Top.Mail.Ru

Окила Азизова: «Моя задача – собрать коллектив профессионалов»

25 Января 2012

Мы уже не раз писали о женщинах-рестораторах, ведущих свой бизнес твердой рукой и успешно конкурирующих с мужчинами. Но их всех объединяет одно: каждую из них поддерживает семья – муж и дети. Так что зря говорят, что невозможно совмещать домашнюю и профессиональную деятельность: это действительно очень сложно, но возможно. Наши женщины-рестораторы – тому пример.

В ресторанном бизнесе Петербурга Окила Азизова с 2002 года. Устроилась официанткой сразу после школы, чтобы заработать деньги на учебу, - хотела поступать в медицинский институт. Но настолько понравилась ресторанная атмосфера, что поступила не в медицинский, а в экономический вуз, который и окончила со специальностью «Экономика и управление на предприятии». Параллельно с работой официантки Окила решила осваивать профессию бармена и устроилась барменом в другое заведение, причем исключительно на ночные смены. «Надолго меня, конечно, не хватило, - смеется она, - организм взбунтовался, но в результате меня порекомендовали уже в третье заведение на должность администратора». С этого началась ее руководящая карьера, потому что потом ее пригласили уже на должность управляющего небольшого заведения – а было ей тогда всего 19-20 лет. Через какое-то время она ушла работать администратором в заведения покрупнее – рестораны «Дастархан» и «Гюльчатай» сети «Тритон». А в 2006 году проводился конкурс красоты среди представительниц ресторанного бизнеса – и Окила его выиграла!
Через год ей поступило предложение помочь в открытии заведения «Артишок», далее Окила помогает в открытии ресторана «Санам» и некоторое время работает там заместителем генерального директора, а потом – задумывается над открытием собственного заведения.

А Окиле Азизовой в свои 26 лет приходится совмещать целых три роли – ресторатора, а также молодой жены и матери. Эта женщина свой первый проект с инвестором реализовала, когда ждала первого ребенка, а первый собственный ресторан открыла, когда ждала второго. Несмотря на свою молодость, Окила отнюдь не новичок в ресторанном бизнесе, и ее наблюдения и выводы могут быть интересны и людям более опытным, имеющим не одно заведение.

- Я решила, что пора открывать собственный ресторан. В конце концов, кто не рискует, тот не побеждает. Самое главное, что я прошла школу официантов, школу администраторов, знаю и понимаю эти профессии изнутри; знаю, что такое сбор документов на открытие заведения, - в «Артишоке» я уже собирала полный пакет документов. Я готова к открытию своего заведения! Муж меня поддержал, мы арендовали помещение в нашем районе и в апреле прошлого года открыли кафе «Al.maz».
 

Поменяв концепцию, часть гостей мы потеряли



- Арендованное помещение уже было готово к ведению бизнеса или его надо было переделывать?

- Раньше в нем было пивное заведение, а потом кафе с восточной тематикой, которое его учредители решили продать. Мы обновили весь интерьер, потому что хотели сделать заведение для людей со средним и чуть ниже достатком: район у нас спальный, и желающих пообедать или поужинать в хороших условиях много, а бюджет у них небольшой. Мы решили сделать акцент на эту категорию гостей – студентов, семейную молодежь и семейных людей среднего возраста с достатком чуть ниже среднего.

- Окила, а зачем Вы меняли концепцию, не проще ли было оставить пивной бар?

- Он был совершенно не выгоден. Пиво здесь стоит максимум 100 рублей, гренки дешевые. Потока клиентов нет, люди приходят и сидят часами. И визуально кажется – хорошо, зал заполнен весь! А на выходе-то – пусто. И у нас – аренда, зарплата, коммунальные платежи – ничего не окупается. Что делать? Повышать стоимость пива? Но за 150 рублей его пить здесь не будут. Делать более разнообразные закуски? Из них по-прежнему будут выбираться самые дешевые. Чтобы «вытянуть» заведение, нам пришлось думать о смене концепции.

- А кафе до вас каким было?

- Здесь преобладала восточная тематика, мы решили, не внося серьезных изменений в концепцию кафе, сделать его более европеизированным. Мы просчитали и поняли, что в первое время, конечно, придется тяжело – нас ведь еще не знают, - но потом мы сможем привлечь ту категорию гостей, которая нам нужна. К концу года нас действительно стали потихоньку узнавать.

- Но восточное направление решили оставить?

- От полного Востока ушли. Хотя от него у нас остались кабинки: гостям очень нравится закрыть шторки и чувствовать себя обособленно от остальных. Но кальянную комнату сейчас переделываем под vip-зал (банкетный). В кухне элемент Востока тоже остался, но основа меню, процентов 60, – это все же блюда европейской кухни, к которым все давно привыкли. Как дополнение – блюда восточной кухни и японской.
 

Вместо шеф-повара взяли старшего повара



- Шеф-повара для ресторана сразу нашли?

