За прошедшие 20 лет Уиллиам Ламберти накопил немало опыта в управлении проектами, а значит, можно смело составлять полезное руководство для тех, кто только собирается начинать собственное ресторанное дело.
Уиллиам Ламберти, итальянец по происхождению, русский — в душе, шеф-повар и ресторатор, в эксклюзивном интервью нашему журналу рассказал о своем пути в бизнесе. К слову, первый ресторан — Uilliam’s — он открыл пять лет назад. За это время также запустил несколько других заведений в Москве: ресторан PINCH, который позиционируется как новая бистрономика, домашний ресторан UGOLEK, ресторан «Северяне» с блюдами из печи, авторский стритфуд Porketteria ZIZO.
— Уиллиам, как вы выбрали профессию шеф-повара?
— Интерес к этому ремеслу возник еще в детстве. Я мог часами завороженно наблюдать за тем, как мама и бабушка готовят на кухне. Впитал эту волшебную атмосферу и именно потому захотел стать шеф-поваром.
— Расскажите о начале пути в ресторанном бизнесе.
— В 14 лет я попал на стажировку в китайский ресторан в своем родном городе Анкона. Так впервые оказался в профессиональной среде. Это был колоссальный опыт, благодаря которому желание работать в ресторане стало еще сильнее. Таким образом, моя карьера в Италии развивалась от кухонь небольших заведений к мишленовским ресторанам.
— Когда решили открыть свой собственный ресторан?
— Я давно шел к этой цели. Думаю, почти каждый шеф мечтает о собственном ресторане. Как только у меня появилась возможность, не сомневался ни минуты. Поэтому в 2011 году мы открыли Uilliam’s.
Сейчас нужно больше внимания уделять каждой мелочи, следить за тем, что происходит на ресторанном рынке.
— Ваша карьера в Москве началась в 90‑е годы: сравните ресторанный бизнес России сейчас и 20 лет назад. Есть отличия?
— Считаю, ресторанный бизнес не так уж сильно поменялся за последние 20 лет. Главное отличие заключается в том, что значительно выросла конкуренция. А еще запросы гостей стали другими. Сейчас нужно больше внимания уделять каждой мелочи, следить за тем, что происходит на ресторанном рынке. В этом смысле хорошую школу прошел в ресторане «Эльдорадо», где работал в 1996 году. Меня там научили, что у шефа должно быть только три правила: качество, качество и еще раз качество! Этот принцип до сих пор считаю для себя основополагающим. Что 20 лет назад, что теперь.
— В вашем послужном списке — рестораны Милана, Лондона, Москвы. Где было интереснее всего, а где — сложнее?
— Интересно было везде и сложно тоже было везде (смеется). Хотя работать за границей мне всегда было интереснее: всякий раз это вызов и потрясающие возможности для развития. Несмотря на трудности, на языковой барьер, культурные различия, я никогда не опускал руки и добивался своего.
— В России вы работали с Аркадием Новиковым, ресторанами Ginza Project, «Азбукой вкуса». Какой опыт считаете наиболее ценным?
— Участие во всех перечисленных проектах — грандиозный опыт. Благодаря этому я обладаю теми ценными навыками, которые впоследствии открыли для меня многие двери. В каждом ресторане отличались принципы и методы работы, коллектив, концепция. Я научился придумывать уникальные рецептуры, изобрел собственную технику и нашел свой стиль. Я очень благодарен тем, с кем мне посчастливилось сотрудничать в тот период.
— Как реализовывались ваши проекты? С какими сложностями сталкивались в самом начале и сталкиваетесь сейчас?
— На этом непростом пути мне часто приходилось преодолевать трудности. От этого, к сожалению, никуда не уйти. Главное — уметь фокусироваться на своей главной цели и продолжать идти вперед, невзирая на проблемы.
— Как решаете возникающие вопросы с бизнесом: поставки продуктов, подбор персонала и другие вопросы? Как мотивируете сотрудников? Что работает, а что нет?
— Вопрос поставки продуктов актуален в ресторанном бизнесе всегда. Несмотря на то, что сейчас заметно увеличилось количество поставщиков и выбор продуктов. А вот их качество, к сожалению, часто оставляет желать лучшего. Раньше выбор был гораздо меньше, но при этом качество было на порядок выше. Такой парадокс.
А что касается персонала, то его обязательно нужно мотивировать. Люди хотят стабильности, хотят расти, развиваться, поэтому мы стараемся давать им такую возможность. Я достаточно сложный человек, но при этом понимаю, что слишком сильно давить не стоит, это просто не даст положительных результатов. Нужно создавать комфортную атмо-
сферу в коллективе, хорошие рабочие условия. Зачастую случается так, что человек раскрывает лишь половину своего потенциала, а на другой работе выкладывается полностью и даже сверх того. Именно поэтому важно разрабатывать политику, которая способна вдохновлять персонал.
— Какой из ваших ресторанных проектов самый сложный по реализации?
— Я не могу сказать, какой из них самый сложный, но самый интересный сейчас для меня — по своей специфике — это ресторан AVIV, который находится на Рублевском шоссе в Еврейском религиозно-культурном центре «Жуковка» при синагоге. Это ресторан с современной кошерной едой. AVIV — очень интересный проект, но непростой, так как при приготовлении кошерных блюд нужно соблюдать ряд строгих правил. Я очень люблю «Жуковку» за красивую территорию и за возможность показать гостям, какой вкусной и разнообразной бывает кошерная еда.
Что касается персонала, то его обязательно нужно мотивировать. Люди хотят стабильности, хотят расти, развиваться, поэтому мы стараемся давать им такую возможность.
— Расскажите о планах на следующий год: думаете ли об открытии новых ресторанов и в каких форматах?
— Мы продолжаем успешно развиваться, в следующем году надеемся запустить еще несколько ресторанов. Информация о новых проектах обязательно появится на моей странице в Instagram. Так что следите за новостями.
— Каким, на ваш взгляд, был для ресторанного бизнеса 2016 год? Можете отметить, что ждет отрасль в новом году в России и конкретно в Москве?
— Прошлый год был очень насыщенным: в Москве появилось много интересных проектов, но и закрылось, к сожалению, тоже много достойныхзаведений. Мы открыли ресторан Porketteria ZIZO в Денисовском переулке и в ТЦ «Мега Химки».
Наступивший 2017‑ый станет хорошей проверкой на прочность для рестораторов: мы все еще ощущаем последствия кризиса и санкций. Сейчас для нас как никогда критически важно понимать потребности потребителей, стараться соответствовать их высоким запросам и ожиданиям.
— И напоследок: ваша любимая кухня — итальянская, русская?..
— Моя любимая кухня — домашняя. И не имеет значения, русская, итальянская или какая-либо еще (смеется). Как было сказано выше, я пронес любовь к домашней кухне через всю карьеру и стараюсь привнести что-то от нее в каждое свое блюдо.
Беседовала Марина Лютова
С 30 октября по 1 ноября в Екатеринбурге успешно прошли выставки InterFood Ural и FoodTech Ural, объединившие свыше 9...
В рамках Форума «Дни ритейла в Беломорье» (Архангельск, 21 -23 ноября) пройдёт экспертная сессия по теме ...
С 12 по 14 ноября 2024 года Санкт-Петербург стал центром пищевой индустрии, приняв одну из самых ожидаемых выставок г...