Про систему «Меркурий» и электронные ветеринарные сертификаты слышали многие. Запуск системы в эксплуатацию постоянно откладывали, правила работы с ней изменяли, появлялись слухи о ее замене другими контрольными системами. В итоге вопросов накопилось больше, чем ответов. Давайте попробуем разобраться вместе, чем нам грозит «восход Меркурия».
Главная задача Меркурия – усиление контроля
Главной задачей, которая ставилась перед разработчиками системы, являлось усиление контроля за оборотом продукции животного происхождения и создание системы электронного документооборота в области ветеринарных сопроводительных документов (ВСД). Перечень такой продукции был утвержден в Приказе Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648 "Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.02.2016 N 41118).
С 1 июля 2018 года все ветеринарные сертификаты на продукцию из этого списка должны выписываться в электронном виде. И все компании, которые производят, продают, перевозят, хранят, используют в производстве данную продукцию, обязаны подключиться к системе и работать в ней.
Какие продукты подлежат сертификации?
В список продукции, подлежащей ветеринарному контролю, входят следующие группы:
Судя по этому списку, подключиться к Меркурию должны будут самые разные предприятия - от цирка и зверинца до ресторана высокой кухни, от магазина продуктов до ветеринарной аптеки. Давайте посмотрим на те операции, которые будет необходимо отражать в системе после подключения к ней.
Как наладить работу с Меркурием?
Меркурий предназначен для работы с электронными ветеринарными сопроводительными документами (эВСД), поэтому его основной функционал связан с выпуском ветеринарного сертификата и его гашением. Если вы производите продукцию, подлежащую ветеринарному контролю, то на каждую отгружаемую партию вам будет необходимо создавать новый сертификат и регистрировать его в системе. Для каждого получателя выпускается свой сертификат. Обратите внимание, что выпуск сертификата для продукции некоторых категорий ветеринарного риска может потребовать сертификации сотрудников, работающих с системой.
Гашение сертификата - это операция, подтверждающая факт получения продукции, подлежащей ветеринарному контролю получателем. При этом проверяется соответствие продукции по количеству и качеству, что также отражается в системе. Розничный магазин или ресторан гасит отправленные к ним сертификаты при получении продукции от поставщика, и если полученная продукция продается покупателю или используется при приготовлении блюда, то на этом работа с Меркурием для нее закончена.
А вот если часть продукции возвращается поставщику или перемещается на другую розничную точку, то такое движение также должно сопровождаться выпуском ветеринарного сертификат. В упрощенном виде можно сказать, что розничная продажа физическому лицу в «Меркурии» не отражается, а вот оптовая – да, обязана быть зафиксирована для дальнейшего контроля за ее движением.
Аналогичная ситуация по работе с ветеринарными сертификатами для собственных производств в магазинах и ресторанах. Если фабрика-кухня готовит полуфабрикаты, которые в дальнейшем продаются оптом или перемещаются на другие торговые объекты, то без функционала по созданию новых сертификатов для такой выпускаемой продукции уже не обойтись. А вот если собственное производство в магазине готовит салаты или выпечку для розничной продажи в этом же магазине, то выпускать ветеринарные сертификаты такой объект не обязан.
Физически работа с ВетИС «Меркурий» (Ветеринарная информационная система) выглядит следующим образом – это огромная электронная база данных, запись информации в которую происходит или через WEB-интерфейс (сайт) или через прямое подключение вашей товароучетной системы к базе данных по специальному протоколу (ВетИС.API). Работа через WEB-интерфейс абсолютно бесплатна и доступна после регистрации в системе. Но при этом функционал работы и скорость будет серьезно ограничены. Разработчики системы при проектировании рассчитывали, что в таком режиме будет обрабатываться не более 10% от всех выпущенных сертификатов. Вариант работы через ВетИС.API гораздо функциональнее, но он доступен только тем компаниям, которые используют адаптированные под «Меркурий» программные продукты. Например, 1С для работы с системой выпустил специальный модуль «1С:Управление ветеринарными сертификатами», также поддержка Меркурия реализована в ряде типовых конфигураций последних версий.
Для продуктов, разработанных нашей компанией, для работы с Меркурием предназначен специализированный модуль «Далион.Меркурий», который приобретается отдельно и позволяет закрыть практически все вопросы работы с ВетИС для предприятий розничной торговли и общественного питания, в том числе возвраты и перемещения продукции, подлежащей ветеринарному контролю. При этом работа с сертификатами логически встраивается во внутренние бизнес-процессы, что серьезно облегчает работу с системой.
- Остались вопросы?
С удовольствием отвечу, пишите!
Борщова Виктория
руководитель
Департамента Торговых Систем
Группа компаний «СофтБаланс»
admin@restanalitika.ru
Раменные, бургерные, винные бары, пиццерии или рестораны поп-ап — мода на ресторанные концепции успевает с...
Концепция, интерьер, меню — творческие процессы, за которыми всё же стоит вопрос извлечения прибыли. И начинающ...
В ноябре в магазины и рестораны начали поступать первые партии продукции с акцизными марками нового образца. Такие па...