- Нет, не могли найти очень долго: вроде бы и желающих на эту должность было достаточное количество, и профессионалы хорошие, и люди неплохие, а начинают работать – месяц-два все нормально, а потом вижу: он уже устал, ему надоело… Но я очень рада, что независимо от сложностей подбора шеф-повара, мы смогли сложить хорошую поварскую команду. Я благодарна этим ребятам, которые поверили в наше заведение, пришли к нам на работу и сумели наладить деятельность кухни в то время, когда шефа мы еще только искали.

- Но в результате нашли?

- У нас сейчас старший повар, который выступает в роли шефа. Пока мы этим довольны. Он регулирует работу на кухне и сам на ней работает. Потому что с шеф-поварами у нас возникла еще одна сложность. Наше заведение работает не только днем, но и в вечернее время, и основная публика приходится как раз на вечер. И у всех шеф-поваров, с которыми я разговаривала, было мнение, что шеф должен прийти, разработать меню, показать, как готовятся блюда, но сам при этом блюда может и не готовить, и в вечерней работе не участвовать: «У меня восьмичасовой рабочий день!» Но нам здесь не нужен шеф-звезда! У нас ежедневная, ежевечерняя работа, которую надо выполнять. Эта проблема полностью снимается, когда возглавляет кухню не шеф-повар, а старший повар: он ведь совершенно такой же, как остальные, просто должностных обязанностей у него больше.
 

Карьеру очень часто проще сделать именно в маленьком заведении, а не в сетевом



- Администраторов тоже долго искали?

- Кого-то нашли, кто-то пришел целенаправленно ко мне. Из тех кадров, что сейчас со мной трудятся, одну сотрудницу я знаю еще со времен, когда она работала у меня официантом в «Артишоке». Когда я ушла в другое место, позвала ее администратором. Сейчас она у меня работает старшим
администратором. Я считаю, что человеку надо дать возможность развиваться: если он хочет этого, он сможет очень многое.

- Но потом этому сотруднику может стать тесно в Вашем заведении, и он начнет поиск чего-то более для него интересного…

- И пусть! Я и сама когда-то это делала. Конечно, человек растет, развивается, и если она найдет другую работу, я за нее только порадуюсь. Пусть набирается знаний, опыта, а если потом захочет к нам вернуться, может быть, уже в должности директора, - я рассмотрю ее возвращение. Понимаете, строительство карьеры в маленьком заведении имеет свои положительные и отрицательные стороны – точно так же, как и в большом, как и в сети заведений.

- В сети заведений строить карьеру, наверное, проще?

- Не скажите! Дело в том, что здесь, в маленьком ресторанчике, все на виду, и владелец сразу видит тех, кто может расти, и в своих дальнейших планах учитывает эту возможность. А в сети заведений ты можешь быть отличным профессионалом и быть готов к росту, но заместителя директора, к примеру, ты устраиваешь на своем месте. И он не стремится тебе больше ничего предложить, потому что, во-первых, ты его устраиваешь, а во-вторых – он только заместитель. Над ним есть директор, генеральный директор, владелец – и эти люди конкретного профессионала, который засиделся на месте, не видят. Чтобы тебя заметил генеральный директор или владелец заведения, надо иногда прыгнуть через голову, а профессионал этого делать никогда не будет именно потому, что он профи, а не карьерист. Он хочет заниматься делом, а не плести интриги. В этом сложности карьерного роста в сетевых заведениях. У нас пока все проще: я вижу своих людей и понимаю, кому и что можно предложить. Я хочу создать команду и надеюсь, что это получится.

- Слаженный коллектив – это всему делу основа…

- База, да. Потому что одна я со своим желанием и со всеми своими инвестициями могу сделать очень мало. Нужно, чтобы в каждом подразделении были профессионалы, радеющие за общее дело. И моя задача – собрать их всех вместе.
 

Разумная ценовая политика – краеугольный камень успеха всего предприятия



- Окила, как же составлялось меню, если не было шеф-повара?

- Я сама во всем принимаю активное участие! И составлением меню занималась сама, вплоть до калькуляции: мой предыдущий опыт работы вполне позволяет это делать. Я знаю, как просчитывать себестоимость блюда, и поэтому всегда контролирую эти расчеты. Что касается непосредственно ассортимента блюд, то понятно было, что необходимо вводить прежде всего стандартные европейские, которые есть в любом заведении – такие как Цезарь или Греческий салат. Далее, позиции, любимые всеми, – долму, например. Наконец, мы вводили какие-то блюда, которые я разрабатывала совместно с шеф-поварами заведений, в которых работала ранее, - я принимала активное участие в работе всех ресторанных служб, в том числе и кухни. Поэтому хотя у меня нет поварского образования, эту работу знаю не по наслышке.

- И японское меню составляли сами?

- Нет, хотя японское меню у нас очень простое, мы специально приглашали профессионального сушиста, который поставил нам работу японского направления. Он же обучил одного из наших поваров, который сейчас за это направление отвечает.

- А как Вы определяете свою ценовую политику?

