• Мы:

Алексей Васильчук: «Люди — самое дорогое, что у меня есть»

18 Октября 2016
Алексей Васильчук:  «Люди — самое дорогое, что у меня есть»

Сегодня за его плечами многолетний опыт работы, а в профессиональной копилке более 50 различных ресторанных проектов. Он совладелец компании Restart, признанный авторитет среди коллег по бизнесу. А начал свой путь к успеху Алексей Васильчук в те годы, когда коммерческая деятельность в нашей стране велась, главным образом, по принципу «купить подешевле, перепродать подороже». 

Две большие разницы

— Алексей Васильевич, как профессионал, у которого есть успешный опыт работы и в Москве, и в Петербурге, скажите, есть ли, на ваш взгляд, разница между тем, как работает бизнес в этих городах?

— Как ни странно, мне поначалу казалось, что Москва и Питер абсолютно похожи, как с точки зрения принципов ведения бизнеса, так и в плане публики, которая посещает рестораны. Было ощущение, что мы придем из Москвы и быстро завоюем себе место под солнцем и все станет работать быстро, как обычно. К выбору места подошли по-московски, остановившись на торговом комплексе «Галерея». Ведь не секрет, что в столице подобные торговые центры очень востребованы, у них большая посещаемость, а у ресторанов, там работающих, много гостей. Но когда мы все сделали, построив красивый ресторан, мы поняли для себя, что восприятие у петербуржцев отличается от того, что есть в Москве. И вот тогда я ответил себе на вопрос, почему, когда Ginza Project зашла в Москву, она пользовалась таким фантастическим успехом. Потому что ребята привыкли к петербургской публике, которая вообще другая: у нее свое понимание того, как нужно относиться к гостю, она очень трепетно относится к атмосфере, к продукту. Порой, кажется, что петербуржцам даже не столь важно, что есть. Возможно, я скажу крамольную вещь, но люди другие, с характером и восприятием жизни, который сложился под влиянием всей истории города, с революциями, блокадой, что сказалось на генном уровне. Петербуржцы иначе относятся к еде и даже к себе самим. Я люблю Петербург и петербуржцев, но они реально другие и отличаются от москвичей, которых, впрочем, осталось мало. Российская столица стала космополитичным городом. А в Петербурге по-прежнему много петербуржцев. Так вот, когда ребята из Ginza Project зашли в Москву, они атмосферу, которую научились создавать у себя в Питере, принесли с собой, и это понравилось столичной публике, потому что это было что-то новое для нее, доселе незнакомое и интересное.

К тому же мы столкнулись с тем, что в Петербурге люди не совсем воспринимают ресторан в торговом центре. Для них суть похода в ресторан немного в другом. И отправляться для этого в торговый центр, подниматься в него на лифте на пятый этаж как-то странно. Да, уже придя в торговый комплекс, заодно можно заглянуть и в ресторан, там же расположенный. Но мало кто будет приезжать в торговый комплекс специально для того, чтобы посетить ресторан и провести в нем время. И в этом отличие от Москвы. Столичной публике неважно, где находится ресторан, пусть даже в торговом центре, что мы поняли на собственном опыте. В Петербурге было с этим сложнее. Хотя изначально думали, что нашли самое проходимое, самое хорошее место. Но оказалось, что туда приходит не совсем ресторанная публика. Но все равно мы в итоге сделали проект, и он очень успешный. У него очень хорошие финансовые показатели, что вызвало желание развиваться дальше. Мы понимаем, что теперь мы должны находиться на улице. В сегменте стрит-ритейла, так как это более востребовано. Плюс ниша, в которой работают наши рестораны, не сильно занята в Петербурге. Мне кажется, людям нужны такие рестораны.

Рождение концепции

— Коль скоро мы заговорили о нише, расскажите, как выбираете концепции для своих заведений? Интуитивно или опираясь на свои знания и практический опыт?

