Российский рынок общественного питания медленно, но верно восстанавливается после резкого падения оборота в 2015 году. Тогда, по данным Росстата, рынок впервые с 2009 года показал отрицательный рост на уровне 5,5%: в 2009‑ом рост вообще составил –12,7%, оставаясь позже в положительном поле в течение шести лет. В 2016 году рост второй год подряд оказался отрицательным, на уровне 3,8%. 2017‑ый до конца еще не подсчитан, но оборот рынка растет, и есть надежда если не на выход в плюс, то хотя бы на приближение к нулю (см. график «Динамика развития рынка общественного питания»).
По 2017 году Росстат предоставляет данные пока только до октября, но и по ним уже можно сказать, что ресторанный рынок показывает неплохую динамику в сравнении с двумя прошлыми годами — 2015‑ом и 2016‑ом, когда рост оборота ни в один из месяцев не оказался положительным.
2015‑ый вообще стал исключительным в плане падений — и летнего, и новогоднего. С мая по август 2015‑го прирост составлял –7,3, —8, —7,9 и –7,6% соответственно, после чего поднялся до –3,8% в сентябре, чтобы к декабрю снова упасть до –7,4%. В тот критический для многих рестораторов год отрицательную динамику развития показали все сегменты общественного питания, кроме фаст-фуда. Только он, подхватив гостей у других форматов, продемонстрировал положительную динамику, составив, по данным Центра исследований потребительского рынка «RETAILER Аналитика», 5,2% в реальном выражении. Кроме заведений быстрого питания, достаточно устойчивыми оказались и рестораны премиум-класса, оборот которых упал лишь на 0,2%.
2016 год начался и закончился отрицательным ростом на уровне 5 и 5,1% в январе и декабре соответственно. Однако ниже этих цифр оборот ни в один из месяцев не опустился, а в мае вообще поднялся до –1,4 (см. график «Динамика развития рынка общественного питания помесячно»).
2017 год, изначально заявив положительную динамику оборота рынка общественного питания на уровне 1,3% в январе, на три последующих месяца ушел в минус: –0,9%, —0,7% и –1% с февраля по апрель соответственно. Но уже в мае вновь показал положительную динамику 0,2% и уже не сдавал позиций. Летние месяцы оказались обнадеживающими, демонстрируя 2,7%, 3,9% и 4,1% с июня по август (см. график «Динамика развития рынка общественного питания помесячно»).
Возможно, это было связано с очень холодным летом, и люди вместо парков и пляжей пошли в кафе и рестораны. Впрочем, у холодного лета есть и обратная сторона: летние веранды, на которые у многих рестораторов всегда большие планы, работали гораздо меньше, чем могли бы, — не средние 20–22 дня в месяц, а около десяти, как было в прошлом году.
Осенью начался ожидаемый спад: рост оборота рынка общественного питания в сентябре и октябре составил 3,7% и 2,5% соответственно, данные оставшихся двух месяцев пока подсчитываются Росстатом.
В любом случае видно, что российский рынок общественного питания постепенно выходит из крутого обвала 2015 года — обвала, который закрыл многие заведения и вывел из игры множество рестораторов (закалив, впрочем, оставшихся в суровых реалиях кризисного бытия).
По данным Росстата, динамика роста заработной платы населения в 2017 году была положительной. В отличие от 2016 года, когда рост заработной платы «уходил в минус», и от 2015‑го, когда ушёл в минус совсем, в 2107 году ни один месяц не оказался с отрицательным показателем, хотя ноябрь и декабрь еще не учтены (см. график «Динамика уровня доходов населения помесячно»).
И, учитывая это, а также явную тенденцию питания вне дома, можно надеяться, что 2018 год если не восстановит рынок общественного питания в «докризисном» объеме, то как минимум утвердит в устойчивом подъеме.
Графики предоставлены Центром исследований потребительского рынка «RETAILER Аналитика».