• Мы:

\"Игры\" на фудкорте

\"Игры\" на фудкорте

За кризисный год популярность торговых комплексов как мест дислокации общепитовских проектов значительно возросла.

По данным консалтинговой компании Colliers International, 10-30% всех посетителей торговых комплексов (ТК) приходит в них специально, чтобы посидеть-перекусить на фудкорте или в размещенных в ТК кафе и кофейнях. Причем если в среднем за кризисный год стоимость покупательской корзины за разовый поход в ТК упала на 30%, то средний чек ресторанных двориков изменился примерно на 10%. В кризис многие ресторанные проекты стали присматриваться к торговым комплексам, чтобы быть ближе к потенциальным клиентам. Но далеко не каждый проект может заинтересовать управляющую компанию ТК. Кому и в каком случае может быть отдано предпочтение? Об этом мы беседуем с Ольгой Штода, директором по развитию и маркетингу управляющей компании BlackStone Keeping Company.

- Ольга, когда-то ТК довольствовались фудкортами, а сегодня выделяют под рестораны и кофейни отдельные помещения вне ресторанного дворика. Это тренд?

- Именно арендаторы-рестораторы проявляют интерес к торговым центрам, к определенным форматам, а владельцы ТЦ лишь удовлетворяют данный спрос, не они создают новую тенденцию. В последний год, когда доходы населения сокращались, потребители реже стали посещать рестораны. При этом в торговые центры люди продолжали ходить, иногда даже просто посмотреть и провести время. Поэтому, открывая свое заведение в ТЦ, рестораторы идут навстречу своим покупателям. На наш взгляд, очень понятная стратегия.

Это и экономически объяснимо: затраты арендаторов на открытие новой точки на фудкорте ТЦ значительно ниже, чем вложения в кафе в отдельном помещении, а тем более - в строительство нового объекта (коммуникации уже есть, санузел, входную группу и т. п. делать не надо). Кроме того, найти свободное помещение на \"бойком месте\" в стрит-ритейле сложно, а в ТЦ гарантирован определенный поток клиентов. Да и арендные ставки в торговых комплексах за последний год значительно снизились.

- Существует какой-то \"дежурный набор\" операторов, которые должны быть представлены на фудкорте?

- Во-первых, все арендаторы фудкорта должны работать в формате фаст-фуд. Без привязки к конкретным брендам в ресторанном дворике обычно представлены: оператор русской кухни, итальянской, японской, американского фаст-фуда, кофейня, мороженое, соки, обязательно какой-то проект для детей. Последняя тенденция - операторы, позиционирующиеся как заведения здоровой пищи.

- По финансовым вложениям для управляющей компании (для владельца ТЦ) организация места под ресторан вне единого фудкорта более накладна?

- Собственнику ТЦ проще сдать площадь под отдельный ресторан, т. к. в этом случае владелец заведения общепита самостоятельно делает ремонт, устанавливает оборудование и впоследствии самостоятельно занимается обслуживанием своей площади, включая уборку и вывоз мусора (или прибегает к услугам управляющей компании, но в любом случае это не является обязанностью собственника). Но собственник среднестатистического комплекса не может всю площадь, которая предназначена под общественное питание, сдать в аренду отдельным ресторанам и кофейням - это не будет соответствовать запросам среднего посетителя торгового центра. Основная масса посетителей торговых центров отдает предпочтение более доступным по цене и предлагающим разнообразный ассортимент операторам, представленным в рамках фудкорта. Если владелец ТЦ будет ориентироваться только на рестораны, привлекательность его объекта может снизиться в глазах посетителей.

Фудкорт на данный момент является одной из обязательных составляющих современного среднеценового торгового комплекса, т. к. делает пребывание в нем более комфортным и продолжительным, а наличие ресторана не является обязательным. Необходимость его может быть продиктована особенностями целевой группы ТЦ или, возможно, наличием вакантных мест в нем. И здесь собственник определяет, что ему более выгодно: сдать вакантную площадь под ресторан или под магазин. (В этом случае он ориентируется на арендную ставку).

- Есть случаи, когда предпочтительнее отдельные рестораны и кафе, а не фудкорты? Может быть, в специализированных ТЦ (строительных, мебельных и пр.) или в дорогих комплексах?