— Пожалуй, это некое сочетание того, что вы перечислили. Кроме того, я все время говорю о том, что у нас работает самая лучшая команда. И это самый важный фактор. Люди — самое дорогое, что у меня есть. А что касается принятия решения по выбору концепции, на него влияет очень много факторов. Например, если взять «Чайхону № 1», изначально мы думали создать своего рода восточный chill out. Это было в новинку. В Москве тогда не существовало ничего подобного. И именно на такую концепцию к нам пришли люди. Да, потом мы ее стали «докручивать» в плане сервиса, еды, интерьера и т. д. Но через несколько лет поняли, что нас стали повторять, копировать. Между тем в России изменилась геополитическая атмосфера. Если хотите, произошла масштабная чайханизация страны, что сыграло с нами не очень хорошую шутку. Поясню: да, за 15 лет, а именно столько нашему проекту исполнится в этом году, «Чайхона № 1» стала большим брендом. Однако при слове чайхана у людей возникают определенные стереотипные ассоциации. А они не совсем соответствуют тому, о чем мы сейчас говорим с нашими гостями. Сегодня стараемся донести до них простую и понятную мысль, что «Чайхона № 1» — место на все случаи жизни. По сути, это то, как чайханы традиционно воспринимается на Востоке, где она, как правило, расположена в центре города или селения, и именно там люди собираются по любому поводу, будь то рождение ребенка, встреча с друзьями, ссоры и примирения, романтические свидания. Все происходит в чайхане. Такую концепцию — место на все случаи жизни — мы и выбрали для себя как стратегию развития.

История создания компании

Можно сказать, что в ресторанную сферу я попал случайно. Это произошло в постперестроечный период, когда то, что в советскую эпоху называлось спекуляцией, стало коммерцией, предпринимательством. Мы с братом стали покупать и продавать различные товары. Это занятие позже переросло в бизнес. Какое-то время производили и реализовывали строительные материалы, даже создали свой торговый дом. Именно тогда к нам обратился наш товарищ с предложением открыть веранду под ресторан. Признаться, в ту пору мы и понятия не имели, что такое ресторанный бизнес, даже несмотря на то, что мой брат получил образование в московской школе метрдотелей и официантов, которая на тот момент была единственным учреждением, где действительно обучали профессии, причем еще с советских времен. Помню, что конкурс при поступлении составлял 20 человек на место. Абитуриенты проходили серьезный отбор, поскольку в СССР профессия официанта была достаточно уважаемой и привлекательной с точки зрения заработка. К тому же в нашей семье и мой родной дядя, и жена моего папы долгие годы работали в сфере общепита на позициях официанта и метрдотеля в лучших ресторанах города Москвы, в том числе в Кремле.
Так вот: наш товарищ предложил открыть веранду, которую мы построили буквально за полтора месяца, занявшись бизнесом, что называется, на коленке. У нас тогда не было ни калькуляции, ни технологических карт, ни стандартов. Да и профессиональным пониманием индустрии гостеприимства тоже не могли похвастаться. Схема работы выглядела следующим образом: купили продукты на рынке и что-то из них приготовили, продали, а деньги разделили. Вот и все предпринимательство в стиле 90‑х. Гораздо позже оно стало постепенно превращаться в интересную бизнес-модель. Правда, сначала мы закрыли веранду и спустя некоторое время построили свой первый ресторан в Парке Горького — опять же веранду, но уже утепленную. Но главное, я почувствовал: мне сфера гостеприимства нравится, поскольку она живая, а к тому же это всегда работа с людьми. И тогда мне пришлось сделать выбор: либо параллельно заниматься двумя разными направлениями, либо сконцентрироваться на чем-то одном.
В итоге, поразмыслив, предпочел ресторанный бизнес, так как он мне был по душе и более востребован. К тому же, данный сегмент рынка тогда в стране только начинал развиваться. Не исключаю, что сработали гены, о которых я уже упоминал. В общем, мы с братом пошли по этому пути. Собственно, так все и началось.
 Первое время двигались медленно: за десять лет в проекте появилось всего 12 ресторанов. Почему? У нас с братом были одни взгляды на стратегию развития бизнеса, а у наших тогдашних партнеров — другие.
При всем том я знал, что мне не хватает понимания, как из концепта можно сделать бизнес-модель, а потому отправился учиться, поступил в МИРБИС на программу MBA по специальности стратегический менеджмент и корпоративное управление.
Надо сказать, мне очень повезло: во время обучения я встретил гениальных людей, которые сегодня являются значимыми фигурами в российском бизнесе. Я тоже многое у них перенял, в частности, начал понимать, как структурировать и системно выстроить бизнес-процессы.
После этого в 2010 году мы с братом приняли решение развивать проекты самостоятельно, пойти своим путем, поскольку все наши попытки найти компромисс с партнерами не увенчались успехом.
 

