Дмитрий Ананьев, лучший официант Санкт-Петербурга по итогам конкурса «Лучший по профессии в сфере торговли и услуг Санкт-Петербурга» (ресторан «Палкинъ»), — о том, что важно в работе официантом и почему ему нужно быть хорошо образованным.
Профессия официанта — пожалуй, одна из немногих сфер деятельности, которые не воспринимаются профессиями. Вернее — не воспринимались до последнего времени. Сегодня в российских ресторанах нередко можно встретить возрастных официантов — тех, которые давно привычны за рубежом и которых так немного было у нас. Но главное — к этой профессии стали по-другому относиться молодые люди. В немалой степени на это влияют профессиональные конкурсы, которые в последние годы активно проводятся в Санкт-Петербурге.
Конкурс на соискание премии Правительства Санкт-Петербурга «Лучший по профессии в сфере торговли и услуг Санкт-Петербурга» проводит Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, и Дмитрию пришлось нелегко: опытные члены жюри буквально забрасывали его вопросами — и по накрытию стола, и по выбранному меню, и по соответствию блюд и напитков. Потом было непосредственно обслуживание, и молодого человека, которого уже целенаправленно испытывали, достаточно долго «гоняли» по сервировке, очерёдности выноса блюд и стандартам обслуживания. «Я думал, что вообще никакого места не получу, — признавался он потом. — Мне казалось, что то, что я делаю, не нравилось членам жюри». А они намеренно его проверяли — и он достойно выдержал проверку.
Ещё бы: Дмитрий работает официантом с 16 лет. Как пришёл в ресторан «Палкинъ», ещё учась в старших классах школы, чтобы, как он говорит, попробовать новые возможности, так и остался там буквально на годы.
— Всё начиналось с разбирания подносов, — смеётся он. — А потом наладился контакт с коллективом, стало интересно, пошла работа — и так всё само собой закрутилось и завертелось.
— Дима, но вот 16 лет. Подросток. Который за кем-то убирать ни за что не хочет. А здесь — это работа! И хочешь не хочешь, ты должен её делать и улыбаться при этом…
— Да, наверное, для работы официантом надо иметь особый склад характера, а главное — уметь быть коммуникабельным. Ты же не просто тарелки убираешь: ты наблюдаешь за гостем, видишь, что ему необходимо, чего он хочет — и ты можешь это дать! На самом деле это очень благодарная профессия, и даже не столько в денежном плане, сколько в плане человеческого общения. Ты организуешь комфортное пребывание гостя, и он расположен к тебе душевно.
— Гости-то, наверное, разные бывают…
— Конечно, разные! Так в том и интерес. Попробуйте расположить к себе чем-то недовольного гостя! Недовольного не встречей или обслуживанием, а чем-то в своей жизни: у него произошла какая-то неприятная история, что-то случилось, он приходит на ужин в ресторан раздражённый, быть может, чуточку капризный. И в этот момент его на самом деле важно успокоить: не сюсюкать с ним, а спокойно встретить, усадить за стол, подать безо всяких просьб бокал воды, предложить чего-нибудь выпить, глядишь — он, конечно, не решил свои проблемы, но уже оставил их где-то за спиной, расслабился, улыбнулся. Ему действительно стало легче! И это очень приятное ощущение, когда ты чувствуешь, что помог человеку обрести немного душевного покоя.
— У вас такой подход к гостю всегда работает?
— Хотелось бы, чтобы работал, но мне пока не всегда хватает житейского опыта, какой-то мудрости, чтобы так работать с каждым гостем. Но мне вседа приходят на помощь старшие товарищи!
— Дима, а что для вас является самым сложным в профессии?
— Поначалу сложным кажется абсолютно всё! Как подать блюдо, как унести использованную посуду, как налить вино — ты постепенно учишься, опять же, у старших товарищей, помогаешь им, а потом что-то включается: тебе становится самому интересно — и уже никаких сложностей: ты всё начинаешь делать сам. Но продолжаешь учиться! Я за это время окончил школу сомелье, являюсь квалифицированным специалистом.
— Вы считаете, что официанту нужно быть настолько хорошо образованным?
— Я считаю, что очень нужно. Потому что в этом заключается вся философия нашей компании. Наша работа — это не просто вынос еды, а какое-то особое действо. И подача вина, конечно, в это действо включается — чтобы в этом были какие-то театральные элементы или даже элементы шоу.
— Почему это столь важно? Ведь гость приходит в ресторан, прежде всего чтобы пообедать или поужинать.
— Чтобы просто пообедать или поужинать не обязательно идти в ресторан — в столовой или кафе сегодня тоже можно неплохо это сделать. А визит в ресторан должен быть незабываемым событием — особенным, он должен запоминаться, чтобы гость захотел к нам вернуться! Это философия и нашей компании, и моя личная.
— Спасибо, Дмитрий, и — удачи вам в работе и в жизни!
Подготовила Светлана Куликова.