• Мы:

Автоматизация для будущей сети

Зачастую, открывая свое первое заведение, ресторатор подразумевает в дальнейшем возможность развития сети под единым брэндом. Как подойти к автоматизации процесса работы первого ресторана или кафе, чтобы автоматизация последующих заведений сети производилась максимально быстро и с минимальными финансовыми вложениями, рассказывают специалисты.

Вопрос автоматизации сетевых ресторанов стоит более остро, чем автоматизация отдельных точек питания. Несомненно, сетевой проект по своей функциональности и сложности превосходит стандартные решения для отдельного предприятия. Самые значительные трудности возникают при открытии первого заведения будущей сети ресторанов.

- Если небольшой, независимый ресторанчик без современной автоматизации еще может сохранять относительную эффективность работы, то при работе сети ресторанов и отсутствии автоматизации качество управления резко снижается, - рассказывает Владимир Двухименный, генеральный директор фирмы ЗАО \"ИСТ КОНСЕПТ\". - Как правило, работа под единым брэндом предполагает поддержание единых стандартов. Например, наличие единого прейскуранта, счета выдаваемого клиенту, единой системы дисконта, стандартной рецептуры, определенных правил учета и отчетности. Без автоматизированной системы поддерживать подобные стандарты весьма проблематично. Как правило, при функционировании сети ресторанов, кафе и баров производство и работа с клиентом осуществляются непосредственно на точке реализации. В то же время вопросы планирования, учета и отчетности решаются уже в центральном офисе, также из него может осуществляться оперативный контроль над деятельностью ресторанов, входящих в сеть. Чаще всего для этого используют соответствующие технические и программные средства.

- При открытии первого объекта у собственника обычно стоит выбор между различными системами автоматизации: клиент сравнивает программные продукты, возможности и предложения компаний. После того как выбор сделан и запущен первый объект, проблема выбора ПО для автоматизации последующих объектов, как правило, уже не стоит: чаще всего клиент заключает договор на автоматизацию с той компанией, с которой уже работает. Это очень удобно, так как персонал ресторана уже знаком с имеющейся системой автоматизации и нет необходимости нести расходы на дополнительное обучение сотрудников, - поясняет Александр Шуников, директор департамента продаж компании \"Тензор\". - Одним из преимуществ качественного программного обеспечения для автоматизации ресторанов является легкая масштабируемость системы. Например, автоматизировав один объект с использованием какого либо программного продукта из линейки наших товаров, впоследствии можно достаточно легко расширить систему. Кроме того, в случае если при автоматизации первого объекта производится установка удаленного офиса (офис, в котором находится руководство компании), последующее увеличении контролируемых объектов практически не составляет никакого труда. Синхронизация данных между удаленным офисом и рестораном в режиме off-line происходит при помощи выгрузок необходимой информации. Обмен выгруженными данными происходит через Интернет, соответственно, удаленность объектов друг от друга не имеет никакого значения.

Становится понятно, что значительных отличий в оборудовании для автоматизации сетевого и независимого ресторанов, в общем-то, нет. Поэтому, если развитие сети еще под вопросом или планируется через какое-то продолжительное время, то больших трудностей с автоматизацией быть не должно. Никаких дополнительных инвестиций на будущее при запуске первого объекта не требуется, система легко масштабируется. Единственное, что необходимо учесть, - нужен качественный канал связи с Интернетом, но с этим, как правило, больших сложностей не возникает. Поэтому, открывая свой первый ресторан, нужно предусмотреть будущую возможность выхода в глобальную сеть.

- Некоторые технические особенности возникают при организации второго объекта, при этом не важно, будет это удаленный офис или еще один ресторан, поскольку именно в этот момент работа компании переводится на сетевые рельсы. Дальнейшее увеличение количества автоматизированных объектов с точки зрения сетевой работы уже не принципиально, - продолжает Александр Шуников. – Если брать оборудование, никаких специально выделенных серверов за большие деньги для организации сетевой работы не нужно. Достаточно иметь стабильно работающий FTP- сервер, при этом мы рекомендуем своим клиентам не заниматься организацией своего собственного FTP-сервера, гораздо надежнее арендовать ресурсы внешнего сервера. Сегодня практически все провайдеры интернет-услуг предоставляют в аренду за символическую плату FTP-сервера».

- Все остальное оборудование такое же, как и в обычном ресторане. Это кассовые системы, как правило, с использованием фискальных регистраторов, а также стандартные компьютеры (рабочие станции, сервера). Может применяться специальное оборудование: считыватель для кредитных, дисконтных карт; сенсорные терминалы, весы и другое, - объясняет Владимир Двухименный. - В качестве примера можно привести комплексную автоматизацию фирмы «АмРест», которая включает в себя около семи десятков ресторанов в разных городах страны. Все они работают по единым стандартам и управляются из центрального офиса в Петербурге. В единую глобальную сеть объединено более четырехсот рабочих мест, включая автоматизированные точки продажи. В качестве автоматизированной системы управления для «АмРест» в России используется комплекс задач «Русский Ресторан» входящий в Корпоративную Информационную Систему «Intellect Style». Это современная разработка, построенная на последних достижениях в области информационных технологий.

Система построена таким образом, что в случае потери связи с центральным офисом каждый ресторан может функционировать независимо, и после восстановления связи вся накопленная за время работы информация будет передана в центральный офис. Кроме того, ситуации разрыва связи бывают чрезвычайно редки, и в случае их возникновения быстро устраняются. В целом же настоящая система позволяет эффективно управлять десятками ресторанов, расположенных на значительном расстоянии друг от друга, осуществлять стратегическое и оперативное управление сетью.

- Опыт внедрения систем автоматизации позволил сформировать некий стандартный набор необходимого функционала, однако в ряде случаев клиент приходит со своими идеями и видением вопроса, - комментирует Александр Шуников. - Система автоматизации построена так, что сразу после того, как бармен продает, скажем, 50 граммов виски, продукт автоматически списывается, формируются бухгалтерские проводки и производится начисление зарплаты бармену за конкретную продажу. При этом ресторан может находиться в Ярославле, бухгалтер – в Москве, а руководитель компании - на Фиджи. Каждый из участников процесса практически в любой момент времени может получить интересующую его информацию из единого информационного пространства. Информация, которую можно получить, будет иметь необходимую детализацию в зависимости от роли участника. Так, администратор ресторана будет знать остатки по складу в зависимости от сорта и марки алкоголя, бухгалтер получит данные, необходимые для плана счетов, руководитель увидит консолидированную управленческую информацию по всей сети или по каждому заведению в отдельности.

В заключение хотелось бы отметить, что при выборе того или иного технического решения для автоматизации предприятия питания необходимо прежде всего обращать внимание на его функциональность, удобство и надежность в эксплуатации, а также на соответствие ценовых характеристик возможностям приобретаемой системы.

Другие статьи
Смотреть все

Статья из дайджеста публикаций в журнале «РесторановедЪ». Не случайно название басни Ивана Андреевича Крылова обыгран...

Некоторые повара говорят, что не работают, а занимаются любимым делом. Большинство же жалуется, что у них всё плохо: ...

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

Группа компаний «СофтБаланс» была основана в 1993 году. Наша деятельность направлена, прежде всего, н...
«ФАРТОВ» ГК - профессиональный импортер торгового и пищевого оборудования из стран Юго-Восточной Азии.
Автоматизация ресторанного бизнеса
темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Публикации компаний
Вверх