Коллекция впечатлений 

— С чего начали ее реализацию?

— Стали думать, что нужно сделать для того, чтобы отличаться от чайханы в стереотипном понимании. В итоге начали специально создавать разные рестораны, чтобы уйти от сетевого формата с соответствующим подходом к концепции. Да, шаблонное решение, конечно, выгоднее, дешевле и проще с точки зрения реализации. Но мы хотели избежать сетевых штампов и негативных ассоциаций, с ними связанных. Для нас важно, чтобы человек отправлялся в наш ресторан как в захватывающее путешествие, получал новый опыт. Делаем все, чтобы такой визит для гостя стал интересным знакомством и отличался от посещения других наших ресторанов. Мы стремимся создавать проекты, у каждого из которых есть собственная история, свое настроение. И в этом, считаю, наша главная отличительная черта от остальных сетевых проектов. Кроме того, мы поняли: для того, чтобы «Чайхона № 1» действительно стала местом на все случаи жизни, нужна детская история. Тогда в Москве не было ничего подобного. Да, открывались отдельные кафе, тот же «Андерсен», например, появившийся в 2010 году. Так вот, мы решили, что в наших ресторанах не хватает детских комнат, начали их строить. Да, с точки зрения рационального использования площадей и арендной платы это невыгодно. Это точно не принесет дополнительной прибыли, не увеличит оборачиваемость столов, но детский уголок нужен для гостей. К реализации проектов мы стали подходить не с точки зрения повышения доходов, а стратегически, желая привлечь гостей на долгое время. Потом проанализировали, чего еще не хватает. Нужно было создать зрелище, предложить людям развлечение. Поняли, что необходима живая музыка. В результате, создали продюсерский центр, где наши молодые ребята совершенствовали свое вокальное мастерство. Некоторые из них потом участвовали в шоу «Голос». А сегодня они выступают в ресторанах группы Restart. Кстати, это позже натолкнуло на мысль сделать в баре каждого нашего ресторана сцену, ставшую своего рода визитной карточкой наших новых ресторанов.

И учение, и развлечение

— Что еще предприняли?

— Сейчас пошли еще дальше: зная, что люди любят готовить, учиться кулинарному искусству, запустили проект под названием Live Kitchen, создав в своих ресторанах отдельные студии для проведения мастер-классов. Такого до нас никто не делал. Между тем, это дает людям возможность учиться готовить, проводить мероприятия и одновременно является своего рода развлечением, которого нет в других ресторанах.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о сути данного проекта.

— Идея проста: допустим, вы любите готовить и хотите пригласить гостей на свой день рождения, чтобы угостить их блюдами собственного приготовления. Но дома собирать компанию желания нет. Потому что придется сначала покупать продукты, потом стоять у плиты, а после праздника мыть посуду, заниматься уборкой. Мы же даем возможность приготовить блюдо на глазах у родных, близких и друзей, а уже сервировку стола и подачу, а также обслуживание гостей берем на себя.

— В общем, получается бесконечный творческий процесс…

— Абсолютно верно. Причем он касается всех наших проектов. Взять тот же OBEDBUFET, который сейчас реализуем совместно с Димой Сергеевым. Первый он создал в Петербурге самостоятельно, а московский уже с нами. И этот ресторан отличается от питерского. По сути, мы его докрутили уже сами, так, как сочли нужным, благо опыт реализации проекта с аналогичной концепцией у нас был.

