Top.Mail.Ru

Курс на Восток: есть чем удивлять, есть куда расти!

16 Марта 2024
Курс на Восток: есть чем удивлять, есть куда расти!
Светлана Павлова, глава Представительства ФРиО во Владивостоке

«Люблю тебя, Владивосток!», - какую-то сотню лет назад рассыпался в признаниях лирик Серебряного века Константин Бальмонт. И ведь было за что любить уже тогда, а что же сейчас? Владивосток, с тех пор доросший до столицы Дальнего Востока, был и остаётся точкой притяжения творческой публики, деятелей культуры и искусств. Многое здесь возбуждает острое любопытство и вкус к жизни, здесь есть, чем вдохновляться! Красоты моря и сопок, обрамляющих город, звенящая прозрачность чистого воздуха, дальневосточное гостеприимство, наконец, морепродукты, которых знатоки по достоинству признают лучшими в мире – вот то, что может привлечь современного туриста во Владивосток. Однако удаленность от федерального центра, прямо следующая из нее высокая стоимость авиаперелетов и другие факторы, увы, останавливают многих россиян от визита на Дальний Восток. Оправданно ли это? О том, как развивается российский внутренний туризм, как раскрывается потенциал региона с точки зрения отельного и ресторанного предпринимательства – в дружеской беседе журнала РЕСТОРАНОВЕД со Светланой Павловой, главой Представительства Федерации Рестораторов и Отельеров России (ФРиО) во Владивостоке, руководителя проектов в сфере гостеприимства, основателя «Пасифик Рест Груп», региональной Премии «Ресторан Года Приморского края».

ГЕОГРАФИЯ ВЛАДИВОСТОКА ОГРАНИЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

Выражением «От Калининграда до Владивостока» мы привычно подчеркиваем невероятный размах нашей страны. Но Калининград утвердился в самой европейской части России, он близок и доступен во всех смыслах слова. А Дальний Восток не просто дальний, он само воплощение экзотики и неизведанности. Светлана, как это сказывается на сфере гостеприимства и туризме, ресторанном и отельном бизнесах Владивостока?

— Географическое расположение сказывается напрямую. С одной стороны, удаленность от центральных регионов ограничивает доступ к профильному образованию, снижает экспертную доступность, усложняет участие в отраслевых мероприятиях. С другой – до нас невозможно доехать быстро и с ветерком из центральной части России, потому что дорого, далеко и долго. И этот факт ограничивает развитие сферы гостеприимства нашего региона. Нам приходится самим образовываться, получать знания, умения и навыки. Мы своими силами проводим мероприятия на местном уровне, чтобы развивать сферу гостеприимства локально, потому что кроме нас этого никто не сделает – волшебник на голубом вертолете до нас просто не доберется!

Конечно, для крупных предпринимателей, будь они связаны с ресторанным бизнесом, с отельным, а тем более, если со всем сразу, такая наша удаленность – не проблема. Они легко перемещаются, участвуют в отраслевых мероприятиях и выставках по всей России. Но таких немного! Для представителей малого бизнеса ситуация совершенно противоположная. Люди ограничены в финансах, сами ведут дела и не имеют ни физической, ни материальной возможности выезжать на крупные масштабные события. По большому счету, у нас сформировалась своя бизнес-система. Даже до пандемии количество российских туристов было не так велико из-за высокой стоимости перелета. К тому же, когда были открыты границы, авиарейсы во Владивосток по времени и цене были сопоставимы с полетами за границу – и наши сограждане выбирали Бали, Таиланд, Филиппины.


фото А. Борисенко

ДО ПАНДЕМИИ БЫЛ ПОПУЛЯРЕН МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ

Все же нашего человека не так пугают неведомые дали, как высокая стоимость дороги к ним. Это обстоятельство действительно многих останавливает, и это касается не только Владивостока. Прежде Вы рассказывали о том, что до пандемии драйвером роста региона был международный туризм. Можете поделиться подробностями с нашими читателями?

— К нам стабильно ехали гости из Страны восходящего солнца. Увы, их было не так много, как хотелось бы: Япония – самодостаточная развитая страна, жителей которой очень сложно удивить чем-либо. Откуда действительно был большой поток туристов, так это из Южной Кореи. Они приезжали к нам за крабом и другими местными продуктами. Так или иначе, бизнес и туризм Дальнего Востока формировался как локальный. У нас много ресторанов, отелей, хороший сервис, который ценят гости из близлежащих регионов – Хабаровска, Магадана, Якутска.

Владивосток, фото А Борисенко
фото А. Борисенко

ВЛАДИВОСТОК И ЕГО ТОЧКИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

И все же, как превратить потенциально привлекательный Дальний Восток в реальный туристический объект, куда будут съезжаться туристы со всей России? Какие шаги стоит предпринять в первую очередь?

— Вне всяких сомнений, у нас, у всей сферы гостеприимства, есть серьезный потенциал роста. С другой стороны, важно понять, что нужно для того, чтобы этот потенциал реализовался, а не оставался розовой мечтой наших рестораторов.

По аналогии можно рассматривать и Владивосток: у нас есть куда расти и двигаться. И мы четко знаем, что помимо повышения уровня жизни российского населения, возможно, нужно больше доверия, больше интересных и масштабных мероприятий, нужны субсидирования проектов. Многое нужно делать, сам по себе Владивосток туристической столицей не станет!

Здесь мы адекватно смотрим на проблему туризма и понимаем, что важно двигаться в правильном направлении совместно с городом, местными органами власти, бизнес-сообществом, чтобы трансформировать Владивосток из потенциально привлекательного региона в реальную точку притяжения отечественного туризма. Здесь работа должна вестись в двух направлениях: сначала нужно повысить туристическую привлекательность для туриста из близлежащих регионов-соседей, а затем – налаживать турпотоки со всей России, географически расширяться. Параллельно нужно решать задачу субсидирования перелетов: транспортная доступность должна быть не только для пенсионеров и студентов, но и для всего рабочего населения. Ведь прямой восьмичасовой перелет – это не страшно. Да и стоимость билетов должна быть комфортной и доступной для всех.

Владивосток, фото А. Борисенко
фото А. Борисенко

ЕСТЬ ЧЕМ УДИВИТЬ СОВРЕМЕННОГО ТУРИСТА

Чего мы не знаем о Владивостоке? Каковы его сильные стороны? В чем заключается магия притяжения?

— Виды! Владивосток – невероятно красивый город. Достаточно подняться на ближайшую сопку и вам откроется захватывающий вид на город, море и мосты. Владивосток в этом смысле – это особое состояние души. У нас есть бабье лето - когда купальный сезон открыт до середины октября, потому что тепло.

Дальневосточный краб – это отдельная история, которую ценит и любит весь мир. Во Владивостоке высоко развит стритфуд, сегмент придорожного кафе с полноценным меню и ресторанным сервисом.

По части стритфуда у нас есть, чем удивить туристов. Если в Москве все едят шаурму, в Санкт-Петербурге – шаверму, то во Владивостоке едят «завертоны». В наших завертонах много творчества, целая палитра вкусов - от креветки до гребешка. Так что, помимо дальневосточного краба у нас есть что попробовать, чему удивиться и чем насладиться. У каждого ресторана есть своя уникальная интересная модель бизнеса. Я могу говорить о местной гастрономии много и красиво. Однако это не заменит личного гастрономического опыта. Конечно, хочется, чтобы обо всем этом узнала вся Россия, попробовали и оценили.

ГДЕ ОТДОХНУТЬ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ?

Какой отдых доступен для жителей и гостей Владивостока?

— Самый популярный вид отдыха во Владивостоке - конечно же, отдых у моря, на море и в море. Можно арендовать катер или яхту и отправиться на острова за красотой дикой природы, или освоить дайвинг: нырнуть поглубже с инструктором, поймать живого гребешка и съесть его на обед. Вкус свежевыловленного гребешка и впечатление от такого аттракциона приводит туристов в восторг. Во Владивостоке высоко развита культура потребления морепродуктов. Можно сказать, что это передается на генетическом уровне. Так, как это готовят здесь, больше невозможно попробовать ни в одном заведении России.

