• Мы:

Vinitaly: о винах, экспертах и оценках

Vinitaly: о винах, экспертах и оценках

В мире фактически ежемесячно проводятся международные винные выставки или ярмарки. Только в первой половине этого года их количество составило более десятка — они прошли в Нидерландах, во Франции, в Германии, Великобритании, Испании, Австрии, Чехии и, конечно, в Италии. Винный рынок России пока не дорос до мероприятий такого масштаба, а вот итальянцы на протяжении последних 44 лет проводят в Вероне одну из крупнейших в мире винных выставок Vinitaly, которую ежегодно посещают более 150 тысяч человек. В рамках этой выставки также ежегодно проходит дегустационный конкурс, где международное жюри оценивает вина из многих стран мира. Как происходит эта оценка, по каким критериям и каким образом, расскажет Кирилл Александров, директор одного из наиболее авторитетных российских журналов о напитках и гастрономии «Империя Вкуса», неоднократно принимавший участие в качестве члена жюри в международном винном конкурсе Vinitaly.

Vinitaly — это престижная выставка, которая предоставляет всем участникам возможность в течение 5 дней насладиться лучшими винами, представленными экспонентами из самых разных стран. Она проходит каждой весной в Вероне (Италия) с 1966 года в формате интенсивных деловых переговоров, соревнований, поисков новых контактов и бесчисленных дегустаций. На эти пять дней Верона становится мировой столицей высококачественных вин. Vinitaly посещает ежегодно более 150.000 человек.

— Кирилл, расскажите, как именно формируется жюри столь престижного проекта?

— Дегустационный конкурс проводится перед началом Vinitaly, с тем расчетом чтобы к началу выставки победители уже могли с гордостью продемонстрировать посетителям свои дипломы. Жюри проекта каждый год формируется заново, и если человек один раз попал в эту команду, то это вовсе не означает, что его будут приглашать всегда. Лично я принимал участие в работе жюри дегустационного конкурса Vinitaly дважды — в 2004 и 2008 годах. В ходе конкурса жюри представляются образцы вина со всего мира: в прошлом году их было порядка 3700. Такое серьезное количество вин на практике приводит к тому, что дегустационное жюри состоит примерно из сотни специалистов, из которых далее организаторы формируют группы по 5 человек. В каждую пятерку обязательно входят два энолога (или энолог и винодел, причем один из них итальянец, а второй — иностранец) и три журналиста, представляющих различные страны мира (в 2008 году на конкурсе работали представители 60 стран). Команда организаторов конкурса виртуозно справляется и с внушительным объемом бутылок (3700 образцов минимум по 6 бутылок каждого), и с лавиной из 310 тысяч оценочных листов. За время конкурса одних только бокалов используется около 25 тысяч! Я ездил на конкурс в качестве журналиста из России.

— И эти пятерки оценивают определенное количество вин?

— Все образцы, представленные на конкурс распределяются между разными группами жюри, с тем, чтобы каждая «пятерка» специалистов продегустировала определенное количество вин. При этом образцы, получившие наибольшее количество баллов, еще раз перераспределяются между группами и даются на повторную дегустацию. Все достаточно стройно и логично. Оценка вин членами жюри осуществляется по 100-балльной шкале, согласно дегустационному листу, разработанному Международным Союзом Энологов (UIOE).

— Как именно оценивается вино?

— В дегустационном листе тихих вин три основных раздела: «глаз», «нос», «рот». Для игристых добавляется еще один раздел — «перляж». Далее эти основные критерии разделяются на подпункты, которые, в свою очередь, оцениваются по определенной шкале баллов: «великолепно», «очень хорошо», «хорошо», «так себе» «недостаточно», «плохо», «отрицательно». Потом баллы суммируются и вину выносится итоговая оценка.

— И по каким критериям идет оценка «глаза», «носа» и «рта»?

— Прежде всего ставим баллы за прозрачность, тон вина, его интенсивность. Далее — нос: восприятие запаха. Здесь в критерии вынесены аутентичность, интенсивность, свежесть — гармоничность. Фактически те же критерии относятся ко вкусу, но здесь добавляются еще несколько: тельность, чистота вкуса и послевкусие. В случае с игристыми винами оценивается также перляж: размер пузырьков и длительность «игры» вина.