О рестораторе

Алексей Васильевич Васильчук
Образование:
Первое высшее — экономическое 
Второе высшее —  MBA в МИРБИС. Стратегический менеджмент и управление
Совладелец ресторанного холдинга RESTART, в который входят такие проекты, как:
— «Чайхона №1» братьев Васильчуков;
— чайхона Easy;
— кулинарная студия Live Kitchen;
— ploveberry;
— Pizzelove;
— ресторанный проект «354»;
— Obedbufet;
— доставка;
— караоке-студия «Щас спою»;
— Burger Heroes;
— The Stolovka.
У Алексея Васильчука шестеро детей. В людях он ценит три вещи: честность, правдивость и искренность.
Для него семья — самое важное, что есть в жизни.
Любит путешествовать и заниматься спортом.

Алексей Васильчук. Мысли вслух
«Самое главное в бизнесе — люди, которые делают этот бизнес, которые рядом с тобой в трудную минуту. Все зависит только от них».
«Когда ты отдаешь, ты получаешь. Это закон сохранения».
«Любая ситуация — это куб, а у куба, как известно, шесть граней. Любую ситуацию надо рассматривать с разных сторон».

Сотрудничество на пользу дела 

— Алексей Васильевич, многие рестораторы предпочитают идти к успеху в одиночку…

— А я, наоборот, люблю объединяться с коллегами. Мне нравятся коллаборации. Считаю, чем больше людей вокруг, тем больше возможностей друг у друга научиться, сделать что-то лучше. Мы придерживаемся позиции win-win. Уверен, чем интереснее коллектив, команда, тем лучше.

— Возвращаясь к разговору о концепциях, расскажите, как возникла идея Ploveberry?

— В какой-то момент мы поняли: людям не хватает качественной еды за небольшие деньги. И еще важно, чтобы ее приготовили и подали очень быстро. Тогда и родился Ploveberry — на мой взгляд, уникальный проект, работающий сегодня на фудкортах. Он, по статистике, занимает четвертое место по популярности после KFC, Burger King и McDonald's. Чем объяснить такой успех? Причина проста: у нас вкусно, быстро, дешево, честно. Люди видят, как все готовится, поскольку это происходит у них на глазах. Нет никаких полуфабрикатов. В восприятии большинства российских людей фастфуд — это junking food (мусорная еда — англ.). Мы данный стереотип постарались сломать. Блюда готовим из хороших продуктов, в присутствии гостей. У нас формат открытой кухни. Абсолютно все на виду. Это и сработало.

Кстати, и упомянутый уже OBEDBUFET — тоже часть такой истории. Человек может прийти, быстро пообедать, поев еду ресторанного качества, в ресторанных интерьерах, таким образом, получив весь комплекс услуг.

— Чем еще планируете удивить?

— Сейчас открываем ресторан с очень интересной мясной концепцией. У него уже есть название — Steak it easy. Идею реализуем совместно с виноторговой компанией SIMPLE. Кухней займется хороший шеф-повар, наш любимый австралиец Сэбби Кэньон, работающий в «354». В меню будет представлена недорогая еда: три варианта стейков, столько же версий бургеров, супов и салатов. Все очень просто и понятно. Качественно и по весьма лояльным ценам, в том числе и на вино, что, думаю, удивит гостей, ведь алкоголь хотим предлагать по ценам розничных магазинов. Ведь не секрет, что сегодня люди уже начинают думать, куда им потратить заработанное. И дело не только и не столько в кризисе. Просто время так называемых халявных денег, простите за это выражение, прошло. Еще пять-десять лет назад было так, что куда не забрось удочку, можно достать средства. Под интересную мысль, идею. Сейчас ситуация изменилась. Зарабатывать стало гораздо сложнее. Причем всем. А соответственно, и расставаться с деньгами людям труднее. Они начинают понимать, что почем. И им не нравится осознавать, что их обманули, продали услугу намного дороже, чем она стоит на самом деле.

Исходя из нынешней ситуации, мы и строим свои проекты. Отсюда, собственно, и коллоборации с гастроэнтузиастами, например, с Настей Колесниковой. Она, на мой взгляд, абсолютно гениальный человек, женщина-огонь, которая способна собрать вокруг себя колоссальную энергию. Мы с ней объединились и делаем общий проект. А еще вместе с командой Burger Heroes — молодыми талантливейшими ребятами — будем тиражировать их ресторан не только в Москве, но и за ее пределами.