Помимо гастрономии и рыбалки, у нас есть и другие виды отдыха. В центре Владивостока расположен восьмиэтажный водноразвлекательный комплекс «Акватория», который стал настоящей точкой притяжения горожан и гостей столицы Дальнего Востока. Комплекс «Акватория» – не просто результат творческой мысли и предпринимательской идеи, а результат анализа лучших подобных зон отдыха Азии, переосмысленная история и воплощенная в локальную уникальную концепцию, доступную по цене и высокую по качеству. Эта точка – обязательный пункт посещения как для гостей Владивостока, так и для местных жителей. И таких примеров у нас очень много.

Владивосток, фото А. Борисенко
фото А. Борисенко

СФЕРА ГОСТЕПРИИМСТВА РАЗВИВАЕТСЯ ВНУТРИ РЕГИОНА

Светлана, развитие профессиональных комьюнити – это, обычно, нетворкинг, обмен опытом, генерация идей, которые объединяют единомышленников. Как это происходит у Вас?

— Что касается профессионального сообщества, то между нами идет очень тесная консолидация, потому что все друг друга знают, тепло и душевно относятся, активно помогают друг другу. Нам очень нравится делиться опытом с гостями и благодарно принимать то, чем хотят поделиться с нами. Такая дружественная атмосфера способствует развитию не только индустрии питания вне дома в целом, но и каждого ее участника в частности.

Владивосток, фото А. Борисенко
фото А. Борисенко

О РАЗВИТИИ ОТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА РЕГИОНА

Затрагивая сферу HoReCa, хочется поговорить про отельный бизнес – один из главных составляющих сферы гостеприимства. Как обстоят дела в разных ценовых сегментах?

— У нас есть все категории отелей. 4* и 5*, среди которых Лотте Отель, Vladivostok Grand Hotel & SPA, где великолепная кухня, европейский сервис, шикарные номера с видом на Владивосток и Амурский залив. Также у нас очень большой фонд апарт-отелей, бутик-отелей, есть замечательные отели категорий 3* и 4*. Особой популярностью пользуются капсульные отели. Во Владивостоке очень развит сегмент малых отелей – хостелов. Этот формат считается молодежным, так как доступен по цене. Рост хостелов был взаимосвязан с развитием международного туризма и популярен еще до пандемии.

МЕСТНЫЕ ФЕСТИВАЛИ И МЕРОПРИЯТИЯ ТРЕБУЮТ МАСШТАБИРОВАНИЯ

Давайте вернемся к мероприятиям. Максим Сырников, брендшеф магазинов русской кухни, как-то предложил превратить Праздник корюшки в международный фестиваль, участниками которой станут Дальний Восток, Санкт-Петербург, северные регионы. И в этом масштабировании есть определенный смысл. Какие еще фестивали можно так же масштабировать, превратить в события межрегионального масштаба?

— Помимо знаменитого Праздника корюшки, у нас есть множество других региональных мероприятий: Фестиваль краба, Фестиваль гребешка, знаменитый Фестиваль тайги TAIGAFEST, который уже в скором будущем переедет в Хабаровск: сначала хабаровчане приезжали к нам, теперь мы будет приезжать к ним. Тем более, что расстояние между нами всего 700 километров: можно доехать самолетом, поездом, авто. TAIGAFEST для нас – это символ встречи леса и моря, это праздник, на котором природные дары под руками талантливых шеф-поваров превращаются в произведения кулинарного искусства. Все эти мероприятия пользуются огромной популярностью у жителей Владивостока и соседних регионов.

Владивосток действительно уникальное место по своим региональным особенностям, природно-климатическим условиям, гастрономической истории. И эту идею важно донести до современного туриста. Какие еще задачи сегодня стоят перед профессиональным сообществом? Что нужно для того, чтобы достичь наибольшей результативности?

