• Мы:

Страх публичных выступлений снимается только выступлениями

25 Сентября 2018
Страх публичных выступлений снимается только выступлениями
Сергей Миронов, владелец сети ресторанов «Мясо&Рыба», руководитель агентства оптимизации ресторанного бизнеса «РестКонсалт»

Безусловно, на эту тему написан не один десяток книг. Можно сказать, это уже целая наука. Я же могу рассказать исключительно про свой «метод». Любому, кто готовится стать оратором на масштабном мероприятии, я рекомендую прежде всего ознакомиться с теорией публичных выступлений. И второе — выступать. Говорите тосты! За столом, на свадьбах. Разговаривайте и копите опыт. Замечайте, как со временем вы меньше нервничаете, а речь начинает, наконец, литься рекой.

Тренируйтесь на родственниках

Страх выступлений снимается только выступлениями — это аксиома. Значит — тренируйтесь на родственниках, знакомых, друзьях. Произносите речи там, куда вас приглашают. Только опыт спасёт! И больше ничего.

Если ресторатор идёт по пути продвижения бренда «через самого себя», то без публичных выступлений ему не обойтись.

Придётся уметь это делать. Либо — делать известной персоной кого-то из своих сотрудников. Но это чревато тем, что весь бизнес в итоге придётся замыкать на него. Другой вариант — развивать ресторан без привязки к личному бренду.

Важность личного бренда

Вы спросите: стоит ли ресторатору вообще продвигать себя самого? Да. Личный бренд, на мой взгляд, очень важен. Ресторанов много, и часть гостей хотят идти к конкретному человеку, доверять ему лично. По такому принципу работают, к примеру, рестораны Новикова, отчасти Раппопорта.

Когда ты открыл множество ресторанов, можешь не заморачиваться с собственной публичностью: тебя и так все найдут, включая прессу, и все станут говорить. А вот если у тебя 1–2–3… 5 ресторанов, тогда публичность очень важна, и важно, чтобы продвигал свой бренд именно ты.

Что посоветовать начинающему ресторатору, который пока не понимает таких тонкостей? Ходить и говорить. Осваивать больше разных ораторских методик. К примеру, я сам целенаправленно учился… разговаривать. На первый взгляд, парадоксально, но по природе своей я интроверт, и оратор для меня — роль, которую я играю.

Зарабатывать ли на выступлениях

Должен ли ресторатор-спикер брать деньги за свои выступления? Всё очень субъективно. Нет такого: «должен — не должен». Это работа. И она стоит денег. Одни делают её безвозмездно. Другие получают своего рода «зарплату». Некоторые отчасти этим даже живут.

Наверное, публичные выступления всё же должны приносить ресторатору гонорар. Но всё зависит от целей выступающего. Хочешь не просто раскрутить личный бренд, а ещё и заработать в процессе — твоё право. Я этого обычно не делаю. Скажем так: такой доход мне не интересен. В отличие от тех коллег, кто серьёзно зарабатывает таким образом.

Минусы популярности: если вы ресторатор-«оратор», вас рассмотрят под микроскопом. Особенности внешности, голос, манеру говорить — всё будут обсуждать и осуждать. И физические данные в стороне не оставят, и какие-то промахи. Как дистанцироваться? Никак. Я принимаю всё. 

Лайфхаки и традиции перед выходом на сцену

У всех есть свои секреты. Моя методика очень субъективная, скорее из серии «Как делать не надо». Я не рекомендую брать её на вооружение.

Сам я к выступлениям не готовлюсь. Вообще не думаю над заявленной темой. Просто выхожу и выступаю. Не пишу заготовок. Не повторяю по 30 раз текст и не проговариваю его. По-хорошему, так делать нельзя. Но я и не самый идеальный спикер. Далеко не идеальный. Скорее, даже неважный. Зато — мне несложно выдать экспромт. И пусть говорят, что лучший экспромт — заготовленный заранее. Это не мой случай. Говорить сходу мне проще, чем планировать спич. Если я начну это делать, придётся нервничать, читать по бумажке. А так — я просто не заморачиваюсь.

Важна ли аудитория, перед которой выступаю? Как непрофессионал в этой области, я очень ценю своего слушателя. Когда не вижу интереса, обратной связи, живого диалога, выступать, скорее всего, не смогу.

Требования к организаторам

Требования к организаторам у меня высокие и вместе с тем разумные. Я не беру денег, но прошу обеспечить мне должный комфорт. Если мероприятие далеко от Москвы — гостиницу 5 звёзд, перелёт бизнес-классом. Я не зарабатываю, но трачу — время и ресурсы. И подготовка должна быть на 5 с плюсом.

Не очень приятно, согласитесь, быть «свадебным генералом»: когда твоим именем просто поднимают статус мероприятия, а зал вообще не в курсе, кто на сцене. Когда нет нормальных помощников, микрофоны барахлят и так далее — бывало в моей практике и такое. Я сталкивался с ситуациями, когда организация была на нуле. С такими людьми впредь мы больше не работали.

Соло или… Выступать одному или в большой компании, мне не важно. В одиночку со сцены я активней поработаю с залом, вовлеку слушателей в живой разговор. В компании коллег ещё и сам почерпну что-то интересное из их выступлений и общения с ними.

Словом, стать «оратором» вполне реально! Стоит только начать выступать.

Получить месяц бесплатной подписки

Спасибо, Вы подключили месяц бесплатной подписки!
Другие статьи
Смотреть все

На сегодняшний день рестораны самые активные пользователи сайтов купонных скидок. Для заведений общественного питания...

Российский производитель вин «Абрау-Дюрсо» совместно с крымским производителем устриц запускает новую сет...

Муниципальные власти итальянской Флоренции запретили туристам перекусывать в центре города за пределами предприятий о...

Это 80% прямого эфира - быстрое, качественное, оперативное новостное телевидение.
Стильная поварская форма для ресторана
темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Публикации компаний
Вверх