— Члены жюри в группе оценивают вина совместно?

— Нет, каждый член жюри работает самостоятельно. В целом это выглядит так: огромный зал с несколькими рядами столиков — рабочих мест — за которыми по одному сидят члены жюри. На каждом рабочем месте стоит определенное число бокалов по количеству образцов в «флайте». Также вода, оценочные листы, куспидор (ведерко для сплевывания). Во время дегустации никто из членов жюри не знает, какое вино дают ему на оценку. Известен лишь класс вина — красное оно, белое или игристое, а также выдержанное или нет. Ни сорт винограда, ни страна-производитель, ни что бы то ни было еще в дегустационном листе не указано: только 4-значный номер образца. На оценку каждого образца отводится четыре минуты, затем — следующий и так далее. Есть только перерывы на кофе-брейк и обед. В результате ежедневно пробуешь около сотни образцов. Это на самом деле утомительная работа, и члены жюри в шутку называют ее между собой wine race — винная гонка. Поэтому оценки каждого члена жюри прежде всего отражают соответствие качества и органолептики образца неким его «ожиданиям». Разумеется, при этом они могут быть не вполне объективными, поскольку, во-первых, если бы член жюри знал, к примеру, что за вино предложено на дегустацию, он, возможно, оценил бы его иначе, а во-вторых, комиссия не совещается между собой: один человек — одна оценка. Хотя в кулуарах конкурса зачастую можно услышать мнение, что все-таки хотелось бы обсуждать образцы и давать консолидированные решения по группам.

— А насколько объективной может быть оценка вина?

— Во всяком случае, организаторы конкурса в этом направлении стараются по максимуму. Все образцы вин полностью анонимны, что подтверждается заключением нотариуса, обязательно присутствующего на конкурсе. Максимальная объективность достигается путем усреднения множества оценок членами жюри одного и того же вина и повторной дегустацией образцов, получивших наибольшее количество баллов в своей группе. Что же касается оценок членов жюри — то, конечно, они выражают мнение конкретного эксперта и его личное представление о том, каким должно быть вино. Например, как оценить цвет розовых вин? Кому-то, к примеру, нравится интенсивный цвет, и он поставит такому вину за «насыщенность» более высокую оценку, а кому-то, напротив, импонирует нежный бледно-бледно розоватый, — и он оценку снизит… Как бы то ни было, в последние годы, по данным организаторов конкурса Vinitaly, больше баллов получают не тонкие элегантные вина, а яркие, выразительные, тельные. Также организаторы отмечают такую тенденцию: многие вина, представленные на конкурс по уровню оценок идут «ноздря в ноздрю» — разрыв между баллами очень маленький. И все же медали на Vinitaly по правилам конкурса получают самые достойные вина — всего 3% от всех представленных образцов.

— И что означает для вина получение медали конкурса Vinitaly?

— Прежде всего медаль Vinitaly говорит о том, что это конкретное вино скорее всего понравится потребителю. Причем потребителю в самом широком смысле, честно говоря, нет дела до технологических тонкостей производства конкретного вина — в каком именно дубе оно выдерживалось (да и выдерживалось ли вообще), проводилась ли малолактическая ферментация и так далее. Даже сортовой состав, возможно, отходит на второй план. Просто с большой вероятностью человек возьмет бутылку вина, попробует и скажет: «Да! Это хорошо!» То есть в какой-то степени медали, полученные на конкурсе Vinitaly — это сигнал для виноторговых компаний: «на это вино стоит обратить внимание — оно имеет все шансы стать коммерчески успешным».

Другие статьи
Смотреть все

Статья из дайджеста публикаций в журнале «РесторановедЪ». Не случайно название басни Ивана Андреевича Крылова обыгран...

Некоторые повара говорят, что не работают, а занимаются любимым делом. Большинство же жалуется, что у них всё плохо: ...

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

Текстиль для гостиниц, хостелов, баз отдыха оптом от производителя.
Автоматизация ресторанного бизнеса
Оснащение предприятий общественного питания.  
темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Публикации компаний
Вверх