— В первую очередь, важно понять, что жизнь местного населения пронизана сопричастностью с тем, что происходит в регионе, потому что это является частью их самих. Здешние люди самобытны по менталитету, по взглядам, в них присутствует определенный патриотизм. Многие районы Дальневосточного округа долгое время были закрытыми и сегодня они нуждаются в переориентировании. Конечно же, на это потребуется время и поддержка местных властей. Благо, что и органы власти, и горожане, и представители профессионального сообщества понимают, что Дальний Восток – перспективный и стратегически важный регион, который должен стать драйвером международного и внутреннего туризма, благодаря своему географическому положению, уникальным природным ресурсам и близости к основным государствам северо-восточной Азии: Китаю, Кореи, Японии.

У нас потенциальных точек роста много. И несмотря на все преграды, связанные с логистикой, мы развиваем не только инфраструктуру, сельское и фермерское хозяйства, но и раскрываем потенциал региона, повышаем его туристическую привлекательность, чтобы он стал интересен для туристов и оставался таковым для местных жителей.

Владивосток, фото А. Борисенко
фото А. Борисенко

ВЫСТАВКА-ФОРУМ HORECA EAST

И на пути к этим славным целям лежат реальные шаги. Апрель 2024 года — время проведения во Владивостоке выставки-форума индустрии гостеприимства HORECA EAST. Это мероприятие призвано стать первым масштабным отраслевым международным событием в истории края. Расскажите, как возникла идея такого мероприятия и какие задачи оно поможет решить?

— Проведя множество мероприятий для профессиональных сообществ, занимаясь продвижением и управлением ресторанов, развитием профессионального комьюнити, мы пришли к выводу, что Дальнему Востоку необходимо создать свое масштабное отраслевое событие. Мы прошли определенный путь и пришла пора выйти на более широкую дорогу, показать то, чем мы богаты и, главное, что мы всем этим готовы делиться.

В форуме принимают учатие федеральные спикеры, которые транслируют достойный контент, проходит обсуждение насущных тем с привлечением власти.

Центральное событие форума — грандиозная выставка на «Фетисов Арене» – известнейшем концертно-спортивном комплексе Дальнего Востока. В павильоне выставляется даже двухэтажный капсульный отель, где сможет отдохнуть каждый желающий.

Вместе с Федерацией рестораторов и отельеров России (ФРиО), нашим профессиональным сообществом мы делаем все, чтобы мероприятие прошло на высоком уровне. Успешное проведение HORECA EAST стало возможным благодаря нашим партнерам, таким известным компаниям, как «Фрегат Аэро», «VLADIVOSTOK Grand Hotel & SPA 5*», «Торус Аквасистемс».

Уверена, форум-выставка станет ежегодным важным событием в развитии туристического потенциала и инфраструктуры сферы гостеприимства Владивостока и всего Дальневосточного региона!

horecaeast.ru

К печати подготовили Лилиана Бергер и Вилитарий Филатов
© Фото Александр Борисенко


СВЕТЛАНА ПАВЛОВА основатель «Пасифик Рест Груп» основатель региональной Премии «Ресторан Года Приморского края» глава Представительства Федерации Рестораторов и Отельеров России (ФРиО) во Владивостоке и Приморском крае


ПАСИФИК РЕСТ ГРУП
https://pacificrestgroup.ru

Получить месяц бесплатной подписки

Спасибо, Вы подключили месяц бесплатной подписки!
Другие статьи
Смотреть все

В Минске завершился Второй Российско-Белорусский Туристический Конгресс, собравший на своей площадке более 600 участн...

С 3 по 5 апреля на площадке МВК «Новосибирск Экспоцентр» состоялся масштабный Форум-выставка индустрии го...

В Новосибирске начал работу Форум-выставка индустрии гостеприимства и туризма «Дикоросы». Мероприятие про...

Генеральный Директор ООО "ДИННЕР СЕРВИС"
Профильный специалист/руководитель
Руководитель товарного направления «HoReCa, медицина и пищевые производства» в компании «Союзспецодежда»
Вверх