И конечно, у нас есть абсолютно новый интересный проект «354», который мы реализовали совместно с Димой Сергеевым, Сашей Каном, Илиадором Марачем, Сережей Солониным. На мой взгляд, это самая сильная команда, которую можно себе представить, и другой такой в стране больше нет. Это во всех смыслах серьезное объединение. И, думаю, когда мы полностью запустим весь проект, то удивим людей и форматом, и масштабами (ведь его площадь — 7 тысяч квадратных метров).

О ресторанах

«Чайхона №1» 
Москва — 33 ресторана
Санкт-Петербург — 1 ресторан
Воронеж — 1 ресторан

ObedBufet 
Москва — 4 ресторана
Санкт-Петербург — 1 ресторан
Кулинарная студия Live Kitchen 
Москва — 3 студии

Ploveberry
Москва — 5 ресторанов

Pizzelove
Москва — 1 ресторан
Караоке-студия «ЩасСпою»
Чайхона Easy
Москва — 1 ресторан

Burger Heroes
Москва — 1 бургерная

Ресторанный комплекс «354»
 

Перезагрузка, или Ресторан как искусство 

— Алексей Васильевич, что для вас ресторанный бизнес?

— Отчасти, ответ на вопрос в названии нашей компании — RESTART. В данном слове заложена вся философия подхода к бизнесу. Это и отдых как искусство, и ресторан как искусство, а не просто некий шаблон. К каждому проекту у нас индивидуальный подход. Очень тонкий, продуманный, с учетом огромного количества деталей. Но у названия есть и второй смысл — перезагрузка. Она происходит постоянно и касается всех: и нас самих, и наших сотрудников, и наших гостей, и ресторанного рынка, который развивается с катастрофически большой скоростью. И за эти годы мы для себя поняли: если не будем двигаться вперед, то попросту можем выпасть из обоймы. А потому нужно постоянно перезагружаться. Отсюда и наше сотрудничество с гастроэнтузиастами. Ведь мы даем молодым ребятам шанс осуществить рестарт, а затем, уже с новыми знаниями и новыми ресурсами, подойти к ресторанному бизнесу. Поверьте, мы и сами так поступаем. Это касается в том числе и нашего подхода к персоналу. Много думали и меняли в своих проектах, приобрели большой опыт. В результате поняли: главное, как я уже говорил, — это люди. Причем ценны не столько их профессиональные качества — профессии мы научим, — гораздо важнее качества личные.

А то, что мы создали множество заведений с разнообразными концепциями, дает возможность людям работать с нами, развиваться и горизонтально, и вертикально. Хочет человек работать в сегменте фастфуд — идет туда, появилось желание сосредоточиться на другом формате — casual, fine dining или luxury — нет проблем. Он может себя везде попробовать, оставаясь при этом внутри нашей компании. Мы создали огромный механизм, который позволяет сотрудникам попробовать себя на разных позициях и в различных ипостасях. И в этом наше конкурентное преимущество перед другим рестораторами, поскольку даем своим сотрудникам реальную возможность себя развить и проявить.

— Что является самым ценным для вас как для ресторатора?

— Люди, с которыми мы вместе работаем, и наши гости. Важно, чтобы и те, и другие чувствовали нашу заботу о них, ощущали себя частью одной семьи, где безопасно и можно быть самим собой. Это важно, ведь сегодня куда бы человек ни пришел, он зачастую видит агрессию по отношению к себе, а потому ему постоянно приходится либо защищаться, либо нападать. Такова современная жизнь.

Мы хотим избавиться от этого. Если нам удастся создать семейную атмосферу для сотрудников, они будут заботиться о гостях, отдавая им свою любовь. А гости обязательно оценят такое отношение к себе. Все очень просто. Мы стараемся либо делать очень хорошо, либо не делать вообще.

