной подачей блюд и ингредиентов нужны на ежедневной основе для оформления социальных сетей ресторанов, рекламных акций, розыгрышей и других сопутствующих активностей.
Как правило, легально для таких каждодневных нужд используются качественные фотографии из специальных онлайн-магазинов — стоков. Возникает, однако, вопрос: а где найти хороший качественный сток при условии, что зарубежные стоковые ресурсы ушли? Да, как-то можно с ними сотрудничать, но оплатить и легально использовать — большая проблема. При этом за нелегальное использование контента можно попасть не то что на многотысячные, а на миллионные штрафы, даже если правообладатель находится по ту сторону санкций. Плюс подобные казусы — чувствительный удар по репутации, поскольку «добрые» конкуренты обязательно сделают эту историю публичной.
Сегодня на российской территории проще всего приобрести качественный контент с чистыми правами на блокчейн-платформе IPEX. Инициировали создание платформы ведущие игроки сферы интеллектуальной собственности в ответ на многочисленные запросы создателей и пользователей креативного контента. Благодаря совместной работе удалось придумать и запустить по-настоящему комплексное и при этом простое цифровое решение для покупки и продажи разноформатного контента.
Большой выбор произведений, автоматизированные платежи, полная юридическая чистота, удобство и простота использования позволяют быстро приобрести любое фото- или видеоизображение. И кстати, музыка для рекламных или иных целей здесь тоже присутствует. Любые сделки — на законных основаниях и взаимовыгодных условиях.
Все это позволило IPEX стать любимым местом встречи мастеров всех видов искусства и бизнеса.
Стены гастрономической академии STANFOOD, давно ставшей кузницей кадров и генератором передовых идей для индустрии, с...
Ведущие шефы, рестораторы, отельеры, предприниматели, эксперты путеводителя 50 Best Tastes of Russia назвали лучших п...
Экспертный совет профессионального конкурса отелей и ресторанов «Хорека Ап» выбрал 55 лучших отелей и рес...