Top.Mail.Ru
-

Фуд-фото: пришел, увидел, заказал

25 Декабря 2024
Фуд-фото: пришел, увидел, заказал

Фуд-фотография — пожалуй, один из самых интересных жанров предметной фотосъемки, а сегодня еще и максимально востребованный бизнесом. Специально для наших читателей мы попросили Дарью Воинову — руководителя IPEX, первой в России цифровой площадки, где можно купить и продать права на интеллектуальную собственность, в том числе и на фото, — рассказать о том, что сегодня ищет бизнес и чего он ждет от фуд-фотографии.

У аппетита есть глаза

Профессиональные фотографии, размещенные на сайте кафе, ресторана или в настольном меню, значительно увеличивают прибыль заведения: клиенты выбирают и блюда, и куда пойти в первую очередь глазами. Неудивительно, что хорошие фуд-фото ценятся рестораторами чуть ли не на вес золота. Кстати, по этой же причине велик соблазн украсть шедевр фуд-фотографа. Прецедентов недобросовестного использования чужих изображений, к сожалению, более чем достаточно.

Фуд-фотограф: кто он?

Как так вышло, что съемка еды выделилась в отдельную профессию? Разве хороший фотограф не может снимать все подряд: и свадьбы, и пейзажи, и интерьеры, и готовые блюда? Снимать — может, профессионально и неповторимо — нет. Тут можно провести аналогию с медиками: врач-стоматолог не возьмется лечить сердечно-сосудистые заболевания. Фотограф, позиционирующий себя как универсал, — это с высокой вероятностью новичок в профессии.

Каждому по потребностям 

Фуд-фотограф и, скажем, портретист используют разное оборудование. Да, всем нужны камера и свет, но требования к тому и другому в корне различаются. Фуд-фотографу нужно, чтобы свет помогал сделать нужный акцент на тарелке и ее содержимом, а портретисту необходим свет, чтобы игра теней подчеркнула образ модели, одежды, интерьера. При съемке панкейков, стейка или кусочка торта важно с максимальной детализацией отобразить текстуру блюда, в то время как при создании портрета такой необходимости нет. Больше того, при фото- или видеосъемке крупным планом женских лиц практикуют размытость изображения, так называемый мягкий фокус. И понятно для чего. Кроме того, фуд-фотограф должен разбираться не только в тонкостях фотосъемки, но и в поварском искусстве. Знать, в каком супе не тонут ингредиенты, какие продукты не должны соседствовать в кадре, почему салат «Цезарь» или фруктовую нарезку снимать нужно в первые минуты после приготовления, иначе «натура уйдет».

Бог — в деталях 

Многие рассуждают так: пища — это же не ребенок-непоседа, которому трудно позировать мастеру, и не дикое животное, которое вообще не заинтересовано в том, чтобы его запечатлели. Но пища лишь на первый взгляд статична. Это не менее капризный объект для фотографирования: здесь мало просто подобрать нужные освещение и ракурс — важно учитывать ее физические и химические особенности. Например, горячая еда быстро остывает, она не может часами ждать, пока фотограф выставит свет, — а снять ее нужно так, чтобы зритель поверил: да, этот дивный борщ/том ям кунг/фо бо/суп гамбо только что сварен, и от него исходит чудесный аромат. Мороженое имеет свойство таять, как и кусочки льда в коктейлях, пена на пиве оседает, газировка беднеет пузырьками. К каким только трюкам и ухищрениям не прибегают мастера, чтобы блюдо или напиток выглядели на фото эстетично и аппетитно! Овощи, фрукты и мясные изделия зачастую смазывают растительным маслом, чтобы те красиво блестели, позади тарелки с горячим блюдом кладут зажженную спичку ради эффекта поднимающегося пара, торты режут горячим ножом, чтобы не раскрошить коржи и не смазать крем, брызгают на бокал с коктейлем аэрозольным дезодорантом, чтобы стекло выглядело запотевшим, в роли жареной курицы снимают птичку сырую, но как следует опаленную, а порой даже используют такие малоаппетитные вещи, как клей ПВА, крем для обуви, средства для мытья посуды и лак для волос... Так что да, именно то самое блюдо, которое снимал мастер, к столу точно не подадут! Зато на фото оно будет выглядеть превосходно и непременно пробудит зверский аппетит.

Все лики стиля

Самый простой и универсальный вариант фуд-съемки — на белом фоне под обтравку, когда вокруг удаляется абсолютно все, чтобы ничто не отвлекало внимания; зачастую для кафе и ресторанов приоритетны именно таким образом сделанные фото блюд — их проще всего интегрировать в выбранный дизайн меню. Разумеется, это не единственный стиль, который используется в фуд-фотографии. Все рассматривать не будем, но наиболее распространенные назовем.

Рустик, или рустикальный стиль (от лат. rusticus — «деревенский»). Используются фоны, имитирующие природный материал, — необработанные дерево или камень, кирпичная кладка; посуда — металлическая либо деревянная, желательно «с историей» — потемневшая, со сколами или щербинками, по которой видно, что она использовалась не одним поколением. Цвета — природные, приглушенные: коричневый, песочный, зеленый, серый. Аксессуары простые и лаконичные: плетеные корзины, стеклянные банки, колоски. Идеально подходит для съемки сытных и простых блюд, таких как дрожжевая выпечка, свежие или запеченные овощи, мясо, птица, варенье.