Что касается моего личного восприятия, то у меня в жизни есть две важные составляющие: семья и работа. Часто вспоминаю слова великого актера Евгения Леонова, который в свое время сказал, что счастливый человек — тот, кто утром с радостью бежит на работу, а вечером с таким же чувством бежит домой. Считаю, если удалось достичь такого баланса, значит, ты счастлив. Я это смог сделать. У меня есть любимая жена, любимые дети, которых шестеро, любимое дело, любимые сотрудники.

И мы стараемся, чтобы каждый, кто трудится в нашей компании, что-то обретал на работе. В этом, считаю, и есть призвание, смысл жизни человека — семья и работа.

Прогноз на будущее 

— Сегодня рестораны в России — бизнес или фан, как иногда говорят?

— На мой взгляд, это пока больше фан, развлечение. Сейчас не много компаний, которые бы относились к ресторанам как к серьезному бизнесу.

— Что для вас как для успешного предпринимателя по сей день является самым сложным в ресторанном бизнесе?

— Самое сложное — расставаться с людьми, увольнять их. До сих пор не могу к этому привыкнуть. Правда, не помню, когда от нас сотрудники уходили сами. Иногда, к сожалению, приходится с ними прощаться по объективным причинам. Когда подобное случается, решение дается мне очень тяжело. Вот почему, чтобы избежать подобных ситуаций, мы постоянно улучшаем систему набора сотрудников, ставим определенные фильтры, чтобы находить и оставлять людей с понятным фундаментом, с которыми можно дальше работать.

— Чего ему сейчас не хватает?

— Прежде всего, стабильности. А еще не хватает понимания, что такое гость. Кроме того, многие занимаются бизнесом ради денег, ради получения прибыли, хотя, на мой взгляд, думать нужно в первую очередь о госте и заботиться о нем.

— Алексей Васильевич, в каком направлении отрасль сейчас движется?

— С одной стороны, мы все ближе к Европе и к Америке, а с другой, создаем абсолютно новый тренд. Ведь Россия — это особая страна, которая всегда впитывала в себя самое лучшее, что есть в мире. Если обратимся к истории, увидим немало тому доказательств. Конечно, были и какие-то негативные вещи, но они у нас, слава Богу, не приживаются. Так что мы создаем новый тренд, новый ресторанный рынок. Кстати, многие иностранцы, приезжающие в Россию, уже сейчас замечают: «У вас такие заведения, которые и в мире-то нечасто встречаются».

Вообще, считаю, мы можем и должны быть лидерами в ресторанном деле, причем в мировом масштабе, нам по силам создавать тренды. Сейчас пока этого нет. До сих пор есть попытки ориентироваться на западный опыт. Но я все равно верю, что через десять лет Россия станет мировым трендсеттером в ресторанном бизнесе.

Беседовал Алексей Журавлев

Блиц для души 

— Несколько личных вопросов. Какую музыку предпочитаете?
— Не сказать, что я ее люблю и слушаю постоянно. Нравится красивая музыка, которая может быть всегда, та, что не раздражает, а гармонирует с душой — и церковная, и классическая, и современная. Из предпочтений — творчество групп «Калинов мост» и «Моральный кодекс». 
— Какая книга за последнее время произвела на вас впечатление?
—  Фредерик Лалу «Открывая организации будущего».
— Что такое счастье?
— Гармония с собой, с миром, с Богом, что, пожалуй, самое важное. Ведь ничего не будет, если нет гармонии с Богом, ведь Бог это и есть любовь.

Получить месяц бесплатной подписки

Спасибо, Вы подключили месяц бесплатной подписки!
Другие статьи
Смотреть все

Весомой составляющей успешной организации являются сотрудники. Гости кафе и ресторанов могут возвратиться за вкусной ...

С 1 января 2017 года в силу вступил пакет законов, касающийся создания системы независимой оценки профессиональной кв...

Филипп Романо, которого называют самым успешным ресторатором планеты, создавший более 20 ресторанных концепций, утвер...

Стильная поварская форма для ресторана
Изготовление барной атрибутики для ресторанов, кафе, баров Изделия из дерева для сферы общественного питания и г...
онлайн-сервис предзаказа и предоплаты еды в ресторанах и кафе
темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Публикации компаний
Вверх