- Требования к предприятиям общественного питания зависят не только от специализации торгового центра, но от его площади и количества посетителей: чем больше посетителей, тем больше должно быть представлено операторов общественного питания, чтобы удовлетворить вкусы разных людей. Еще надо учитывать, заинтересованы ли собственники ТЦ в создании условий, чтобы покупатели проводили как можно больше времени в центре. Если да, то они серьезно продумают вопрос с общественным питанием. Хоть какое-то кафе в ТЦ необходимо, если он находится далеко от центра города и поблизости нет предприятий общепита. Не надо забывать еще и то, что общепит в ТЦ создается не только для посетителей, но и для персонала. Поэтому заинтересованные предприятия общепита почти всегда найдут себе нишу.

Если комплекс - высокого ценового сегмента, его может заинтересовать ресторан и (или) кофейня. Если товары ориентированы на массового покупателя, то преимущество будет все-таки за фаст-фудом, и не обязательно на фудкорте.

- Ситуация с приоритетами в региональных ТЦ и в столичных сильно отличается?

- Да. Если в Москве нет проблемы сдать в аренду площадь, предназначенную для фудкорта, - собственнику необходимо просто выбрать какой-либо из уже известных брендов или совсем новых, но способных полюбиться потребителям, - то в регионах все намного сложнее. Федеральные сети сегодня не готовы идти туда, а своих профессиональных операторов в регионах практически нет. Если есть сильные местные игроки рынка, то многие из них не работают в формате фудкорта, а лишь открывают различные предприятия общественного питания на собственных площадях в категории \"стрит-ритейл\". Вот и приходится собственникам региональных торговых центров совместно с управляющими компаниями брать организацию фудкорта на себя. Но надо отметить, что собственники ТЦ не становятся при этом рестораторами. В такой ситуации они работают в партнерстве с местными операторами, имеющими опыт, но не имеющими брендов, и создают новые фуд-проекты. Например в ТРЦ \"САНиМАРТ\" (г. Пенза), за эксплуатацию которого отвечает УК BlackStone Keeping Company, было принято решение отказаться от фудкорта (основная причина - отсутствие операторов, готовых работать в таком формате) и представить в ТЦ несколько автономных предприятий общественного питания на каждом этаже. На первом - суши-бар федеральной сети \"СушиХаус\" (площадью 700 кв. м), на втором этаже, рядом с зоной развлечений - кафе и кофейня. В \"САНиМАРТ\" собственник и управляющая компания не участвуют непосредственно в деятельности оператора общественного питания, отношения строятся на уровне арендодатель - арендатор. То есть арендатору сдается площадь и с ним согласовываются общие вопросы (дизайн-проект помещения, часы работы и т.д.), но при этом он самостоятельно делает ремонт, покупает все необходимое оборудование.

- А какое направление или какой формат должно иметь заведение общепита, чтобы заинтересовать управляющую компанию ТЦ в Петербурге или Москве? Особенно если оно новое?

- Если ТЦ выбирает среди существующих операторов, то, как правило, отдает предпочтение самым успешным, которые при этом соответствуют целевой аудитории торгового центра. Если же речь о новом проекте, то формат может быть любой, главное чтобы была понятная концепция, внятный бизнес-план.

По данным консалтинговой компании ASTERA, на сегодняшний день в Москве стоимость аренды кафе на фудкорте варьируется от 2500 до 4500 рублей за 1 кв. м в месяц (оплачивается площадь кухни, зона со столиками - общая на весь фудкорт). Аренда помещения в торговом комплексе вне ресторанного дворика стоит 1500-5000 рублей/кв. м/мес., в зависимости от конкретного торгового комплекса и расположения кафе (какой этаж, главная ли галерея, есть ли отдельный вход и т. д.).

В Санкт-Петербурге, при прочих равных, аренда места на фудкорте близка к столичной - 2000-5000 руб./кв. м/мес. А вот за пределами ресторанного дворика ТК она уже ниже московской - 1000-2500 руб./кв. м/мес.

Все цены указаны без НДС и коммунальных услуг.
Другие статьи
Смотреть все

Статья из дайджеста публикаций в журнале «РесторановедЪ». Не случайно название басни Ивана Андреевича Крылова обыгран...

Некоторые повара говорят, что не работают, а занимаются любимым делом. Большинство же жалуется, что у них всё плохо: ...

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

Текстиль для гостиниц, хостелов, баз отдыха оптом от производителя.
Оснащение предприятий общественного питания.  
Группа компаний «СофтБаланс» была основана в 1993 году. Наша деятельность направлена, прежде всего, н...

управляющий ресторана «Щелкунчик» — первопроходца концепта фри фло в Санкт-Петербурге.

темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Публикации компаний
Вверх