Top.Mail.Ru

Татьяна Елизарова, тренинг-менеджер центра обучения Sense of Coffee, эксперт по качеству кофе: «Ваша миссия — нести кофейную культуру»

13 Февраля 2015
Татьяна Елизарова, тренинг-менеджер центра обучения Sense of Coffee, эксперт по качеству кофе: «Ваша миссия — нести кофейную культуру»

Чтобы кофейня хорошо работала, помимо оборудования и зерна, важна её концепция — идея, объединяющая команду, — и обучение этой команды. Думаю, фактически из любого человека можно сделать хорошего сотрудника, но для этого с ним нужно работать изначально, с первого же дня его прихода в вашу кофейню.

Татьяна Елизарова имеет большой опыт работы в разных кофейных заведениях, в том числе «Кофемания», «Коста Кофе» (при этом обучение проходило в Великобритании), «Кофеин» и в школе бариста. Сейчас работает с крупными кофейными компаниями и продолжает обучать бариста.

С первого дня стараемся раскрыть человека и сами раскрыться для него


Прежде всего, нового сотрудника очень осторожно, мягко и плавно следует погрузить в вашу идею: рассказать, кто вы такие, в чём ваша миссия и какая идея двигает вашу кофейню — то есть ради чего, собственно, вы работаете. Потому что, понятно, что в бизнесе все работают ради денег, но если идея кофейни — исключительно принесение прибыли владельцу, её ждёт оглушительное поражение. Ваша миссия — нести кофейную культуру, открыть людям, каким может быть вкус кофе, удивить их, поднять настроение, передать им нашу любовь к кофе. Сделать хороший кофе частью повседневной жизни любого человека! Обо всём этом следует рассказать новому сотруднику, и лучше всего это сделать, конечно же, за чашкой кофе. Чтобы он почувствовал себя комфортно с первого же дня.

Иногда человек, который устраивается на работу в кофейню, говорит, что он не любит кофе, — и это вовсе не показатель. Это не означает, что такого кандидата следует тут же вычёркивать из списка: не обязательно, что тот, кто не любит этот напиток сейчас, не полюбит его потом.
В данном случае важна не любовь к кофе, а отношение к людям. Если человек закрыт, недоверчив, не умеет и не любит разговаривать с людьми, то он станет прекрасно варить кофе. Он может понять все процессы варки, но он вряд ли сумеет столь же быстро раскрыться и начать общаться. А в кофейне крайне необходимо уметь общаться с гостями, вести себя с ними легко и открыто. Так что — с первого дня стараемся раскрыть человека и сами раскрыться для него.

Что следует и чего не следует рассказывать в первый же день работы


В первый же день, разумеется, новому сотруднику нужно также показать помещение, описать работу.

Мы показываем ему, где ему предстоит работать, где брать всё необходимое, объясняем, сколько он будет работать, а сколько — отдыхать, какую форму будет носить, во сколько ему нужно приходить (например, если смена начинается в 08.00, то уже в 07.40 он должен быть на рабочем месте) и уходить, а также говорим, сколько и когда он будет получать. Словом, объясняем все самые важные позиции, чтобы он смог представить, что его в этой кофейне, собственно, ждёт, чтобы он шёл сюда уже сознательно.

Потому что большинство кандидатов ничего этого не представляет и идёт, чтобы только зарабатывать, задавая вопросы лишь о том, сколько он будет находиться на работе и сколько получать денег. Они считают, что этого вполне достаточно; а наша задача — объяснить, что нет, не достаточно, а, напротив, очень и очень мало.

А вот знакомить со всеми сотрудниками как раз вовсе не обязательно: человек вряд ли с ходу запомнит даже несколько имён, поскольку информации и без этого будет переизбыток. Так же, как и не стоит в первый же день знакомить с меню — очень часто неподготовленный человек теряется при первом знакомстве с меню, так как там бывает много незнакомых для него терминов, незнакомых названий, сортов кофе и прочего. Кроме того, до его работы с меню должно пройти ещё какое-то время. Потому что, как мне кажется, первой задачей, которую мы ставим перед новичком, должно быть простое мытьё столов, уборка посуды и уборка бара.

Кроме того, мы всегда поручаем новому сотруднику досыпать в баре заканчивающиеся ингредиенты для производства напитков — это должно происходить, несомненно, под контролем бариста, но новичку это даёт возможность, во-первых, знакомиться с ингредиентами и ассортиментом; во-вторых — приучает его к правильному порядку работы в баре.
В некоторых кофейнях такая школа для новенького длится один-два дня, а в некоторых — несколько месяцев. Когда сотрудник понимает, что в этой кофейне происходит, знает всю рутинную работу, видит, как работает бариста и остальные участники процесса, можно начинать его потихоньку вводить непосредственно в профессию.

Введение в профессию: знакомство с оборудованием и определение понятия вкуса


Введение непосредственно в профессию начинается со знакомства с оборудованием. Мы объясняем, что такое кофемашина, как она работает и что нужно делать, чтобы она правильно функционировала, и показываем, как за ней ухаживать, а именно — ежедневно промывать. Обязательно нужно рассказать и показать, как она устроена. Потому что большинство поломок происходит оттого, что человек просто нажал не на ту кнопку и что-то несвоевременно включил или выключил. То же самое с кофемолкой: мы объясняем, как она устроена, показываем, как работает и как её чистить.

В дальнейшем уже надо объяснять, как готовить кофе, какие есть параметры приготовления — например, вес кофе, время экстракции и прочее; и объяснить и показать, как попасть в эти параметры.
Следующее — это дать понятие вкуса. И это уже достаточно сложно — объяснить человеку, каким должен быть вкус хорошего кофе. Мы просто рисуем график, который так и называется — «Баланс вкуса» (см. рисунок), и объясняем: если наш кофе попадает в верхний левый угол, то есть он насыщенный и кислый, то это означает, что он не до конца экстрагирован — попросту не выварен, — и при этом в нём была использована большая дозировка. Потому что насыщенный — это всегда большая дозировка; кислый — всегда недоэкстрагирован.

Далее очень важно не просто показать и объяснить, а сварить такой кофе, специально давая большую закладку и недоэкстрагируя его, чтобы молодой сотрудник попробовал и понял вкус. Переходим дальше.
Если кофе попадает в нижний левый угол — он насыщенный и горький, значит — большая дозировка и переэкстрагирование. Показываем.
Далее — кофе горький и водянистый: большой пролив, маленькая дозировка; кислый и ненасыщенный: крупный помол, маленькая дозировка, не до конца экстрагирован. Всё показываем, даём пробовать.

Таким образом мы показываем, что вкус настраивается, и при помощи правильной дозировки, правильно настроенного помола и правильного времени экстракции приходим к идеальному вкусу. Рисуем в центре окружность и объясняем, что здесь — баланс, здесь — идеальная чашка и здесь всегда будет сладость.

И даём попробовать хорошую чашку кофе!

Последний этап обучения: сварить идеальную чашку кофе путём проб и ошибок


Только после этого он может попробовать приготовить кофе сам. При этом мы меняем или температуру в кофемашине, или помол в кофемолке — какой-либо параметр, — чтобы он смог самостоятельно, путём проб и ошибок, сварить идеальную чашку кофе. Потому что к этому этапу у него в голове уже сложилось понимание того, что такое хороший кофе.

Несколько лет назад никто никому ничего не объяснял. У меня, например, на то, чтобы приготовить хорошую чашку эспрессо, ушло три года. Мне сказали, что для этого нужно примерно 30 мл воды, дозировка — на глаз, помол — как считаешь нужным: всё — с этим я и работала. Три года ушло, пока я смогла сказать самой себе: «Вот, теперь я, наконец, что-то понимаю». Хотя свой плюс в этом, несомненно, есть: я научилась просто на вкус подбирать помол и варить кофе.

Сейчас мы всё контролируем, знаем время экстракции, знаем дозировку и можем делать выводы. Молодому бариста мы даём возможность самому готовить напиток и проверяем его, переходя в дальнейшем к приготовлению капучино — то есть напитков с молоком.

Для этого также надо провести тренинг: показать, как работать с молоком, как приготовить чашку правильного капучино, и дать возможность потренироваться самому. Молоко здесь — расход неизбежный, но можно его разбавить на 30% водой: оно так же продолжает взбиваться и на нём можно учиться. Есть и ещё один вариант замены, на котором можно проводить тренировки, — это «Фейри» с водой: данный ингредиент также взбивается как молоко. Его можно использовать в самом начале обучения, чтобы человек понял принцип приготовления, а потом всё же лучше перейти на разбавленное молоко.

В конце, конечно, проводится экзамен, причём достаточно сложный — иногда люди сдают его по нескольку раз.

Так человек становится бариста. Иногда в маленьком заведении он выполняет ещё и роль кассира, и это объективно понятно. Но я не советую ставить его ещё и менеджером: для этого нужны другие знания. Поэтому в больших сетях, где практикуется взаимозависимость и люди должны уметь выполнять обязанности и бариста, и кассира, и менеджера, новых сотрудников обучают сразу на все три профессии. Это удобно, хотя занимает, конечно, больше времени.

Кроме того, большие сети практикуют обучение в тренинг-центрах. Небольшие заведения этого позволить себе не могут и обучают сотрудников во время работы, выбирая для этого малопосещаемые гостями часы.

Имейте в виду, что тренеру, обучившему нового сотрудника, полагается бонус к заработной плате, и это является хорошей мотивацией.

«Понятно, что в бизнесе все работают ради денег, но если идея кофейни — исключительно принесение прибыли владельцу, её ждёт оглушительное поражение. Ваша миссия — нести кофейную культуру, открыть людям, каким может быть вкус кофе, удивить их, поднять настроение, передать им нашу любовь к кофе. Сделать хороший кофе частью повседневной жизни любого человека!»
Бариста обычно приходят работать молодые люди: зрелых, к сожалению, маловато. Но если они приходят, не отталкивайте их: эти люди очень ответственно относятся к работе и очень быстро обучаются. Они замотивированы, стабильны, им нравится эта работа и просто в силу жизненного опыта они умеют правильно разговаривать с гостями. И если они включаются (а «включить» их — это ваша задача), то потом на них можно положиться.
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх