• Мы:

Успех в ресторанном деле: харизма, опыт, английский язык

20 Июня 2012
Успех в ресторанном деле: харизма, опыт, английский язык

Когда-то, учась в университете в новосибирском Академгородке, я познакомился с профессором из Соединенных Штатов, который сказал: «Если хочешь всю жизнь быть бедным, продолжай заниматься филологией. Если хочешь стать богатым, нужно заниматься бизнесом». Это была переломная точка в моем сознании, и с тех пор, курса со второго, я начал думать о том, как мне сориентироваться на бизнес-жизнь. Преподавал английский, русский, подрабатывал репетиторством – так началась моя карьера. Пока еще не ресторанная! Но это было нечто, что меня, наверное, отличало от других студентов.

Сейчас, когда меня спрашивают: «Как же Вы стали ресторатором?», я вспоминаю то время. Маленький закрытый Академгородок. Несколько лет я приезжал туда на автобусе из Новосибирска по утрам и уезжал поздно вечером – изучая, кстати, в автобусе английский язык вместо того, чтобы слушать музыку, как делали фактически все мои однокурсники. В Академгородке, естественно, обедал. У нас было 2 или 3 ресторана, куда я постоянно заходил. Комплексный обед стоил не очень дорого даже по сравнению со студенческой столовой. Но то, что для меня было принципиально, - человек приходил, и к нему могли кого-то подсадить. И за столом я мог оказаться с кем угодно, таким образом знакомясь несколько раз с людьми, которые оказали впоследствии влияние на мою жизнь. И вот тогда я не мог понять, почему люди не ходят обедать в рестораны, питаясь исключительно в студенческой столовой? Стоимость обеда была примерно одинаковой, но все привыкли идти туда, набирать огромные подносы с едой – первое, второе, компот. А комплексный обед в ресторане предлагал выбор блюд и, кроме того, сервисное обслуживание.

Я начал рано путешествовать – и это сыграло, наверное, самую значительную роль в том, что в результате я стал разбираться в ресторанах, а потом занялся ресторанным бизнесом. Мне было 19 лет, когда после второго курса я впервые попал за границу. Но попал я сразу в Японию, где провел три месяца, - это было несколько учебных программ.

И сейчас, раздумывая над тем, что важно для того, чтобы человек развивался и стал успешным – в том числе и в ресторанном бизнесе, - я делаю вывод, что это несколько вещей. Прежде всего английский язык. Если вы этого языка не знаете, и его не знают ваши сотрудники, - вам будет очень сложно. Это как минимум, но, сами понимаете, чем больше языков вы знаете, тем лучше для карьеры. Я говорю, может быть, несколько неожиданные вещи, но хочу привлечь внимание не к тому, что обычно пишут в учебниках, а к тому, что в этой жизни реально пригодится. Я видел много учебников, как воспитывать персонал, как его развивать, и никто не говорит о самом главном. А самое главное в развитии человека – это английский язык.

Вторая вещь, которая при подборе персонала для ресторана очень важна, - это внешний вид. Сфера обслуживания связана с сервисом, и люди, которые здесь работают, должны быть в первую очередь приятными. Поэтому мы в свои заведения берем людей не опытных, не грамотных, а в первую очередь приятных. И это действительно важно! Когда я был студентом, меня до 25 лет нигде не принимали за русского – я был молодой, стройный (улыбается), - и внешность была одним из ключевых элементов, почему мне удавалось попасть на многие программы. Для всех иностранцев я был лицом России – то есть выглядел очень прилично, что позволило мне устроиться на хорошую работу, попасть во многие организации. Словом, это важный элемент для успешной ресторанной карьеры. Большинство людей у нас, к сожалению, одеты как колхозники, не следят за собой и ужасно выглядят. Это в ресторанном бизнесе – путь в никуда.

Следующий важный пункт – это опыт. Желательно, чтобы он складывался рано, и чем раньше, чем лучше. Однажды у меня сотрудница спросила, почему она – опытный кадр, уже в возрасте, - получает столько-то, а вот у другого сотрудника заведения (канадца), который гораздо моложе и не с таким опытом, зарплата выше. Я тогда, наверное, ответил не так, как она ожидала: «Он получает больше потому, что в детстве ходил в «Макдоналдс». Она меня не поняла. Но, к сожалению, нас с вами в России отделяет от других людей в мире то, что в нашей генетике ничего не заложено от ресторанного сервиса. Ведь большинство людей в мире водят своих детей в рестораны с самого детства, уча их правильно питаться. Так появляется опыт.

Например, моя супруга японка, и родители приучили ее с детства хорошо питаться. А Япония – это та страна, где любая кухня доведена до совершенства. Поэтому она хорошо готовит, хорошо разбирается во многих кухнях мира, и это нам сейчас очень помогает. Моя первая зарубежная поездка состоялась именно в Японию, где я смог попробовать фактически все, что существует в мире – от тайской и, естественно, японской кухни до итальянской и французской.

- English;
- внешний вид: человек должен быть в первую очередь приятным;
- опыт посещения ресторанов – как хороших, так и плохих (плохих, кстати, я посетил гораздо больше).
В интервью нашего издания «Я больше ресторатор, чем предприниматель» Денис Иванов делится своим опытом подбора персонала и работы с ним, высказывая свое мнение о том, почему в России так сложно развивается ресторанный бизнес.
Другие статьи эксперта
Смотреть все

Денис Иванов рассказал о своем проекте аутентичного ресторана в Новосибирске «Сибирь-Сибирь», о важных фа...

Другие статьи
Смотреть все

Статья из дайджеста публикаций в журнале «РесторановедЪ». Не случайно название басни Ивана Андреевича Крылова обыгран...

Некоторые повара говорят, что не работают, а занимаются любимым делом. Большинство же жалуется, что у них всё плохо: ...

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

Оснащение предприятий общественного питания.  
Текстиль для гостиниц, хостелов, баз отдыха оптом от производителя.
Изготовление барной атрибутики для ресторанов, кафе, баров Изделия из дерева для сферы общественного питания и г...

управляющий ресторана «Щелкунчик» — первопроходца концепта фри фло в Санкт-Петербурге.

темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Публикации компаний
Вверх