Советский стиль. Винтажное направление, вызывающее ностальгию у тех, кто до сих пор скучает по «лучшему в мире пломбиру за 19 копеек». Цветопередача во многом напоминает рустик, но тут допустимы яркие вкрапления — например, красные жестяные банки или тарелки в горошек. Фоны — кафельная плитка светлых тонов, клеенчатые скатерти, деревянные столы, фланель и ситец, кружевные салфетки и вафельные полотенца. Посуда и аксессуары, характерные для тех времен: фарфоровые сервизы, хрустальные вазочки, граненые стаканы, отрывные календари, старые газеты и фотографии советских кинодив. В таком оформлении отлично смотрятся такие блюда, как салаты «Оливье» и «Мимоза», мясо по-французски и котлеты по-киевски, творожные запеканки, торты «Прага» и «Графские развалины».

Минимализм. Очень актуален для тех, кто устал от обилия визуальной информации (то есть для большинства из нас, будем честны) и при просмотре фотографий блюд хотел бы сосредоточиться на главном — на самих блюдах. Фон — светлый, желательно монохромный, фактурные материалы (шероховатое дерево, необработанный камень или мрамор, текстиль — лен или хлопок); посуда светлая и максимально простая, реквизита минимум, внимание фотографа сосредоточено на подаче блюда. А вот блюда могут быть любыми, но при этом оригинально оформленными и по максимуму аппетитными.

Dark and Moody, он же Mystic Light. Атмосферные мрачноватые фото с легким налетом мистики; светотеневое моделирование в духе Рембрандта. Фон темный, посуда из бабушкиного сундука или антикварной лавки: тяжелые деревянные доски, чугунные сковородки, деревянные или глиняные плошки, потемневшие от времени серебряные или мельхиоровые столовые приборы. Блюда могут быть в принципе любые; единственное — здесь допустима нарочитая небрежность в подаче. Уместны рассыпанные хлебные крошки или семена кунжута, надломанные булочки; легкий контролируемый беспорядок.

Где взять фото, если не красть?

Увы, наличие свободного доступа в интернет зачастую располагает к недобросовестности. Нередко кочуют с сайта на сайт одни и те же изображения бургеров и брускетт, пицц и роллов, тортов «Наполеон» и салатов «Цезарь». Причем далеко не всегда их выбирают из тех, что находятся в бесплатном доступе. Просто те, кто работает добросовестно, зачастую не знают, где взять качественный легальный контент.

Красивый и качественный контент нужен чаще, чем может показаться на первый взгляд. Помимо меню и оформления сайтов фотографии с правильной подачей блюд и ингредиентов нужны на ежедневной основе для оформления социальных сетей ресторанов, рекламных акций, розыгрышей и других сопутствующих активностей. 

Как правило, легально для таких каждодневных нужд используются качественные фотографии из специальных онлайн-магазинов — стоков. Возникает, однако, вопрос: а где найти хороший качественный сток при условии, что зарубежные стоковые ресурсы ушли? Да, как-то можно с ними сотрудничать, но оплатить и легально использовать — большая проблема. При этом за нелегальное использование контента можно попасть не то что на многотысячные, а на миллионные штрафы, даже если правообладатель находится по ту сторону санкций. Плюс подобные казусы — чувствительный удар по репутации, поскольку «добрые» конкуренты обязательно сделают эту историю публичной.

Сегодня на российской территории проще всего приобрести качественный контент с чистыми правами на блокчейн-платформе IPEX. Инициировали создание платформы ведущие игроки сферы интеллектуальной собственности в ответ на многочисленные запросы создателей и пользователей креативного контента. Благодаря совместной работе удалось придумать и запустить по-настоящему комплексное и при этом простое цифровое решение для покупки и продажи разноформатного контента.

Большой выбор произведений, автоматизированные платежи, полная юридическая чистота, удобство и простота использования позволяют быстро приобрести любое фото- или видеоизображение. И кстати, музыка для рекламных или иных целей здесь тоже присутствует. Любые сделки — на законных основаниях и взаимовыгодных условиях.

Все это позволило IPEX стать любимым местом встречи мастеров всех видов искусства и бизнеса.

Другие статьи
Смотреть все

17 декабря в Москве состоялась презентация нового формата отраслевых мероприятий — Coffee Tea Cacao & HOREC...

В ресторанном и гостиничном бизнесе работают с людьми, поэтому любая ошибка управляющего грозит потерей репутации, не...

Пока гости наслаждаются ужинами в любимых местах, в ресторанной индустрии идёт своя, невидимая большинству, работа. Р...

Вице-президент ФРиО по корпоративному и социальному питанию. Руководитель общественного питания и туристических услуг ООО «Энергоатоминвест» АО «Концерн Росэнергоатом» Госкорпорации «Росатом»
Руководитель проекта по продажам в канале HoReCa компании «Перспектива»
Коммерческий директор компании «Перспектива»
Заметитель директора направления баров финтес-клубов xfit
Бартендер, ресторатор, совладелец бара El Copitas, сооснователь и идеолог ресторанной группы Follow the Rabbits, а также таких проектов, как Paloma Cantina, Tagliatella Caffe, Sangre Fresca, Nola, «Пища династии Минь».
Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Вверх