Производство вина виноградного продолжает падать. Причем— очень серьезными темпами, опережающими водку. Производство водки и ЛВИ в октябре 2008 г. упало на 15% относительно октября 2007 г.; производство в ноябре упало на 20% относительно ноября 2007 г.
Но это легальное производство; а легальную водку хоть есть чем заменить: нелегальная продукция, технические и домашние суррогаты, аптечные настойки. А вино, производство которого упало в октябре на 10% относительно октября 2007 г., а в ноябре 2008 г. на 30% относительно ноября 2007 г. заменить населению нечем. Не тянет на замену ни прекратившее свой рост шампанское и игристое, ни САН, ни пиво как полноценная замена. Но тяга к низко алкогольной продукции не умрет, хотя потребление вина в кризис может упасть на 15%−17% (в физическом объеме). Поэтому спада потребления пива мы не ожидаем— у этого напитка нет ценовой конкуренции, кроме того – эффект привыкания к пиву не сравнить с аналогичным эффектом у вина.
При всем при этом нельзя сказать, что на эти 11% и 30% в октябре и ноябре сократилось потребление вина, в худшем случае— в общем объеме без разбивки на ценовые сегменты – на 10%−12%. Да, спад в октябре— ноябре катастрофический, но паниковать еще рано: падение производства вина по итогам января— ноября 2008 г. в целом составило всего 0,4% от уровня 2007 г. (аналогичного периода). Что вполне вписывается в предположение о спаде потребления вина в период кризиса на 10%−15%.
В то же время – давайте смотреть динамику: потребление (производство + импорт) вина в России с 2004 по 2007 г.г. составило всего 10%; ничего такого не произошло в 2008 г., что способствовало бы резкому росту винного потребления, тем не менее, в 1 полугодии 2008 г. объем рынка (не потребления, а производства + импорта вырос на 10%−12%). Никаких причин для этого не было, то есть— на лицо было затоваривание рынка относительно спроса на вино и объемы 2007 г. А если еще учесть, что и 2007 г. дал избыток на рынке вина (производство + импорт), так как первая половина 2007 г. усиленно наращивала послекризисное (2006 г.) производство и импорт – рынок не был гармонизирован, непонятно было – сколько же надо российского вина взамен молдавского и т.д., то становится ясно— мы сегодня продолжаем сравнивать 2008 с 2007, а оба эти годы – не успели стабилизировать винный рынок.
В связи с этим, даже падение винного производства в целом на 5%−7%— это всего лишь возврат к реальным потребностям рынка, а все, что ниже этого – уже последствия кризиса. Хотя веселее от осознания этого не становится. Мы очень надеялись на закрепление тенденции роста винного рынка в 2008 г. С учетом новых реалий в период кризиса потребление вина у нас снизится, ориентировочно на 15–17% за ближайшие два года.