- В каждом заведении ценообразование определяется, конечно, прежде всего себестоимостью блюд. У тех же салатов есть своя «чистая» цена. Наценка же делается, исходя не только из себестоимости блюд, но из стоимости аренды, фонда заработной платы, стоимости коммунальных услуг и хоть какой-то прибыли. Просчитав все это, назначается цена конечного. Я за то, что лучше сделать цену ниже, но пусть товар не лежит! Блюда должны проходить. Креветки можно купить за 1000 рублей, и они будут лежать в заморозке – соответственно, это «мертвые» деньги, которые ты кому-то отдал, и все – ждешь. А чтобы деньги приносили прибыль, надо, чтобы они постоянно «крутились». Поэтому в нашем заведении цена соответствует качеству, чтобы гость был доволен.
 

Работаем для того, чтобы гости отдыхали!



- Окила, а японское предложение – оно же обычно дорогое?

- У нас это лишь дополнительное предложение, там только роллы, для которых больше всего нужны лосось и рис. Рис, помимо этого, идет и в основное меню, да и лосось тоже. Так что ничего специального для японской странички мы не заказываем. Креветки мы тоже используем как в европейском, так и в японском меню. Угорь сейчас очень дорогой, и если сетевикам удобно его покупать в больших объемах – для них поставщики назначают другие цены, - то нам он, конечно, не выгоден. Поэтому мы покупаем его очень немного и добавляем только в горячие блюда. У нас нет Филадельфии с угрем (только с лососем), нет Дракона, которые гости, в общем-то, любят, но на такие роллы была бы цена, выбивающаяся из общей картины меню, что для нас неприемлемо.

- Продукты для своего заведения Вы выбираете тоже непосредственно сами?

- Перед заключением договора с компанией-поставщиком делаются пробные поставки – я, конечно, все пробую сама. Но фирмы могут быть добросовестные и не очень: в первые две-три поставки привезти качественные продукты, а потом расслабиться и планку качества опустить. И поначалу у нас текучка по овощам была достаточно бурная – сейчас, к счастью, все наконец-то стабилизировалось, мы нашли фирму, где цена соответствует качеству, которое нас устраивает. В данном случае немаловажно и то, что в эту компанию можно позвонить в любое время дня и ночи и договориться о поставке, даже если она не запланирована – например, внезапно возник банкет, о котором не было предварительной договоренности.

- Окила, за полгода работы вышли на самоокупаемость заведения?

- Скажем так: выходим. Жители нашего района к нам уже привыкают, потихоньку осваиваются. Нас выручают банкеты, и очень приятно, когда гость приходит заказывать банкет или по рекомендации, или потому что сам недавно был у нас на банкете у друга. Заявки на банкеты я принимаю сама и очень радуюсь, когда слышу: «Нам так понравилось отдыхать в вашем заведении, хотим провести здесь свое мероприятие!» Для этого мы и работаем!

Старший повар, выступающий в роли шефа, регулирует работу на кухне и сам на ней работает. У шеф-поваров же иногда бытует мнение, что шеф должен прийти, разработать меню, показать, как готовятся блюда, но сам при этом блюда может и не готовить, и в вечерней работе не участвовать: «У меня восьмичасовой рабочий день!» Но в небольших заведениях, особенно расположенных далеко от центра, не нужен шеф-звезда! Здесь требуется выполнять ежедневную, ежевечернюю работа, которая шефу может показаться рутинной. Эта проблема полностью снимается, когда возглавляет кухню не шеф-повар, а старший повар: он ведь совершенно такой же, как остальные, просто должностных обязанностей у него больше.
В маленьком ресторанчике все на виду, и владелец сразу видит тех, кто может расти, и в своих дальнейших планах учитывает эту возможность. А в сети заведений можно быть отличным профессионалом, но над человеком, которому этот профессионал непосредственно подчиняется, есть заместитель директора, директор, генеральный директор, владелец – и эти люди конкретного специалиста, который засиделся на месте, не видят. А непосредственный руководитель не стремится ему больше ничего предложить, потому что, во-первых, его и так все устраивает, а во-вторых – над ним есть все эти люди. И чтобы человека заметил генеральный директор или владелец заведения, надо иногда прыгнуть через голову, а профессионал этого делать никогда не будет именно потому, что он профи, а не карьерист. Он хочет заниматься делом, а не плести интриги. В маленьких ресторанчиках все проще: владелец чаще всего знает всех своих людей и понимает, кому и что можно предложить.

До конечного потребителя должна доходить примерно одинаковая – средняя – цена блюда. Потому что гость должен иметь возможность заранее просчитать свои затраты и не выбиваться за их пределы из-за какого-то очень дорогого блюда, вдруг появившегося в меню. Это удобно и нам тоже: товар покупается, продукты быстро оборачиваются и покупаются снова у наших постоянных поставщиков. И благодаря такой оборачиваемости они у нас всегда свежие.
Другие статьи
Смотреть все

В числе победителей — The Carlton (Moscow), Гранд-кафе «Dr. Живаго» и Мемориальная квартира А. С. П...

2-3 февраля 2026 года в Санкт-Петербурге в отеле «Cosmos Saint Petersburg Pribaltiyskaya Hotel» пройдёт ф...

Премия прошла при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. Уже второй раз событие стало частью програ...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх